Машина Уэллса

Бернард Шоу: Жизнь и творчество остроумного скептика

Бернард Шоу: Жизнь и творчество остроумного скептика

«Мой способ шутить – это говорить правду. На свете нет ничего смешнее». Этот демокритовский принцип на протяжении всей жизни в своем творчестве использовал выдающийся английский драматург Джордж Бернард Шоу. Concepture публикует статью, посвященную этому во всех отношениях остроумному человеку.

Как и большинство великих людей, Джордж Бернард Шоу начинал свой творческий путь в условиях постоянных неудач и полуголодной жизни. Твердо решив стать писателем в свои 20 лет, он переехал из родного Дублина в Лондон, где проводил большую часть времени в читальном зале Британского музея, восполняя недостатки школьного образования. Результатом его штудий стали 5 толстых романов, которые сейчас практически не известны читателям. Не пользовались они популярностью и при жизни автора.

Потерпев неудачу на писательском поприще, неунывающий Шоу обратился к сфере журналистики, и здесь характерные черты его личности, такие как ехидство и саркастичность, очень ему пригодились. Хлесткие, остроумные рецензии молодого литературного, театрального и музыкального обозревателя снискали Шоу первую славу.

Новая работа открыла Шоу доступ в область театральной жизни, которая на тот момент в Англии претерпевала упадок. Пьесы, которые ставили в английских театрах, ничего общего с реальностью не имели. Драматурги пользовались французскими штампами «хорошо сделанной пьесы». Шоу, хорошо знакомый с техническими аспектами драматургии, был первым, кто внес в английский театр элемент острой социальной проблематики. Будучи знакомым с теневыми сторонами жизни не понаслышке, при этом обладая удивительно язвительным умом, Шоу-драматург умел держать зрителя в напряжении даже при том, что тематика его пьес была радикально иной. В них (пьесах) он предельно открыто выявлял актуальные социальные недостатки, обрушивая на них всю мощь своего отточенного в публицистической деятельности красноречия.

Например, его первая пьеса «Дома вдовца», уже отмечена разоблачительным пафосом. Согласно сюжету, молодая пара возлюбленных хотят поженится, но жених узнает, что отец невесты – владелец лондонских трущоб, дерущий в три шкуры с несчастных бедняков. Возмущенный жених хочет расторгнуть помолвку, однако вскоре выясняется, что и его состояние обеспечивается доходом с тех же самых трущоб. В итоге свадьбу все же играют, но такой исход не назовешь счастливым. Главный герой, в котором зритель узнавал себя, на поверку оказывается таким же негодяем как и подлый папаша. Сам Шоу объяснял замысле своей пьесы так: «я хотел показать, что респектабельность нашей буржуазии питается нищетой, как муха питается гнилью».

За свою жизнь Бернард Шоу написал около 47 пьес. Чтобы защитить свои творения от превратных толкований режиссеров и актеров, Шоу создавал к ним пространные предисловия и послесловия, в которых подробнейшим образом описывал характеристики персонажей и обстановки. Эта особенность сыграла писателю на руку, потому как переводила его пьесы в удобный для чтения формат. Проще говоря, пьесы Бернарда Шоу не только смотрели, но и читали.

В 1925 году за пьесу «Святая Иоанна», посвященной Жанне д'Арк, ему была присуждена Нобелевская премия по литературе с формулировкой: «за творчество, отмеченное идеализмом и гуманизмом, за искрометную сатиру, которая часто сочетается с исключительной поэтической красотой».

Разрушитель театральных банальностей, Шоу по праву именовался крупнейшим драматургом со времен Шекспира. Именно он является основателем «театра идей», в котором разыгрываемая пьеса представляет собой форму дискуссии, вскрывающую несоответствия между видимостью и сущностью общественных и личных отношений. Произведения Шоу иногда называют «интеллектуальными драмами», поскольку большинство пьес предполагает «открытый финал», чтобы у зрителя не возникло мысли, что дело закончено и проблемы решены за них драматургом. Структура пьес Шоу основана на разделении персонажей на «идеалистов», живущих фальшивыми идеалами, и реалистов, скептически созерцающих мир. Отсюда и парадокс, как главный художественный прием драмы Шоу. Благодаря парадоксу в перевернутом с ног на голову мире все возвращается на свои места, расставляются все точки над «i» и зритель прозревает действительность во всей ее неприглядности.

Закончить эту статью мы бы хотели словами другого великого писателя Томаса Манна, в которых он дал довольно точную оценку творчеству Бернарда Шоу:

«Шоу без устали подносил блестящий меч своего слова и остроумия против страшной силы, угрожавшей существованию человека – против глупости Ему удалось поднять человечество на более высокую ступень социальной зрелости и он безжалостно указал слабые стороны и недостатки человека. Но его острые шутки не противоречили гуманизму его общего видения. Он был другом всего человечества – именно в этой роли Шоу жить в сердцах и памяти людей».

Рекомендуем прочесть:

1. Б.Шоу – «Новеллы». 

2. А.Луначарский – «Бернард Шоу еще раз говорит правду».

3. Б.Шоу – «Квинтэссенция ибсенизма».