«Эротика Текста»: «Нежное безумие». Алхимия слова Георга Тракля
Георг Тракль – пример поэта, известного достаточно узкому кругу читателей, но при этом оказавшего сильнейшее воздействие на развитие поэтического языка XX века вплоть до наших дней. Concepture обращается к творчеству самобытнейшего австрийского поэта.
«Нежное безумие» Георга Тракля
Георг Тракль не относится к поэтам-долгожителям. Он ушел из жизни в возрасте 27 лет. Короткую жизнь поэта и его творчество, пронизанное меланхолией и «нежным безумием», можно назвать ярким документом эпохи. Документом, который зафиксировал распад человеческой личности, пережившей кошмар мировой войны. Ощущение всеобщего увядания, смерти, которая сквозит во всем живом, присуще уже раннему творчеству поэта. Именно мрачные поэтические образы, оказывающие сильное эмоциональное воздействие на читателя, позволили современникам причислить Тракля к экспрессионистам. Одно из ранних стихотворений Тракля так и названо – «Распад»:
Но вздрогнул я: на всем печать распада.
Корявых грабов остовы сухие.
В кровавых листьях ржавая ограда.
И блеклые, как девочки больные,
Поникли вдоль пустых дорожек сада
В ознобе смертном астры голубые.
Тракль стал писать стихи еще в гимназии, и поэзия постепенно заполнила всю его жизнь, стала основным ее смыслом. Но славы и материальной обеспеченности творчество ему так и не принесло. Публичное чтение его стихов произошло только единожды в 1913 году. Осложнялось все тем, что Тракль пристрастился к наркотикам и алкоголю. Временное облегчение принесло ему получение стипендии, учрежденной Людвигом Витгентштейном для бедствующих писателей и художников. Однако пора относительного спокойствия была скоро разрушена наступившей Первой мировой войной. Тракль попал на фронт, участвовал в жестокой битве под Гродеком, в которой оказывал медицинскую помощь тяжелораненым. После этого он совершил попытку самоубийства. Ужас пережитого за два дня навсегда нарушило психическое здоровье поэта. В 1914 году Тракль скончался в госпитале от передозировки кокаином.
Творческая биография Тракля насчитывает всего 10 лет. Однако поэту этого времени хватило, чтобы открыть новые лирические формы, обогатившие мировую литературу. Сам Тракль считал основной своей техникой образную манеру: «в четырех отдельных стихах каждой строфы объединить четыре отдельных фрагмента образа в единое, цельное впечатление». Эта стилистическая особенность траклевской лирики хорошо прослеживается в стихотворении «Маленький концерт»:
Желтеют нивы в зыбком зное.
Кузнечики примолкли в страхе.
Звенящих кос тугие взмахи.
Лесов молчанье золотое.
В пруду – зеленый блеск гниенья.
Перебирает ангел юный
Струящихся миазмов струны.
Проказа жаждет исцеленья.
Основания лирики
Культурными источниками траклевской лирики можно назвать античную и библейскую мифологию, средневековое монашество, произведения Гельдерлина, Новалиса, Рембо, Достоевского. Формообразующими принципами своей поэзии Тракль избрал законы музыкального построения, к которым относится и молчание. Это объясняется художественной установкой поэта – выразить в словах невыразимое, заново открывая поэтический язык. Язык в поэзии Тракля «овеществляется», соотносясь все больше с самим собой, а не с действительностью. За описательно-конкретным у Тракля всегда прячется неведомое и невыразимое.
Эллис, когда кукушка в черном лесу позовет,
Ты нас покинешь,
Припав губами к прохладе синеющих вод.
Медленно вьется красная струйка по лбу.
Смолкнут легенды,
Вещие птицы забудут пророчить судьбу.
Мягок твой шаг, уходящий в лазурную высь,
В ночь уходящий,
Где виноградные лозы, как руки, сплелись.
Лирику Тракля нельзя назвать цельным произведением искусства, он не стремился отражать и представлять внешний мир в своих стихах. «Траклевский тон» прежде всего связан с языковым процессом, обогащением образного языка звуками, запахами, тишиной. Специфической чертой Тракля-поэта является умеренная меланхолия, «нежное безумие», порожденное горечью бытия, злом и страданием человечества. В этом смысле все творчество поэта можно назвать одним большим стихотворением.
Тень или синь? О как над темным садом
Темны глаза, что не дают покоя.
Гитары льются и тоска рекою –
В сад, листопадом тронутый и ядом.
Так нимфа нежно гладит смерть рукою,
К сосцам кровавым, тронутым распадом,
Льнут губы, волосы блистают ядом
У солнца-отрока, струясь рекою.
Рекомендуем прочесть:
1. Евгений Головин – «Георг Тракль: гипотеза №1».
2. Мартин Хайдеггер – «Язык».
3. Сергей Аверинцев – «Георг Тракль: poete maudit на австрийский манер».