«Вехи»: Другое Возрождение. Что нам дала эпоха Ренессанса?

«Вехи»: Другое Возрождение. Что нам дала эпоха Ренессанса?

Культура Ренессанса многими вспоминается только в ее связи с искусством. Живописцы, «титаны» Возрождения затмили не только писателей и поэтов того времени, но и ученых, философов и даже религиозных деятелей. Concepture предлагает восстановить «историческую справедливость» и попытаться рассмотреть культуру Ренессанса как целостный культурно-исторический процесс.

От небес и природы к культуре

В XIV веке в европейской культуре впервые возникает и последовательно развивается идея о человеке, как об особом существе, не принадлежащему до конца ни одному из миров (ни природному, ни божественному). Природу населяют животные, небеса – ангелы. Человек же находится как будто посередине, и у него есть то, что возвышает его над обоими царствами – свобода воли. Распоряжаясь этой свободой по своему усмотрению, человек может либо пасть ниже самого грязного животного, либо превознестись над самым благородным ангелом. Человек совмещает в себе одновременно два начала: с одной стороны (телесно) – он является природным существом и подвержен тем же страстям, что и остальные животные; с другой стороны (духовной) – в нем присутствует божественное начало, позволяющее возвышаться над собственными низменными страстями.

Такое понимание человека было принято в рамках христианской средневековой теологии. Однако, существо человека не сводилось к простому соединению двух начал, которые сами по себе вступали бы в отношения или синтеза, или взаимоисключения. Человек же был способен выбирать одно из направлений. Эта способность указывала на наличие некоей третьей инстанции, а именно – свободы. Объективация этой свободы порождала культуру, как пространство и среду, в которой эта свобода пестовалась.

Таким образом, именно в схоластических словопрениях, представлявших собой искуснейшие диалектические построения, впервые была выработана и обоснована идея о специфическом онтологическом статусе человека. Именно понимание человека как принципиально свободного существа, несводимого ни к ангелам, ни к животным определило основной пафос культуры Ренессанса. Культуры, проникнутой чувством освобождения человека от законов земли и неба; культуры, утверждавшей человеческое право творить себя и мир, исходя из индивидуальной творческой способности. 

Рождение гуманизма

Ни одна культура не возникает на пустом месте, но представляет собой закономерное следствие предшествующей традиции; следствие, могущее принять форму прямого продолжения, некоей модификации, голого отрицания или развития предпосылок. 

В случае рождения гуманистической культуры Возрождения речь идет именно о развитии посылок, заложенных номиналистами оккамовского направления. Так, в частности, Буридан, Орем и Николай из Отрекура в своих трудах обосновывали примат воли человека над его естеством и настаивали на субстанциальности индивидуума. От этих рассуждений было рукой подать до идеи уникальности отдельной личности, и вытекающего из этой уникальности признания ее безусловной ценности. В качестве примера можно назвать работу Петрарки «Искусство жизни», в которой средневековому идеалу жертвы и упованию на воздаяние в загробной жизни противопоставляются ценности культурного аристократизма, заключающиеся в совершенствовании земного бытия при помощи гуманитарных наук и искусств. 

Расцвет Возрождения – синтез или эклектика?

В период с XV по XVI век в рамках новой культуры идет выработка альтернативных мировоззренческих моделей.

Лоренцо Валла расширяет топику гуманизма, включая в нее социальную и экономическую проблематику. Во многом эти проблемы решаются в ключе примирения христианства и античной философии. Не зря любимой темой гуманистов этого периода становится «Добродетель и Судьба», как выражение попытки гармонично соединить религиозную идею божественного предопределения и светскую идею личной моральной ответственности человека. Надо отметить, что формулу этого синтеза дал еще Фома Аквинский, когда писал, что «молиться человеку следует так, как если бы все зависело от Бога, а работать человеку следует так, как если бы все зависело от него самого».

В ином ключе ставит и решает мировоззренческие вопросы Марсилио Фичино. Его философские идеи представляют собой неоплатонизм ренессансного типа. Он даже открывает новую «платоновскую школу» во Флоренции. Значение Фичино для последующего развития европейской культуры трудно переоценить. Апология земной красоты и достоинства человека, преобладающая в его работах, способствовала преодолению средневекового аскетизма и оказала влияние на развитие изобразительного искусства и литературы. А его идея о «всеобщей религии», не скованной культовыми, обрядовыми и догматическими различиями легла в основу возникшего в XVI веке направления «естественной теологии». Пожалуй, можно рассматривать Фичино как невольного идеолога движения New Age, появившегося во второй половине 20 века и ознаменованного типично фичиновской идеей «религиозного мировоззрения без границ».

