«Около Кино»: Смерть в большем городе. Рецензия на мультсериал «Animals»

«Около Кино»: Смерть в большем городе. Рецензия на мультсериал «Animals»

Братья Дюплас в 2016 году начали продюсировать анимационный многосерийный фильм «Животные», который представляет собой попытку рассмотреть наиболее значимые аспекты человеческой жизни. На данный момент вышло всего 6 серий. Concepture публикует анализ первых двух серий.

Серия №1

Серия «Крысы» посвящена сфере половой жизни. Она начинается с эпизода полового акта между людьми, который наблюдают 2 крысы. Таким образом разграничивается 2 пространства: мир животных и мир людей. При этом  животные – это люди, а люди – это нелюди. Абсурдность человеческого быта выявляется через призму восприятия животных, лицезрящих совершенно бессмысленные действия, как, например, попытку проститутки сесть на лицо мэра. Очевидно, что люди намного хуже животных, поскольку последним не свойственны извращения и чрезмерности.

К животным по определению неприменима категория морали, так как их поведение целиком определяется инстинктами. Люди же, будучи оторваны от природы и находясь в пространстве цивилизации, получают возможность нарушать какие-либо нормы и выходить за рамки природосообразности. Следствием чего являются многочисленные человеческие (социальные) пороки: перверсии, лицемерие, коррупция, унижение и прочие, демонстрируемые в начале каждой серии. Таким образом, именно животные становятся носителями человеческих качеств. В первой серии – это крысы.

Действие происходит на крысиной вечеринке, в ходе которой  разворачивается панорама вполне узнаваемых жизненных реалий. От проблем знакомства с девушкой до воспитания детей. Повествование сосредотачивается вокруг трех персонажей: Фила, Майка и Финка, которые представляют различные онтологические позиции. Фил – неуверенный закомплексованный неудачник, неврастеник-интеллигент, не желающий есть с пола и не имеющий опыта участия в обычных для крыс  туалетных спариваниях. Его попытки вести себя «как все» расцениваются остальными как извращение. Они опознают в нем не-своего.

Майк же напротив – успешное (не сомневающееся) животное. Он притягивает самок, знает, чего хочет (когда надо соблазнил, когда надо отшил), не понимает эвфемизмы (которые являются признаком человеческой культуры). Майк прямолинеен и прост: несет «жратву» (крекер) на вечеринку и безо всяких заигрываний предлагает делать детей первой попавшейся самке. А Финк – кутила, прожигающий свою жизнь, употребляющий наркотики в немереном количестве и практикующий беспорядочные половые связи. Примечательно, что более жизнеспособную позицию занимает Майк. Это позиция умеренности. Если Фил – это крайность робости (переизбыток мысли), а Финк – крайность распущенности (отсутствие мысли), то Майк – это золотая середина. Он естественен, как и подобает животному. Его принцип: «будь тем, кто ты есть».

В то время как Фил стремиться примерить маску «крутого мачо», а Финк продолжает принимать химические средства для усиления потенции, Майк спокойно проходит основные жизненные этапы: заводит ребенка, воспитывает его, а под конец вообще растит внука.  Скорость протекания животных процессов позволяет  изобразить вечеринку как модель стандартной жизни (моментальное рождение детей, их взросление, мировоззренческое становление).

Главная мысль первой серии: будь самим собой и тогда у тебя все получится. Фил, который пришел не на свое место и пытался выдать себя за кого-то другого, встретил печальный конец. Осознание к нему приходит слишком поздно: с Ребеккой, своей второй половиной, которая принимает его таким, какой он есть, Фил знакомится на пороге смерти.

Серия №2

Во второй серии высмеиваются стереотипы, связанные с институтом американской семьи, а именно:

1

Стереотипы воспитания детей.

2

Стереотипы однополых браков.

В рамках голубиных реалий (обучение полету = обучение жизни) демонстрируются две модели воспитания: либеральная модель, основанная на принципе толерантности, уважения к ребенку и патетики красивых фраз, и авторитарная, основанная на принципе подчинения, бескомпромиссности и силы. Сатира состоит в том, что в течение серии стереотипы последовательно разрушаются. Неотесанный провинциал Джерри оказывается сентиментальным семьянином, а столичный белоручка Майк превращается в брутального качка. Либерализм Майка  в действительности является следствием чувства неполноценности, которое пропадает, как только он начинает принимать стероиды, а авторитаризм Майка – результатом психологической травмы, связанной с уходом жены.

Выясняется, что родители не такие уж взрослые: мало того, что они, как сущие дети, устраивают безответственное соревнование, так еще и не соответствуют принципам, на которые полагаются в воспитании. Сатира в отношении темы однополых браков заключается в явном указании на ущербность как причину возникновения оных. За всей уверенностью Фила и Джерри в гармоничности их союза кроется всего лишь страдание от одиночества, столь свойственное жителям больших городов. Если же абстрагироваться от конкретных тем и рассматривать контекст серии, можно сказать, что в ней речь идет о проблеме смены ролевых функций в обществе.

Причиной смены этих функций является несоответствие внутреннего психологического состояния социальным стандартам. Возраст, статус и семейное положение накладывают определенные обязанности, с которыми люди-голуби по конкретным причинам не могут справиться, в нашем случае это психологические проблемы, приводящие к смене социальных ролей: взрослый превращается в ребенка, отец – в сына, мужчина – в женщину. Несмотря на кажущийся хэппи-энд, авторы ставят неутешительный диагноз современному американскому обществу – психически нездоровые люди, коих подавляющее большинство, привносят нездоровые тенденции во все сферы своей деятельности, тем более в такие важные, как создание семьи и воспитание детей.

Дабы не впадать в обременительное перечисление сюжетных подробностей, засим мы прекращаем разбор серий и подводим итоги:

1

Сериал в наш прокат вышел под названием «Звери», что в корне неверно, поскольку коннотации слова зверь указывают на такие качества, как агрессивность, жестокость, кровожадность. А идея сериала состоит в том, чтобы выявить низменную (животную) сторону цивилизованной жизни человеческого общества. Поэтому название сериала правильнее переводить как «Животные».

2

Сериал представляет собой остросоциальную сатиру, основанную на деконструкции традиционных анимальных метафор (крыса оказывается интеллигентом, белые и пушистые коты – маньяками-насильниками, лебедь – распутницей и т.д.).

3

Замысел авторов сериала во многом совпадает с мыслью нашего преподавателя по философии, профессора Б.Е.Колумбаева: «Человека никогда не было, не было душ, были только тела». Животные, изображенные в сериале, олицетворяют чистую телесность и отсутствие души. При этом под душой следует понимать разум и свободу. 

Автор: Ефрем Таскин, Вячеслав Шильке, Алибек Шарипов
635