Нескучные Жанры

«WASD»: 2007 vs. 2017. E3 тогда и сейчас

Для каждого, кто вырос на играх, июнь давно превратился в священный месяц, когда празднуется геймерский Новый Год. Виной тому – Electronic Entertainment Expo или попросту Е3. Крупнейшая и знаменитейшая конференция цифровых развлечений современности. Concepture, сорвав все сроки, сравнивает E3 2007 и Е3 2017, чтобы понять, насколько изменился характер выставки за 10 лет.
«WASD»: 2007 vs. 2017. E3 тогда и сейчас

Лирическое вступление

Electronic Entertainment Expo появилась в 1995 году, когда большая часть игр представляла из себя мыльные текстуры, натянутые на несуразные квадратные модели. Ньюфагам это кажется непонятным и даже странным: как вообще можно было играть в Это мыло?

«Никогда не прекращай играть».

Однако в далеких 90-ых и начале 00-ых у игр было одно большое преимущество, которое со временем исчезло. Речь о том, что олдфаги когда-то называли загадочным словом «душа», а современные ньюфаги окрестили немного странноватым «атмосфера». К тому же, тогда индустрия только-только начинала развиваться и коммерческий потенциал игр казался просто неисчерпаемым.

Не удивительно, что на фоне растущих аппетитов геймеров появилось такое мероприятие как E3. Electronic Entertainment Expo была не первой компьютерной выставкой, но она стала первой в истории выставкой электронных развлечений, где крупные игроки могли представить не только «железо», но и «софт».

Мероприятие должно было обозначить ближайшие перспективы, для играющего мира и завоевать сердца всех геймеров планеты анонсами предстоящих проектов. Идея радовала всех – в теории ежегодная выставка, в идеале главное событием уходящего года! Огромные яркие стенды, полуголые модели, самые ожидаемые игры, а итог тому – десятки тысяч посетителей.

На деле E3 существует уже двадцать два года, и весьма наивно было бы предполагать, что в игровой индустрии и в самом крупной форуме её репрезентации не произошло никаких перемен. Новые тренды и технологии, а главное – новые потребности потенциальных геймеров-покупателей.

E3 все масштабнее и масштабнее.

За все время своего существования выставка претерпела множество изменений, и чтобы это продемонстрировать, мы сравним E3 эпохи «верните мне мой 2007-ой» и не такого легендарного, но зато актуального для всего играющего человечества 2017-го.

Е3 2007

Для начала необходимо пробежаться по основным моментам, которые остались и возможно остануться в истории после событий каждого из периодов. Итак, Electronic Entertainment Show 2007 года выпуска. Среди главных докладчиков значатся Microsoft, Nintendo и Sony. Какие у каждого из них позиции?

Microsoft победно шествует по планете с феноменально успешной приставкой X-box 360: тут тебе и превосходство в числе реализованных консолей относительно PlayStation 3 (Sony) и Wii (Nintendo), и количество проданных игр. Оно превышает совокупный тираж проектов конкурентов вместе взятых.

Даже онлайн-сервис Xbox Live, требующий отдельной подписки и платы, заполучил в свои цифровые лапы 7 млн. активных пользователей. Таким образом каждые 7 секунд к сервису подключался один новый человек. Позиция – сильная.

Nintendo так же упивается своим превосходством, сообщая о рекордных ростах продаж: на 46% в США, на 42% в Великобритании, а в родной Японии на все 114%. Ну а портативная консоль DS преодолела порог в 40 млн. распроданных экземпляров и продолжает активно покупаться.

Президент американского отделения Реджи Филс-Айм даже позволил себе заявить, что именно Nintendo двигает индустрию электронных развлечений вперёд, ведь именно ей принадлежат порядка 69% роста этого экономического сектора. Позиция – сильная.

Sony на фоне конкурентов выглядит настоящей скромницей. Виной тому – довольно поздний запуск. Почти на год позже основного конкурента – X-box 360, потому особыми успехами в продажах гордые японцы похвастаться не смогли.

В далеком 2007 PC-гейминг еще жил, а у Sony была странная архитектура приставки – совсем не похожая на архитектуру PC, в отличие от все той же X-box 360. Сей факт значительно усложнял портирование игр, да и саму их разработку, ведь девелоперы еще привычные к PC-подобным платформам трудно адаптировались к незнакомой архитектуре.