Как и в античное время, в эпоху Ренессанса последователям платонического мировоззрения противостоят последователи мировоззрения аристотелевского. Самый известный из них – Пьетро Помпоннацци, восприняв идеи Аристотеля через аверроизм, развивает их в сторону эмпиризма и сенсуализма. Тем самым, Помпоннацци подготовляет почву для бурного развития естественных наук, основанных на строго эмпирической доказательной базе и эксперименте. 

Помимо широко распространенной тенденции христианизировать язычество, в рамках культуры Возрождения предпринимались попытки обновления собственно христианства. Здесь можно вспомнить имена Фомы Кемпийского, Рейсбрука, Сузо, Агриколы, Николая Кузанского и других. Обновление христианской религии этими мыслителями представлялось в духе очищения от схоластических наслоений. Основной акцент они ставили на моральном практицизме и глубине психологичесого переживания религиозного чувства. В целом же, их полемика была направлена против языческих крайностей гуманизма. И самым ярким документом, запечатлевшим эту полемику, является «Речь о достоинстве человека» Мирандолы.

Мирандола хоть и опирался на античную идею о том, что «человек - это микрокосм», все же связывал ее с христианским учением о сотворении человека. Согласно Мирандоле, Бог (вопреки церковной догме) не создал человека по своему образу и подобию, но предоставил ему самому творить свой образ. Человек сам – свободный творец собственной природы, что является, по мысли Мирандолы, исключительной привилегией человека, предопределенной  тем, что именно он должен оценить величие мироздания – божественного творения, и возвыситься благодаря этому над всеми прочими смертными существами.

Религиозная революция

Не стоит недооценивать вклад Лютера – зачинщика и идеолога Реформации в судьбу становления европейской (а может быть и мировой) истории. В конце концов, именно он заложил основы протестантизма. А протестанская этика, в свою очередь, как это убедительно показал Макс Вебер, породила дух капитализма. А капитализм – это то, что и по сей день определяют жизненный уклад почти всего мира.

Все началось со спора между Лютером и Эразмом Роттердамским относительно свободы воли человека. Эразм настаивал на необходимости знания, с целью различения подлинного содержания религии и излишних нагромождений схоластической культуры. При этом, чтобы стать таким эффективно различающим знанием, мысль должна была пройти школу философского обучения. Лютер же отрицал необходимость знания и разрабатывал теорию спасения только верой. Отказ от знания Лютер объяснял ссылкой на божественное предопределение. В сущности, именно он впервые предложил простой прагматичный тезис, ставший впоследствии жизненным кредо не одного поколения – «делай, что должен, и будь, что будет».

Важно понять, что диффамации Лютера касательно знания в исторической перспективе были нечто большим, чем простое мракобесие и реакционерство. Штудии Лютера способствовали прояснению роли самосознания в структуре личности, и в этом отношении Лютер может считаться предшественником Декарта. Ведь именно Лютер подготовил почву для перехода общественного сознания от возрожденческого идеала всесторонне-развитой личности к новоевропейскому идеалу рационально-активного и этически-ответственного субъекта.

Немаловажные дополнения

Культура Ренессанса колоссальна по своему объему и содержанию, и поэтому не представляется возможным в рамках одной статьи перечислить и раскрыть все ее аспекты. Здесь отмечены лишь системообразующие вехи. Также нельзя обойти молчанием немаловажные дополнения, без которых Возрождение немыслимо как целостный культурный феномен.

Среди этих дополнений, в первую очередь, хотелось бы отметить произведения ренессансных утопистов Томаса Мора и Томмазо Кампанеллы. Впечатляющие мифы о совершенном обществе, созданные этими мастерами во многом определили ценностный вектор развития политических наук и можно сказать сформировали дидактическую функцию дальнейшей литературы.    

Весьма существенный вклад внес Никколо Макиавелли с его жесткими, порой доходящими до цинизма рекомендациями по управлению обществом. Стоит ли говорить, что именно Макиавелли заложил основы современной политологии и отчасти социологии.

Среди видных теоретиков того времени нельзя не упомянуть Жана Бодена, который буквально стал зачинателем эпохи современной юридической мысли, создав свою концепцию правового государства, веротерпимости и суверенитета.

Ну и наконец, следует назвать имя Мишеля де Монтеня, оставившего нам в наследство умонастроение меланхоличного скептицизма, который стал основой не только культурного мировоззрения XIX века, но и который пронизывает современное научное мировоззрение, отказавшегося от претензии на абсолютную истину и довольствующегося относительными формами человеческого познания.

Рекомендуем прочесть:

1. Томмазо Кампанелла – «Город солнца».

2. Мишель Монтень – «Опыты».

Автор: Алибек Шарипов
500