Машина Уэллса

Луиджи Пиранделло - итальянский писатель, лауреат Нобелевской премии

Луиджи Пиранделло - итальянский писатель, лауреат Нобелевской премии

Луиджи Пиранделло – итальянский писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе 1934 года начинал как поэт, прославляя в стихах языческую полноту жизни, противопоставляя ее аскетизму христинаской культуры (сборник «Радостная боль»). Позднее перешел в прозу, где развернул все грани своего таланта. Concepture публикует анализ личности писателя.

Как и всякий молодой автор, Пиранделло начинал свой творческий путь под эгидой одного из многочисленных художественных направлений, которыми была охвачена Европа XX века. Его ранние работы отмечены влиянием веризма, представлявшем собой  модифицированную версию реализма. Особенность модификации  состояла в том, что предметом реалистического описания выступали не социальные аспекты жизни, а измерения человеческой психики, включая ее сугубо биологические проявления. Наиболее характерно это выражалось в установке «научно» описывать темные стороны человеческой личности в отличие, например, от романтизма, чьи представители всегда изображали зло как некое духовное начало. Конкретно в творчестве Пиранделло влияние веризма нашло отражение в пристальном внимании к мелочам повседневности («Новеллы на год»). Однако уже в ранних работах видно стремление автора за отдельными ситуациями выявить нечто общее. То, что составляет основу жизни. Со временем это стремление выводит Пиранделло за рамки веризма и толкает на создание собственного стиля. 

  Проницательный взгляд Пиранделло

Главные темы творчества Пиранделло ничтожность жизни, иллюзорность существования, тщетность постижения многоликой истины. Но несмотря на явные черты декаданса и  пессимизма, он остается гуманистом, подчеркивая значение человеческих чувств. Новеллы Пирнделло это композиционно выверенные маленькие полуабсурдные драмы. Их стиль весьма разнообразен: точный суховатый язык сменяется барочной пышностью фраз, авторское повествование прерывается диалогом, эксплицитные (развернутые) описания мелочей перемежаются с имплицитными (свернутыми) зарисовками деталей. Владея обширным литературным инструментарием, Пиранделло прибегает к совершенно различным приемам: будь то гротеск или утонченный психологизм. Обычно он берет конкретный случай конкретного человека и превращает его в парадигмальный (образцовый) пример абсурдности человеческой жизни. Чаще всего это: состояние одиночества, нелепый бунт, безумие, самоубийство и т. д. Так герой рассказа «Часовенка» в знак протеста против произвола власть имущих заменил собой Хрсита на распятии в церкви. А забитый, изможденный бухгалтер из рассказа «Свисток поезда», порывает со сковывающей его системой и отправляется в путешествие по экзотическим странам, однако в конце рассказа выясняется, что врачи ставят ему диагноз воспаления мозга.

Искушенный читатель наверянка обратил внимание на удивительное сходство принципов Пиранделло с основными параметрами экзистенциальной литературы. И совершенно справедливо, поскольку симптомы безумия европейской культуры начали появляться уже в конце XIX века. В связи с этим можно объяснить одержимость Пиранделло образами: лица и маски, действительности и воображения, реальности и фантазии, жизни и игры. Культурная шизофрения (букв. c греч.  σχίζω раскол) XX века обострила до предела невротические оппозиции, свойственные европейской культуре начиная с этического манихейства христианства (добро/зло), продолжая гносеологическим антиномизмом Канта (конечное/бесконечное) и заканчивая дихотомизмом модерна (объективное/субъективное). Примечательно, что противопоставление основных категорий и экзистенциалов культуры (жизнь/смерть; закономерность/cлучайность; смысл/абсурд и т. д.) в период новейшей истории разрешается в пользу негативных членов пары. Смерть Бога, как символ смерти некой придающей всеобщий смысл основы пронизывает умоастроения эпохи. Отсюда стремительная эволюция упадничества от мировой скорби Жана Поля до тотальности абсурда Жана-Поля Сартра. 

  Мастер и его мини-инструмент

Расколотость мира на несводимые стороны, относительность истины, непримиримая вражда различных начал и продолжающаяся всю жизнь попытка как-то преодолеть это противоречие заставляют Пиранделло обратиться именно к театру, как пространству диалектики борющихся сил, где возможно найти некое решение или по крайней мере наглядно поставить вопрос.  Драматургия принесла Пиранделло мировую известность и Нобелевскую премию. Формулировка, с которой ему вручали ее звучала так: «За творческую смелость и изобретательность в возрождении драматургического и сценического искусства». В числе лучших пьес Пиранделло могут быть названы: «Каждый по-своему», «Сегодня мы импровизируем», «Шесть персонажей в поисках автора». Они примечательны тем, что, в отличие от традиционных драматургических произведений, не нуждаются в постановке, чтобы в полной мере осуществить свою смысловую потенцию. Их достаточно прочитать как прозаический текст. Для подтверждения приведем краткий перессказ содержания пьесы «Шесть персонажей в поисках автора»:

На сцене актеры репетирует другую пьесу Пиранделло   «Игра интересов» (текст в тексте). Неожиданно в зал входят 6 персонажей в масках: Отец, Мать, Сын, Падцерица, мальчик и маленькая девочка. Все они герои недописанной пьесы, которые страстно желая реализоваться, ищут автора. Отец заводит с Директором театра разговор о сути и формах театрального искусства. Остальные персонажи требуют постановки их драмы. Они  рассказывают в чем она заключается: Отец ушел от Матери, так как она любила другого. От нового мужа она родила троих, но впоследсвтии овдовела и впала в нищету. Поэтому Падцерица начала торговать своим телом, чтобы прокормить семью. Первым ее клиентом мог стать Отец. Но вмешалась Мать...

  Вопросительный взгляд Пиранделло

Этот рассказ персонажей записывает Суфлер, а актеры тут же начинают его репетировать, однако по-своему, с другими интонациями и жестами, чем приводят персонажей в бешнство ведь это их жизнь и нужно воспроизводить все точно!

Репетиция актеров перывается. Персонажи продолжают рассказ: Отец, раскаявшись, забирает семейство к себе. Все начинают выяснять мотивы собственных поступков. Оказывается, что каждый факт можно понимать совершенно по-разному. Отец оставил Мать из благородства, чтобы не мешать союзу любящих друг друга. Мать же считает, что он их просто бросил. Падцерица мстит Отцу, считая его виновником своего падения. Но тот не расценивает свое мимолетное плотское желание как грех. Конфликт завершается тем, что маленькая девочка тонет в бассейне, а маленький мальчик стреляется. И Директор, и актеры довольны рассказом персонажей и собираются ставить его. Но вдруг обнаруживается, что дети и вправду мертвы. Директор в растерянности гасит свет и убегает, а оставшиеся в живых, но по-прежнему не воплощенные персонажи ходят по сцене как заблудшие души.

И это написано в 1921 году. Шок, провокация, реформа, новаторство, талант, глубина, трагизм!

Вывод: реальность многослойна. И чтобы разобраться, что к чему, нужно прочитать работы Пиранделло, ну и, конечно, думать самому.