Винсент Ван Гог: История жизни в письмах
Тот Ван Гог, каким мы его знаем, красочный, яркий, фактурный, не всегда был таким. В жизни художника было много и того, что отдаляло его от искусства. Concepture в своем новом материале рассказывает о малоизвестной стороне жизни нидерландца.
Винсент Ван Гог родился в Нидерландах в 1853 году и умер в 1890 году во Франции в классическом возрасте гения – 37 лет. Всю свою непродолжительную жизнь Винсент переезжал из одного города в другой, из одной страны в другую. Художник жил в таких странах как Англия, Бельгия, Франция.
Любая из работ Ван Гога, начиная от самых ранних и кончая последними произведениями, производит впечатление предельной напряженности. Невозможно не ощущать каждым миллиметром своего тела цвет, форму, движение, композицию на картинах Винсента Ван Гога. Однако его творчество не ограничивается только лишь живописью, Винсент признан также прекрасным писателем, хотя сам никогда не стремился к этому.
«Грузчики из Бурдена», 1881г.
Письма Ван Гога к друзьям и, в основном, к брату Теодору, которого он ласково называл Тео или мой мальчик, поражают искренностью, с которой художник рассказывает о своем творчестве, отношении к цвету, городам, натурщикам, коллегам и женщинам. Он описывает процесс создания почти каждой своей картины, прорисовывает словами образы людей, раскрывает свое настроение в период работы. Винсент не всегда мог отправить Тео свои работы, чтобы тот их увидел вживую, поэтому художник в мельчайших подробностях рассказывал о них в письмах.
Винсент начал свою карьеру с изучения теологии в 1877 году. Он обучался в миссионерской школе в Бельгии, но художник не мог существовать в рамках идеологии послушания, которая царила в школе, и впоследствии был вынужден покинуть ее. В это время Ван Гог пока даже не мечтает заниматься живописью, но, тем не менее, замечает прекрасное вокруг себя и делает небольшие зарисовки.
Он пишет в одном из писем своему брату Тео:
«Прилагаю упомянутый набросок «На шахту». Мне очень хочется попробовать делать беглые наброски то с одного, то с другого из бесчисленных предметов, которые встречаешь на своем пути, но, поскольку это, возможно, отвлечет меня от моей настоящей работы, мне лучше и не начинать».
Далее в 1879 году Винсент получает место проповедника в Ваме, он читает горнякам Библию и посещает больных. Стоит отметить, что Ван Гог был очень набожным человеком. В своем письме он пишет: «Самое лучшее – при всех обстоятельствах, на любом месте и во все времена сохранять мысль о боге и стараться побольше узнать о нем».
«Девочка в лесу», 1882г.
Однако в Ваме художник видит чудовищную бедность и убеждается, что проповеди мало помогают этим людям. Он начинает раздавать деньги и продукты нуждающемся, что не могло сыскать одобрение церковного начальства, и Винсента отстраняют от должности проповедника. После такого несправедливого увольнения в период сложных отношений с семьей и с самим собой, Ван Гог разочаровывается в церкви и наконец, обретает крепкое желание стать художником. Он много копирует и рисует с натуры.
«Знай, что со служителями Евангелия дело обстоит точно так же, как с художниками. И здесь есть своя устарелая академическая школа, и здесь она омерзительно деспотична, одним словом, и здесь царят безнадежность и уныние, и здесь есть люди, прикрывшиеся как броней или панцирем, предрассудками и условностями, люди, которые возглавляя дело, распоряжаются всеми местами и пускают в ход целую сеть интриг, чтобы поддержать своих ставленников и отстранить обыкновенного человека».
Также Винсент стремится обрести любовь, встретить женщину и создать семью, что, безусловно, не укладывается в рамки профессии священнослужителя. Данный факт еще больше отдаляет художника от церкви. «Я сожалею лишь об одном – о времени, когда мистические и теологические бредни вынуждали меня вести слишком замкнутую жизнь. Постепенно моя точка зрения изменилась. Когда ты просыпаешься утром и знаешь, что ты не один, и видишь в утреннем полумраке рядом с собой другое существо, мир кажется тебе куда более приветливым – гораздо более приветливым, чем назидательные книги и выбеленные известью церковные стены, которые так милы священникам».
Графический рисунок, дата и название неизвестны
К сожалению Ван Гог так и не исполнил задуманное, все его романы, рано или поздно, обрывались, а финансовые проблемы и слабое здоровье не способствовали возможности вступить в серьезные отношения. В своем последнем письме к Тео Винсент признался, что, поскольку у него нет детей, он рассматривает свои картины как потомство.
Работать великий нидерландский гений начал, не имея ни гроша за душой, он жил в нищете и тратил много денег на аренду студии, на средства для рисования, на оплату времени натурщикам. Также периодически художник занимал деньги у Тео. Он так и не разбогател, не ощутил вкус признания и умер в безвестности, но Винсент никогда не придавал облик горя своей бедности, и никогда бедность не стояла на пути между гением и желанием творить.
«И все-таки в этой крайней нищете я почувствовал, как возвращается ко мне былая энергия, и сказал себе «Что бы ни было, я еще поднимусь, я опять возьмусь за карандаш, который бросил в минуту глубокого отчаяния, и снова начну рисовать».
Тот Ван Гог, каким мы его знаем, красочный, яркий, фактурный, не всегда был таким. Винсент много лет посвятил искусству рисунка и даже не брал в руки краску. Он считал, что прежде, чем пробовать себя в живописи, для начала необходимо отточить навык графики (рисунка). Винсент не мог себе позволить покупать краски, которые впоследствии были бы испорчены неправильным или неточным обращением художника с цветом, поэтому он ждал достаточно долго.
Тем не менее, его отношение с цветом с самого начала было совершенно отличное от общепринятого в творческих кругах. Винсент не стремился реалистично передать цвет, он считал, что необходимо пользоваться возможностью создавать что-то яркое, огненное, заметное.
«Вот что интересно: когда я сравниваю какой-нибудь свой этюд с этюдами других, оказывается, что между нами нет почти ничего общего. Их этюды имеют примерно тот же цвет, что тело, таким образом, при рассмотрении с близкого расстояния эти этюды очень правильны, но, если немного отойти, они кажутся томительно-плоскими: все эти розовые, нежно-желтые тона. А то, что делаю я, выглядит вблизи зеленовато-красным, желтовато-серым, бело-черным, часто нейтральным, и вообще не поддающимся определению с точки зрения цвета. Но стоит немного отойти, как этюд становится верным, независимым от краски, в нем чувствуется воздух, и на него падает определенный вибрирующий цвет».
Цвет для Ван Гога – это возможность передать нюансы своего отношения к изображению. Цвет в его картинах является психологическим, образным, эмоциональным средством передачи впечатлений о мире.
После смерти Ван Гога в 1890 году, было организовано несколько мемориальных выставок, которые привлекли внимание творческих кругов, а в середине 20 века Винсент рассматривается уже как один из самых величайших художников в истории. По словам Тео, перед смертью Ван Гог произнес: La tristesse durera toujours («Печаль будет длиться вечно»).
Рекомендуем прочесть:
1. Ирвинг Стоун – «Жажда жизни».
2. Винсент Ван Гог – «Письма к брату Тео».