Философские концепции исторического процесса

Статья №4: Исчезнувшая идея прогресса. Концепция Жана Бодрийяра

Статья №4: Исчезнувшая идея прогресса. Концепция Жана Бодрийяра

Жана Бодрийяра как постмодерниста и социолога в первую очередь интересовало современное общественное состояние, в том числе его генезис и перспективы, анализу которого посвящена большая часть его философских изысканий. Однако для иллюстрации своих идей относительно современного устройства и его дальнейшего пути развития он не мог обойтись без осмысления исторического процесса человечества. Concepture публикует четвертую статью из курса «Философские концепции исторического процесса» и знакомит вас с взглядами французского философа.

Бодрийяр выделал стадийный триумвират социального развития, где в качестве основного критерия выступал условный способ производства, символический обмен, который в современности станет абсолютом общества потребления.

Стоить дополнительно заметить, что здесь не обошлось, как отмечал сам Бодрийяр, без влияния известнейшего формационного подхода Карла Генриха Маркса с выделениями исторических типов (стадий) развития общества на первобытный, рабовладельческий, феодальный и буржуазный. Кроме того, нельзя не заметить и схожую с марксизмом концепцию обмена: правда, у немецкого философа он был классово-экономический.

К первой стадии развития человечества Бодрийяр относил рабовладельческие и феодальные типы обществ, где основным объектом обмена выступал прибавочный материальный продукт.

Вторая стадия включала в себя буржуазные, капиталистические устройства: на этой стадии обмен осуществлялся в отношении любых товаров промышленного производства.

Третья стадия представляет собой основанную исключительно на символическом обмене современность. В обществе настоящего обмен безграничен, универсален и неизбежно разрушителен. Человечество больше не занимается созиданием, классовый характер социального устройства отмирает и рассеивается; как, собственно, и любая социальная стратификация, основанная на положении человека в обществе. Это конец диалектической борьбы противоположностей, конец социального.

Основной критерий общественной дифференциации на современном этапе – потребляемые определёнными людьми или социальными группами символы и культура этого процесса. Контроль деятельности, в особенности потребления, осуществляют коды сигнификации. Бодрийяр говорит о том, что всю систему потребления контролирует система не самих предметов, а знаков, на которые ориентируется конкретные сообщества. Свобода выбора есть иллюзия, поскольку люди внутри определённой группы ориентируются исключительно на определённый перечень знаков, их неминуемо сковывают коды сигнификации – коды этих самых групп.

В качестве вектора социального исторического процесса, в особенности через призму положения современного мироустройства, Бодрийяр отмечает всё большее развитие и укрепление упрощённой и не сопровождающейся войнами, обременениями и насилием среды обитания людей. Основная цель человечества на протяжении его развития – максимизация позитивных явлений при минимизации негативных.

Все болезненные, труднопреодолимые и связанные с классическим производством явления прошли – человечество освободилось, как освободились от своих идей вещи и совершаемые действия, и теперь направляется в пустоту, окружённое бессмысленно самовоспроизводящимися знаками и явлениями.

Такое положение вещей иллюстрирует фраза Бодрийяра «идея прогресса исчезла, но прогресс продолжается», а неизбежность катастрофы при подобных приоритетах выражает тезис о том, что «всё, что извергает из себя проклятую сторону своей сути, подписывает себе смертный приговор».

Таким образом, человечество является единственным видом в природе, который полностью самостоятельно изобрёл целое искусство исчезновения реального значения вещей и собственных смыслов.

Одна из ключевых категорий Бодрийяра в данном направлении – симулякр. Это понятие рассматривалось им как замена реальности через её симуляцию, как финальная стадия развития знака, как оторванное от оригинала и не существующее в действительности изображение.

Среди прочего упрощения процесс симуляции охватывает не только управляющие обществом знаки, но и само общество. Впоследствии, после противопоставления действительности и знаков, реальность как таковая исчезает и превращается в модель: подобно всем остальным явлениям, объективная реальность утрачивает своё основное качество действительности и становится симулякром.

Процесс развития человечества приводит к всеохватывающему замещению: общество имитирует реальность, социальное также исчезает и вперёд выступает анонимность масс. Вместе с этим процессом утрачивается и спрос на смысл, падает само производство смыслов, поскольку массы уходят в область частной жизни и не являются носителем автономного сознания.

Безусловно, Бодрийяр в своём постмодернистском понимании истории человечества – в основном её конца – ориентируется на тип человека, проживающего в развитом западном обществе, поэтому данные обобщительные рассуждения необходимо воспринимать с долей условности.

Возвращаясь к генеральному вектору исторического процесса человечества, необходимо отметить, что в качестве разрешения проблемы Бодрийяр видит исключительно катастрофический путь: только глобальное изменение социального устройства может вернуть человечество из мира симулякров, основанного на большой череде самокопирований и пропасти между знаком и его объектом, в область реальных вещей и взаимодействий.          

Технический прогресс, в который верило человечество большую часть своей истории, сработал нелинейно, став одной из главных причин превращения личности в унифицированные бессознательные массы, и только апокалипсис социального представляется единственной возможностью превращение конца в новое начало.

Рекомендуем почитать:

1) Жан Бодрийяр – «Символический обмен и смерть».

2) Жан Бодрийяр – «В тени молчаливого большинства, или конец социального».