Философские концепции исторического процесса

Статья № 3: И снова по кругу. Теория циклического прогресса Дж.Вико

Статья № 3: И снова по кругу. Теория циклического прогресса Дж.Вико

Для самих философов Джамбаттиста Вико фигура знакомая, но малоизвестная аудитории широкой. Его труды по истории философии и ее методологии стали камнем преткновения для многих философов. Concepture публикует третью статью из курса «Философские концепции исторического процесса» о теории прогресса Дж.Вико.

Джамбаттиста Вико родился в 1668 году в густонаселённом итальянском городе Неаполь, втором городе Европы по величине того времени. Достаточно большую роль в развитии жизненных интересов и основного способа времяпровождения сыграло его семейное окружение: отец Вико был книготорговцем. После окончания школы главным направлением его мысли стала философия, которой он посветил всю свою жизнь. В 1697 он был избран в Неаполитанский университет в должности профессора риторики, где проработал до конца жизни, в последствии также активно выступал с критическими лекциями на научных мероприятиях, а также подрабатывал гувернёром у детей местных аристократов.

В 1725 году Дж. Вико в своём сочинении «Основания новой науки об общей природе наций, благодаря которым обнаруживаются такие новые основания естественного права народов» заложил основы философии истории и её методологии. Изложенные Вико идеи имели достаточно существенное влияние на Арнольда Тойнби, Освальда Шпенглера, Питирима Сорокина и многих других.

Отвергнув разработанную Рене Декартом и достаточно популярную в XVII-XVIII веках концепцию всеохватывающего рационализма, а также естественнонаучную концепцию универсальности математической методологии, Джамбаттиста Вико указал на то, что история – продукт исключительно человеческой деятельности, а человеческая сущность завязана на желаниях, страхах и надеждах.

Вико одним из первых заговорил о фундаментальной разнице между точными и гуманитарными науками, о невозможности применения классической научной рациональности при изучении истории человечества.

Таким образом, Вико рассматривал в качестве необходимого объекта изучения источники, в которых было запечатлено коллективное сознание. На разных этапах истории оно отражалось в продуктах человеческой культуры посредством языка – в поэзии, прозе и религии, а также в законах, обычаях и социальных структурах.

Взяв за основу «триумвират» Древних Египтян относительно своей концепции истории – Век Богов, Век Героев и Век Людей, Вико развил эту идею и выдвинул тезис, что любая нация проходит через три исторических этапа в своём развитии. И каждому из трёх таких этапов соответствуют три вида нравов, три типа права, три разновидности языка и три способа государственного правления.

Также стоит отметить последующую популярность подобного тройственного деления в философии: например, один из крупнейших немецких философов Георг Вильгельм Фридрих Гегель, не слишком близкий по своим представлениям с Вико, выделял три этапа развития права (причём каждый этап включал в себя, в свою очередь ещё три основных подкатегории), три классических закона диалектики, три понимания сущности государства.

Дж. Вико в центр исторического развития ставил объективирующееся вовне сознание, а сам механизм развития рассматривал как круговорот (corsi е ricorsi), как непременное и неизбежное изменение социальных парадигм. В качестве исходной точки и критерия прогресса он выделял индивидуальную человеческую свободу и юридический механизм её обеспечения – развитие законодательства, улучшение работы органов правосудия и так далее. Давайте рассмотрим все три цикла подробнее. 

«Божественная» эра

Является эрой генезиса социальных институтов, формирования письменности и мифов. Преобладает теократическое правление, и религиозные нормы выступают основным регулятором общества. Вико исключительно положительно оценивает влияние религии на данном этапе, поскольку она является инструментом аккумулирования общественного сознания. Также большую важность имеют мифы: они позволяют прочесть часто эмпирически обусловленное эмоциональное представление людей о реальном мире и представляют собой субъективную картину истории божественного века, по которой можно изучать как саму человеческую историю, так и особенности человеческого характера и менталитета.  

«Героическая» эра 

Эра аристократов, полярно-феодального разделения человеческого общества, распространения насилия как основного способа разрешения конфликтов и обеспечения интересов. В таком цикле основными человеческими идеалами являются мужество и власть.

«Человеческая» эра

Только в ней начинает работать, по мнению Вико, картезианский рационализм. Разум влияет на общественное устройство, которое под этим воздействием демократизируется, происходит всеобщее и многоаспектное улучшение общественной жизни; право, построенное на принципах равенства людей перед законом, является основным социальным регулятором.

Таким образом, история представляется собой цикл взросления каждой нации – от наполненного эмоциональными фантазиями детства к зрелому рациональному состоянию. Циклы меняются не плавно и безболезненно: причина смены каждого – общественный распад вследствие неизбежно возникающих социальных конфликтов. В божественной эре неизбежны патриархальные и религиозные конфликты, в героической – столкновение богатых и бедных социальных слоёв.

Однако «человеческая» эра не представляет собой венец общественного творения, не является финальной точкой социального прогресса. Человечество, достигая всё большего совершенства в науке, культуре, правовом регулировании и гражданском обществе, пожирает посредством неизбежных конфликтов само себя и отправляется в новое варварство, где на более высоком уровне цикличное развитие начинается заново.  Получается, что исторические циклы бесконечны, однако каждый раз точка возврата располагается выше, что и является, по мнению Дж. Вико, прогрессом человечества. Выход из этой своеобразной вечной спирали невозможен, однако развитие определённой нации в исключительных случаях может быть остановлено под воздействием другой: подобное, например, со временем случилось с индейцами, после того как в XV веке была открыта Америка.

Вико подчёркивал важность для исторического процесса изменений, происходящих в коллективном сознании, необходимость и незаменимость изучения культуры человечества. История, по его мнению, циклична и спиралевидна и состоит не из случайностей, а из актов деятельности человека, которая на каждом этапе обуславливается определённым набором факторов.

А искусство, в том числе литература, архитектура и живопись, мифология и религия, правовые и государственные институты суть запечатлевшее время зеркало, в котором отражается человеческая сущность каждой эпохи.

Возможно вы не знали:

Методология – система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. 

Объективация – опредметнение, превращение в объект, мыслительный процесс, благодаря которому ощущение, что возникло как субъективное состояние, преобразуется в восприятие объекта.

Парадигма – система основных научных достижений (теорий, методов) по образцу которых организуется исследовательская практика специалистов в данной области знаний (дисциплине) в определенный исторический период.

Триумвират – политическое соглашение, союз влиятельных политических деятелей и полководцев.

Рекомендуем прочесть:

1. Дж. Вико - «Основания новой науки об общей природе наций»

2. Р.Ю. Виппер «Общественные учения и исторические теории XVIII-XIX вв»