Но это совсем не помешало Sony затронуть тему онлайн-сервисов и представить собственное детище – PlayStation Network (ставка на социальный элемент еще аукнется Sony), привлекшее целых 2 млн. пользователей. Позиция – слабая.

Е3 2017

Теперь обратим взор на E3 образца 2К17. Выступающих стало больше и количество конференций разрослось до пяти: Electronic Arts, Microsoft, Bethesda, PC Gaming Show, Sony. Отдельного упоминания заслуживает конференция Devolver Digital.

Вот так на деле выглядит геймерский «Новый Год».

Devolver Digital – американский издатель независимых компьютерных игр, специализирующийся на цифровой дистрибуции. В 2016 году в рамках E3 эта компания отметилась участием в скандале. Дело в том, что Devolver Digital не хотели покупать место в самом выставочном пространстве, так как, по их заверениям, оно стоило неоправданно дорого.

Издатель решил поставить свой небольшой стенд на парковке напротив Лос-Анджелесского конференц-центра. «Креативная» выходка Devolver взбесила ESA (Entertainment Software Association) – компанию-организатор. Вследствие чего ESA попросили издателя убрать стенд, а когда тот отказался (на вполне законных основаниях), организаторы пригнали на парковку тягач, который полностью скрыл от глаз зрителя инди-панель.

В 2017 году Devolver Digital не стали пробовать анархистские методики, а устроили официальное восьмиминутное шоу в рамках E3, на котором, вместо анонсов игр, показали форменный треш и угар.

Был тут обещающий всё и вся «Разработчик» похожий на тролля, только что вылезшего из пещеры, и «Издатель», пафосно заявляющий о собственном превосходстве над всем и вся, и презентация уникальной технологии, с помощью которой можно буквально бросать деньги в монитор, чтобы получать «Уникальный Продукт и Новый Опыт». А финал – настоящий отрыв башки! Крайне советуем посмотреть выступление Devolver самостоятельно.

Нужно сразу заметить, что в 2017 году выступают не только платформодержатели, которым необходимо «продвигать» свои приставки, но и игровые издатели, демонстрирующие новые игры и скоро выходящие проекты. Подробнее этот момент мы разберём ниже, но грех его не отметить уже сейчас. Теперь – к исходным позициям.

Electronic Arts – 10 июня. Издатель медленно, но верно, избавляется от репутации «корпорации зла», для которой прибыль важнее творчества. Да, от некоторых проектов по-прежнему исходит запашок жажды наживы, но теперь есть и действительно достойные проекты, о которых ниже.

К сожалению, в действительно не все так радужно. EA до сих пор нечего предложить геймерам, кроме ежегодных спортивных и военных симуляторов. Ни достойного инди, ни новых Triple-A проектов. Безнадега, что тут еще сказать? Если честно, вообще не понятно зачем EA нужна. Позиция – средняя\ниже среднего.

EA действительно стараются, но выходит не очень.

Microsoft – 11 июня. Гиганты цифрового рынка бьют из самых «мощных» своих орудий, выкатывая новую приставку «4,5 поколения» – X-box One X. Её действительно ждали, обратите внимание на временную форму глагола. Но в действительности дела идут не очень: X-box One продаётся плохо, эксклюзивных игр для нее почти нет, а те что есть не вызывают «хайпа» среди целевой аудитории.

Остается только пытаться выехать на каких-то очень уж незначительных для понимающей аудитории аспектах. Microsoft объявляет о совместном проекте с Porsche для серии видеоигр Forza Motorsport. И зачем-то делает никому не нужную премьеру нового автомобиля 911 GT2 RS от Porsche, тратя драгоценное время на второстепенные вещи.

Много было сказано и о программе обратной совместимости, что на самом деле плохой знак. Микромягким совсем нечем крыть. Даже анонс предстоящей «Fan Fest» не спас положение. Позиция – слабая\очень слабая.

Ubisoft – 12 июня. Французы держатся довольно неплохо за счёт двух своих uber-франшиз: «Assassin’s Creed» и «Far Cry». Количество игр в сериях давно перевалило отметку в три экземпляра и многие уже начинают уставать от геймплейного однообразия французских поделок.

Да и попытки Ubisoft запустить долгоиграющий мультиплеерный проект пока скорее проваливаются, чем удаются.

