«Вехи»: Китеж-град. Город, которого нет
Легенда о невидимом граде Китеже, сокрытом в водах озера Светлояр, является одной из самых популярных в русской культуре. Concepture публикует заметку об истории загадочного города праведников.
Уход города или целого острова под воду – мотив довольно распространенный в ряде европейских литератур. Со времен Древней Греции нам известны сказания о гибели Атлантиды или города Сибарис. В этих эсхатологических легендах затопление предстает как божественное возмездие за греховную жизнь. Вообще предания о потопе, уничтожающем целые цивилизации, широко распространены по всему миру, что убедительно доказывает Д.Д. Фрэзер в своей работе «Фольклор в Ветхом Завете». Подобная история об исчезновении целого города под водой есть и в литературе Древней Руси, причем она имеет свои специфические особенности и существенно отличается от аналогичных европейских историй.
Коренное отличие легенды о Китеже заключается в том, что этот город был «стерт» с лица земли Богом не за грехи, а за свою праведность и преданность христианской вере. Несмотря на то, что Китеж называют Русской Атлантидой, судьба этого города совершенно иная – он не погиб, а до сих пор существует, спасенный от горестей земной жизни и скрытый от глаз обывателя, погрязшего в мирской суете. Согласно легенде, сегодня только праведник может найти путь в этот город, поскольку его глаза не затуманены земными желаниями. В этом плане Китеж – символ православной культуры, поскольку он явил пример самоотверженного служения богу, христианского мужества, победы над греховной природой человека. Недаром Н.Бердяев связывает Китеж именно с истинной верой «Истинное православное царство уводит под землю. С этим связана легенда о Граде Китеже, скрытом под озером. Народ ищет Град Китеж».
И все же до ухода под воду этот город выглядел как обычный древнерусский город. Как правило, легенды всегда имеют реальную историческую основу. Повествование о Китеж-граде не исключение, так как часть его состоит из описания вполне достоверных событий, как-то защита земли от нашествия монголо-татар. Исследователи истории Китежа не отрицали существования прообраза этого города праведников, а также сталкивались с проявлением священного ужаса местных жителей перед озером Светлояр, откуда по поверьям в тихую погоду доносится колокольный звон городских церквей Китежа. Например, русский писатель Мельников, тщательно изучавший легенду, писал: «Кажется, в Китеже было свое братство богатырей, подобно киевскому братству богатырей при дворе Владимира Красно Солнышко. Китеж в народных преданиях – стольный город суздальской земли».
Легенда о Китеже известна нам по двум письменным источникам: «Книга, глаголемая Летописец» и «Послание отцу от сына из оного сокровенного монастыря...», которые были обработаны книжниками-старообрядцами во второй половине XVIII в., хотя создавались еще в XVII в. Историческим фоном предания стало нашествие монгольского хана Батыя и борьба с ним князя Георгия II Всеволодовича, который погиб в битве на р. Сити. Ему же легенда приписывает и основание города Китеж: «Сам же благоверный князь Георгий поехал с места того сухим путем, а не по воде. И переехал реку Узолу, и вторую реку, именем Санду, и третью реку переехал, именем Саногту, и четвертую переехал, именем Керженец, и приехал к озеру, именем Светлояру. И увидел место то, необычайно прекрасное и многолюдное. И по умолению его жителей повелел благоверный князь Георгий Всеволодович строить на берегу озера того Светлояра город, именем Большой Китеж, ибо место то было необычайно прекрасно, а на другом берегу озера того была дубовая роща».
Легенда повествует о битве Георгия с Батыем у Большого Китежа, в результате которой князь был убит, а город захвачен. Однако полностью завладеть городом Батыю не удалось, потому что тот неожиданно ушел под воду. Это объясняется нежеланием жителей города покоряться иноверцам, готовностью их отдать жизнь, но сохранить свою веру. Поэтому Китеж уходит под воду, потому что об этом просят сами горожане, а бог, узревший духовный подвиг, милостиво исполняет их желание. С тех пор Китеж становится невидимым: «И невидим будет Большой Китеж вплоть до пришествия Христова». Так кончается история видимого Китежа и начинается история невидимого.
Китеж невидимый
Вторая часть «Книги, глаголемой летописец» рассказывает уже о городе невидимом, сокровенном, символизирующем душевную чистоту и святость. Китеж представляется земным раем, землей праведников, куда можно попасть, только полностью сосредоточившись на духовном совершенствовании. «И хотящему идти в таковое место святое никакого помысла не иметь лукавого и развращенного, смущающего ум и уводящего на сторону мысли того человека, хотящего идти. Крепко остерегайся мыслей злых, стремящихся отлучить от места того. И не помышляй о том да о сем. Такого человека направит Господь на путь спасения. Или извещение придет ему из града того или из монастыря того, что сокрыты оба, град и монастырь. Если же пойдет, и сомневаться начнет, и славить везде, то таковому закроет Господь град. И покажется он ему лесом или пустым местом. И ничего таковой не получит, но только труд его всуе будет. И соблазн, и укор, и поношение ему будет за это от Бога. Казнь примет здесь и в будущем веке, осуждение и тьму кромешную за то, что над таковым святым местом надругался, над чудом, явившимся под конец века нашего: стал невидим град подобно тому, как и в прежние времена было много монастырей, сделавшихся невидимыми...».
Здесь история загадочного города приобретает уже догматически-религиозный характер, его уход под воду мыслится как акт ухода от мира, захваченного антихристом (а не только реальным завоевателем Батыем). Несмотря на легендарность Китеж-града, паломники, идущие к нему, никогда не считали его фантастическим и чисто абстрактным образом, а были уверены в его существовании за гранью этого мира, в ином мире, который способны иногда увидеть чистые сердцем и сильные верой люди. Нельзя сказать, что Китеж буквально находится на дне озера Светлояр или рядом с ним.
В народе считалось, что вся местность вокруг озера всего лишь иллюзия, а на самом деле здесь стоит город Китеж. Вера в существование скрытого города породило множество религиозных обрядов, проводившихся на предполагаемом месте его нахождения. Вот описание одного из них: «Благочестивые люди на коленях трижды ползут вокруг озера, потом пускают на щепках остатки свечей на воду и припадают к земле и слушают. Усталые, в истоме между двумя мирами (видимым и невидимым), при огнях на небе и на воде, они отдаются баюкающему колыханию берегов и невнятному дальнему звону...». Китеж-град, оставаясь невидимым, оказал вполне реальное воздействие на русскую культуру, в основу которой легла система ценностей христианской морали с присущими ей идеями жертвенности, подвижничества и соборности.
Рекомендуем прочесть:
1. П.И.Мельников-Печерский – «В лесах».
2. М.Пришвин – «У стен града невидимого».
3. С.Дурылин – «Церковь невидимого града».