«Вехи»: «Весна священная». Языческий балет Игоря Стравинского

29 мая 1913 года в театре Елисейских Полей в Париже состоялась премьера балета Стравинского «Весна священная». Concepture публикует материал о знаменитой постановке.

Замысел балета возник у Стравинского в связи с посетившем его видением. Сам Стравинский рассказывал об этом так: «Мне представилась картина языческого обряда, когда приносимая в жертву девушка затанцовывает себя до смерти. Однако это видение не сопровождалось какой-нибудь определенной музыкальной мыслью». Сюжет как таковой в балете отсутствует. Содержание «Весны священной» композитор формулирует следующим образом: «Светлое Воскресение природы, которая возрождается к новой жизни, воскрешение полное, стихийное воскрешение зачатия всемирного».

Эскиз декорации, сделанный Н.Рерихом

В работе над созданием балета участвовала целая группа маститых талантов. Автором декораций и либретто выступил Николай Рерих, основоположник мистического учения Агни-Йоги. Хореографию ставил Вацлав Нижинский, новатор танца, построивший свою концепцию на профильных позах, заимствованных из древнегреческой вазописи. Функции импресарио взял на себя Сергей Дягилев, выдающийся театральный деятель, создатель творческого содружества «Мир искусства».

Результат получился соответсвующим: обращение к стихийно-языческим мотивам, которые нужно было вписать в строгие обрядовые рамки, привело к созданию особой музыки и хореографии. Изящные балетные па, выражавшие стремление воспарить, уступили место первобытному плясу, символизировавшему неразрывную связь с Матерью-Землей. Подчеркнуто неуклюжие, угловатые движения танцоров, архаика движений были невероятным новшеством. Поэтому премьера балета прошла со скандалом.

Консервативная парижская публика пришла посмотреть классический русский балет, каким она его всегда знала, но вместо этого вдруг увидела нечто из ряда вон выходящее. Жан Кокто, французский писатель, друг Стравинского, так описывает события того вечера: «Зал сыграл ту роль, какую ему надлежало сыграть: он мгновенно взбунтовался. Публика смеялась, вопила, свистела, хрюкала и блеяла и, возможно, со временем устала бы, но толпа эстетов и кое-какие музыканты в непомерном рвении принялись оскорблять и задевать публику в ложах. Шум перешел в рукопашную».

Славянский языческий обряд, легший в основу балета 

А Николай Рерих в своих мемуарах так вспоминает это событие: «Перед самой премьерой мы заметили, что господин Дягилев и импресарио Аструк были несколько взволнованы, будто бы ожидая чего-то. А во время премьеры разразился грандиозный скандал. Публика так демонстративно свистела и кричала, что, мне кажется, едва ли могла слышать музыку. Кульминация наступила во втором действии, когда на сцене солировала исполнительница главной роли. Я искренне восхищался её мужеством, потому что ей пришлось танцевать не под музыку, а под аккомпанемент сильно шумевшего зрительного зала, и редкие аплодисменты потонули во всеобщем волнении.

«Весна священная» шла несколько раз в том сезоне, и всегда её сопровождал тот же шум, и это несмотря на то, что в зале не было пустых мест. Я сам слышал, как несколько разодетых дам, войдя в ложу, спрашивали друг друга: «Вы не знаете, когда же начнётся шум?». Если бы меня спросили, в чём причина столь жуткого протеста, я должен искренне признаться в своём неведении. Для меня это осталось одной из больших тайн. Когда ту же «Весну священную» поставили двумя годами позже, её не только встречали овациями, но и единодушно хвалили. И с тех пор все знают об успехе, который балет имел в Париже и других городах.

Если раз в столетие происходит изменение общественного мнения, это значит, что на подходе новое поколение. Но если это случается через два года и мы имеем дело с тем же поколением, изменившим своё отношение к одной и той же постановке, то это говорит о том, что за короткий срок происходит ломка стереотипов на происходящие события».

Эскиз декорации, сделанный Н.Рерихом

29 мая 2013 состоялся концерт, посвящённый тройному юбилею: столетию балета Нижинского, музыки Стравинского и Театра Елисейких полей. На этот раз музыкальным руководителем выступил Валерий Гергиев, а хореографическую постановку осуществила Саша Вальтц. 

 

Автор: Алибек Шарипов
474