Радует только анонс удивительно похожей по механике на X-COM «Mario+: Rabbids Kingdom Battle» и неожиданный трейлер «Beyond Good and Evil 2». Позиция – средняя\выше среднего.

Bethesda – 11 июня. Настоящие повелители RPG-жанра. Серии The Elder Scrolls и Fallout давно прописаны «по умолчанию» в сердцах миллионов геймеров. Компания чувствует себя хорошо и даже очень. Еще ходят слухи об анонсе нового IP, что повышает градус хайпа.

В действительности издатель захватывает внимание аудитории проверенным методом. Bethesda помпезно вываливает на стол ближайшие проектов с датами выхода (точными и примерными), в том числе выросшего из неоткуда аддона для «Dishonored». В копилку идут адаптация «Fallout», «Doom» и «Skyrim» под VR, а также «Creation Club». Позиция – сильная.

У Bethesda как всегда ничего лишнего – скоро это станет традицией.

PC Gaming Show – 12 июня. Солянка из выступлений всех небольших студий, которые и собственное шоу позволить не могут, и к большому издателю не прибились. Разношёрстность выступающих и отсутствие сколько-нибудь ожидаемых анонсов превращают эту презентацию в аутсайдера.

Да и кто вообще смотрит PC Gaming Show? Нет, ну серьезно, кто? В этом выставочном сегменте давно уже не бывает ничего существенного, а позапрошлогоднее участие Hello Games сильно подпортило репутацию всего мероприятия и надолго. Позиция – отсутствует.

Промо той самой Playstation Experience.

Sony – 12 июня. Японская Годзила никого не боится, скорее наоборот, остальные боятся ее. Причина тому – абсолютный успех Playstation 4 и её улучшенной версии Playstation 4 Prо и рекордное количество проданных VR-шлемов (больше 400 тыс. экземпляров). Для новой технологии, в которую мало кто верит – настоящее достижение.

Наконец, приличная обойма игр. Sony сумела наступить на пятки всем: переиздание «Shadow of The Colossus» – камень в огород юбиков и Мишеля Анселя, трансляция мероприятия в нескольких кинотеатрах и «PlayStation E3 Experience» – прощайте Microsoft, проекты под VR – Bethesda, вы не одни. Позиция – сильная/очень сильная.

Десять лет или 180 градусов

Теперь, когда мы рассказали самое важное об обеих выставках подведем промежуточный итог. Положение сил на рынке за десять лет явно изменилось. Если взглянуть на платформы, среди которых основные конкуренты, традиционно, Microsoft и Sony, то ситуация повернулась на 180 градусов и американцы теперь судорожно пытаются догнать японцев, убеждая мир в том, что «шесть терафлопс (вычислительная мощь Xbox One X) больше четырёх (Playstation 4 Pro)».

Два главных конкурента друг против друга.

В 2007 году наблюдалась обратная картина, хотя поведение Sony не было похоже на отчаянные шаги гайдзина, а скорее напоминало сосредоточенное наступление самурая. Которое, спустя десять лет завершилось окончательной победой.

Что касается конференции Е3 2007 года, то, пожалуй, главный результат – это кардинальная смена формата. От шумной выставки – к профессиональному мероприятию. От толп оголтелых посетителей и промо-моделей – к полупустым залам с нормальной рабочей обстановкой. Ну и, разумеется, триумфальное шествие X-box 360.

Радует одно, что при всех изменениях рядовой геймер ничего не потерял – он также получил массу репортажей и спец-материалов от игровых журналистов, но только последним уже не приходилось отстаивать огромные очереди и устало переглядываться с не менее уставшими от всеобщего внимания разработчиками.

Но уже ровно 10 лет спустя индустрия резко осознает необходимость вовлечения аудитории. Как следствие, конференция 2017 года окончательно вернулась к старому формату шумной и красивой выставки. В результате на поверхность всплыла серьезная проблема – уже никто не знает, как сделать взрывное шоу (не будем вспоминать Devolver). Да и нельзя назвать то, что сделали Devolver истинно геймерским шоу. Просто стеб над изживающей себя E3. Как говорится – за державу обидно.

Фил Спенсер как всегда говорил хорошо и не по делу.

Единственный положительный (на наш взгляд) итог E3 2017 – это наметившиеся векторы в развитие формата выступлений, которые точно будут обеспечивать компаниям успех в ближайшие лет пять. Минималистичное «ничего кроме игр» – Bethesda и максимальное доступное «все для геймеров» – Sony. Что из этого предпочтительнее лично для вас – решайте сами.

