Малоизвестные представители Серебряного века

Статья №2: Погружение в бездну. Творчество Леонида Андреева

Статья №2: Погружение в бездну. Творчество Леонида Андреева

Трудно заглянуть в бездну человеческой души и не ужаснуться. Леонид Андреев – один из тех редких писателей, что запечатлели этот опыт в слове. Concepture публикует статью о творчестве видного представителя неореализма.

Без творческих исканий Леонида Андреева история русской литературы начала XX века однозначно лишилась бы одной из самых интересных своих страниц. Начавший свою творческую карьеру в 1890-х гг., Андреев уже к 1905 году стал одним самых популярных литераторов, приковывая к себе не иссякающий интерес со стороны читательской публики. Однако в дальнейшем Андреева постигла незавидная участь незаслуженно забытых писателей.

Он умер в эмиграции, вдали от любимой родины, и конец его жизненного и творческого пути не вызвал должной общественной реакции. А потом в связи с тем, что наследие Андреева не имело никакого политического смысла в рамках социалистического искусства, оно было надолго вовсе вычеркнуто из истории литературы. К счастью для современного читателя, имя Леонида Андреева заняло по праву принадлежащее ему место в ряду других деятелей культуры.

«Проклятые» вопросы без ответов

Творчество Андреева настолько многогранно и разнолико, что причислить его к какому-то определенному литературному течению не представляется возможным. В его произведениях можно встретить и поэтику символизма, и экспрессионистскую выразительность, но все же он оставался в рамках реализма, поскольку признавал объективность реальности. Вместе с тем его интересовали специфика человеческого сознания, глубины человеческой души, отношения человека с миром.

К творчеству Андреева относились неоднозначно, ведь многое в его рассказах буквально шокировало читателей. Андреев показывал изнанку человека, состоящую из аморальности, безумия и жестокости. Видимо, поэтому в кругу своих собратьев по перу Андреев был одинок. Слишком уж его занимало исследование страшного мира, в котором царит разобщенность и непонимание как «проявления одной загадочной и безумно-злой силы, желающей погубить человека». 

«Проклятые» вопросы бытия стали сердцевиной андреевского творчества, главной его темой. Но к этому не сводилась тематика всех произведений скандального писателя, свидетельствуя о неоднородности его художественного мира. Уже в первых рассказах Андреева обнаружилась традиция Чехова и Достоевского в изображении человека и его лабиринтообразной души. Герои Андреева живут с мыслью о том, «какая это странная и ужасная вещь жизнь, в которой так много всего неожиданного и непонятного».

Наиболее яркая картина искаженного мира, неполноценности человеческого бытия, отсутствия подлинности нарисована им в рассказе «Стена», где толпа несчастных прокаженных тщетно пытается пробиться сквозь стену, за которой есть настоящая человеческая жизнь. Образ стены сам Андреев интерпретировал сам: «Стена – это все то, что стоит на пути к новой, совершенной и счастливой жизни. Это, как у нас в России и почти везде на Западе, политический и социальный гнет; это несовершенство человеческой природы с болезнями, животными инстинктами, злобою, жадностью и пр.; это вопросы о цели и смысле жизни, о Боге, о жизни и смерти – «проклятые вопросы». 

«Царство человека должно быть на земле»

Произведения Андреева многотемны, но ключевыми образами всего андреевского творчества являются стена и бездна. Символический смысл этих образов наиболее точно передает мировоззренческие ориентиры писателя. Он видит, как мир повсюду ограничивает человека, по сути ставит его в положение между стеной и бездной, сталкивает его с собой и с миром, и оба эти столкновения чудовищны разрушительно действуют на личность.

Сама жизнь создает для человека стену абсурда, которую не преодолеть с помощью слабого разума, а в бездне человеческой души чужда красоте, любви и истине. В пугающем рассказе «Бездна» Андреев изобразил тот первобытный хаос, скрывающийся под тонкой кожурой культуры. Прорвавшись наружу этот бесконтрольный хаос в мгновение способен уничтожить всю кажущуюся человечность, держащуюся на хрупких этических нормах и принципах. В таких мрачных красках Андрееву видится жизнь: с одной стороны человека давит стена мирового абсурда, а с другой – его же собственная природа.

При этом нельзя сказать, что Андреева устраивало такое положение вещей. Он верил в Разум, который способен преобразовать мировой порядок, установить царство разумности, всеединства, взаимопонимания. В письме Максиму Горькому он писал: «Разум. Ему честь и хвала, ему все будущее и вся моя работа». Надо сказать, что ужас, который испытывал Андреев перед миром, коренился не в социальном устройстве, а в духовной жизни человека. По мнению Андреева, чувство одиночества и Абсурд как категория бытия возникли потому, что человек утратил веру в Бога.

Творчество Андреева потому и имеет трагический характер, ибо пронизано мыслью о пустоте небес, об отсутствии у жизни духовного измерения. В этом смысле творческие искания Андреева были созвучны будущим исканиям экзистенциалистов Камю и Сартра, объявивших главной проблемой абсолютное одиночество человека. Однако Андреев не может писать об этом хладнокровно, его тексты – свидетельства человека, страдающего от этих мыслей, сочувствующего человеческой судьбе. А.Блок так сказал об Андрееве: «Душа автора – живая рана». Как художник Андреев не хотел смириться с такой судьбой, бунтовал против нее. 

Таким бунтом можно назвать его пьесу «Жизнь Человека», в которой он изобразил универсальную модель человеческой судьбы. Жизнь человека в этой пьесе полностью подвластна загадочному герою «Некто в сером», олицетворяющему некую высшую силу, мировой закон, слепой рок. И духовный бунт Человека против всесильного в физическом мире персонажа с именем «Некто в сером» – это бунт самого Андреева против абсурдности существования. Андреев до конца пытался найти ответы на мучающие его «проклятые» вопросы, но их не было. В одном из писем писатель иронически заметил: «Остается бунтовать – пока бунтуется, да пить чай с абрикосовым вареньем».       

Рекомендуем прочесть:

1. В.Беззубов – «Леонид Андреев и традиции русского реализма».

2. К.Д.Муратова – «Максим Горький и Леонид Андреев».