Игры

2007 год порадовал геймеров со всего мира множеством новых и многообещающих проектов. Достаточно взглянуть на названия: прародитель современных Action-RPG – «Mass Effect», идейный наследник легендарной «Prince of Persia» – «Assassin’s Creed», будущий двигатель индустрии – «The Witcher», технологически революционный – «Crysis» и «Uncharted» с его знаменитой системой «permanent action».

В добавок к новинкам получили продолжение уже давно известные серии. Переродившаяся из пепла устаревшей thematic play «Call of Duty 4: Modern Warfare», физическое откровение выставки «GTA IV» на движке «Rage», «Halo 3» и лучший мультиплеер на планете. Что уж греха таить, эти игры были великолепны для своего времени. 2007 год действительно был тем славным временем, когда зародились легенды, имена которых преследуют нас спустя целое десятилетие.

Ну все, хватит ностальгии, вернемся в родной 2017-ый. Эта Е3 подарила не так уж и много действительно нового и интересного. Спустя месяц с небольшим вспоминается что? А вот ничего. Но давайте напряжем извилины и постараемся побороть «старческое слабоумие», припомнив все самое необычное.

Поехали! Destiny-подобная «Anthem» от Bioware. Доведший до совершенства environment fighting «Marvel’s Spider Man» от Insomniac – по крайней мере это нам пытались впарить на презентации. Необычный 2D инди-платформер с эффектом 3D «The Last Night» – обидно, эксклюзив для «коробки». Жемчужина всей выставки и наш личный фаворит «A Way Out» от Starbreeze Studios. Неоднозначная Detroit: Became Human – потому, что Дэвид Кейдж, и, сменивший стилистику, перезапуск «God of War» .

Что до «сиквелов/приквелов», то их вагон и маленькая тележка. «Assassin’s Creed: Origins» – наконец-то не быть механике вышек и быть «полноценному» RPG (но мы-то знаем…).

«Wolfenstain: New Colossus» – все то же самое, только в два раза больше. «Star Wars Battlefront II» – … «Metro: Exodus» – вот это было действительно неожиданно. «Far Cry 5» – пятый раз тоже самое теперь в американской глубинке. «Destiny 2» – ну черт его знает. «Beyond Good & Evil 2» – однозначно ждем.

Стоп-стоп, и что же получается?  17-ый год радует разнообразием?! Да, но только в сеттинге, геимдизайне и общем количестве проектов. В плане игровых механик ничего нового, разве что «A Way Out», да предположительно интересная «The Last Night». 07 на фоне старшего брата смотрится куда увереннее. Почему? Читайте выше, ну и ниже тоже.

Тренды

«Верните мне мой – известно какой» отметился одним, но очень значимым для индустрии, трендом – стремлением развивать онлайн-сервисы и втягивать людей в длительное, в идеале – непрекращающееся, взаимодействие в сети. Главный плюс этого решения – игроки развлекают сами себя. Сколько могут, разумеется.

«Call of Duty» образца 2007 до сих смотрится не хуже многих современных FPS.

Приятный бонус – у деволоперов развязаны руки, что позволяет им сосредоточиться только на игровом контенте, сложив с себя полномочия «великого режиссёра», который должен развлекать «монарха-игрока» увлекательнейшей историей. «Положительный» результат на лицо.

Так же стоит заметить склонность ко всё большей сюжетной проработанности крупных проектов. Успех «Mass Effect» показал, что в современной на тот момент RPG, найдется место не только довольно условному эпическому сюжету, но и локальным, и даже очень личным историям, органично вписанным в сюжетную эпику.

Самая популярная механика в деле.

«Assassin’s Creed» продемонстрировал силу immersive gameplay, ведь при не особо удачной реализации концепции многие проводили в игре часы и даже дни исключительно из-за атмосферы восточного Средневековья и уникальной боевой механики.

Проследить наследников этих трендов в наше время довольно легко, хотя особого смысла это делать нет. Вы и сами прекрасно понимаете кто кому прародитель. Естественно в копилку к «Ассассину» и Капитану Шепарду идут «Crysis», «Uncharted» и «Call of Duty». Сейчас бы и их расписать по подробнее, но зачем? Все же очевидно.

С трудом вериться что это серия проделала путь от революционной Action-RPG до разноцветных концовок.

Все это конечно хорошо, но даже дурак понятно, что взятое направление отработано с лихвой. Индустрии по зарез нужны свежие импульсы. Но есть ли они у 2017-го? К сожалению, чего-то радикально нового мы не видим уже лет 5 – сиквелы да перезапуски. Ничто из выше перечисленного не является достаточным основанием, от которого индустрия смогла бы оттолкнуться и наконец сменить Status Quо.

Похоже все действительно революционные идеи теперь обитают в маргинальных областях и разворачиваются в полноте своей в условиях джентельменской борьбы где-то на просторах «Ludum Dare», хотя и это правда довольно субъективная. Даже если на «Ludum Dare» и происходит что-то значимое, то индустрия в лице игрового большинства банально проходит мимо.

Так и куда все-таки катимся?

Глянув с высоты нынешнего года в сторону выставки десятилетней давности становится очевидным, что индустрия компьютерных игр сегодня – почти Голливуд. Производство стоит дорого, потому рисковать деньгами никто не хочет. Как следствие, мы получаем жесткую сепарацию рынка на три неравные части.

«A Way Out» – самый смелый эксперимент прошедшей выставки.

Первая – крупные игроки, предпочитающие выпускать более-менее востребованный продукт, а если и делать что-то новое, то с прицелом на уже опробованные проекты. Вторая – независимый островок инди-разработчиков, где царит атмосфера «свободы, равенства, братства», а на самом деле ведется жесткая борьба за контракты с крупными издателями. Третья – CD Project Red, которым удается и рыбку съесть и комфортабельно усесться.

Конечно, самая большая часть рынка принадлежит крупным издателям и их A-A-A франшизам, копирующими одна другую. Яркий пример, анонсированная «Anthem», в теории бесшовный онлайн-шутер в открытом мире с RPG-элементами. По факту калька с «Destiny», отличающаяся, разве что, в геймдизайнерских мелочах. Обидно, но таких проектов еще очень много.

Play Station VR действительно работает... как это ни странно для VR.

Если говорить о новых, революционных геймплейных решениях, то тут всё ещё грустнее. 2007 год заложил тренды, которые в той или иной степени переняли многие. Так, для какого-нибудь условного сингла с открытым миром сегодня характерен геймплей с «вышками» – заслуга Assassin’s Creed.

Благодаря Mass Effect мы получили популярное ныне «кольцо ответов», где ответ выбирается не по содержанию, а по эмоциональному наполнению и гибридную механику action-rpg. «Call of Duty: Modern Warfare» стала иконой и эталоном в мире военных шутеров. Упор на кинематографичность и правильно реализованная система «permanent movement» главный фактор успешного шутера и по сей день.

2017 может крыть разве что появлением VR-технологий, да упором на мультиплеерную составляющую. Впрочем, VR никак не доберётся до массовой аудитории из-за ужасающей «цены входа». Проще купить приставку.

Ну, а мультиплеер скоро станет жертвой своей собственной популярности: чтобы достигнуть больших уровней в онлайн-шутере, пусть это будет «Battlefield 1», и получить внушительные награды – требуется потратить не один десяток часов. Но какой проект выбрать, ведь их много? К тому же, стоимость новой игры ААА-класса начинает расти от 2 тыс. рублей, что придётся по нраву не каждому геймеру.

Cntrl+C Cntrl+V.

При таком раскладе абсолютно логичным кажется, что засилье многопользовательских проектов приводит ко всё большей сегментации аудитории и, в итоге, либо проект «умирает» слишком быстро (а это значит пустые сервера и банальное отсутствие людей-противников), либо требует больших затрат на поддержку интереса, а значит больших синглплеерных проектов будет становиться всё меньше, так как крупные изадатели кидают все свои силы на поддержку условной «Overwatch».

Компьютерные игры переживают идейную рецессию и путь, по которому шла индустрия в течение нескольких лет (путь развития взаимодействия игроков друг с другом) кончился, а нового пока не видно. Мы все дружно шагнули в мультиплеерный тупик и нам катастрофически не хватает манны, чтобы из него выбраться. Нужно больше новых идей, сюжетов, геймплейных механик, жанровых гибридов и самиздата по типу CDR, способного лично обеспечивать проекты, защищая их политикой тотальной открытости. А пока ни смысла, ни покоя.