«Около Кино»: Архетипическая Основа «Звездных Воин»

«Около Кино»: Архетипическая Основа «Звездных Воин»

В кинотеатрах отгремели очередные Звездные Войны, седьмые по счету. И редакция нашего сайта не осталась в стороне. Concepture публикует анализ вселенной Звездных Войн.

Сказка сказке рознь

Почему нам нравится слушать сказки и смотреть фильмы о героях? Потому что мы узнаем о судьбах людей, способных изменить свою жизнь к лучшему, решить сложнейшие проблемы и получить удовольствие от жизненных побед. Но, если мы сопоставим сценарии нескольких успешных кинолент, то убедимся в том, что они сделаны буквально «под копирку», в том смысле, что, при всем многообразии деталей, общая повествовательная структура у многочисленных «героических» историй почти одна и та же. Например, ровно посередине кинофильма герой обязательно попадает в жуткую передрягу, и почти у каждого киногероя есть возлюбленная, друг и враг. Эти общие структуры называются архетипы.

Архетипы, согласно величайшему ученому в области психологии Карлу Густаву Юнгу,  это универсальные врождённые психические структуры, которые порождают общезначимую символику снов, мифов, сказаний и индивидуальной фантазии, своего рода формы, в которых накапливается психическое содержание жизни человека.

Например, архетипической является пара женское/мужское; анима/анимус/, ин/ян. Этот архетип находит свое воплощение в мифах и легендах (Пуруша и Пракрити в индуизме, Уран и Гея в древнегреческой мифологии, Адам и Ева в библейских преданиях); в классических литературных образах (Тристан и Изольда, Данте и Беатриче, Ромео и Джульета); в кинематографе (Новосельцев и Калугина из фильма «Служебный роман», Валли и Ева из мультфильма «Валли» и т.д.).

Большинство выдающихся произведений искусства являются таковыми, как правило, за счет наличия в них мощных архетипов, которые при восприятии произведения воздействуют на наше бессознательное. В любой мало-мальски стоящей книге, фильме, спектакле, картине присутствуют архетипы. Другое дело осознает это сам автор или же воспроизводит архетипы бессознательно.Джордж Лукас осознавал. Более того  высоко ценил и понимал архетипическую мудрость, в связи с чем и использовал книгу Джозефа Кэмпбелла «Тысячеликий герой». Значительная часть успеха «Звездных войн» объясняется точным вплетением архетипов в создаваемый мир и тому, что событийная последовательность фильма отражала логику архетипического мотива, лежащего в его основе.

Структура Мифа

В начале мифа или сказки мы первым делом встречаемся с Героем. Чаще всего – это ничем не примечательный человек, который вдруг узнает о своем великом предназначении (отец и сын Скайуокеры).

Чтобы исполнить свое предназначение герой должен стать достаточно сильным. Условием роста силы Героя является уход из дома, путешествие в дальние края (Скайуокеры покидают Татуин и проходят обучение). В акте ухода, бегства или изгнания Герой противостоит толпе, точнее сообществу обывателей, которое он покидает. Оставаясь под кровом родительского дома,  Герой никогда не спасет принцессу, не одолеет врага, не станет королем и т.п. Сделав свой выбор, Герой отправляется в дорогу.

Становление, как правило, оказывается весьма затруднительным, так что самому Герою не справиться, и тут на сцене появляется Мудрец (Квай Гон, Кеноби, Йода). Мудрец направляет Героя, помогая сориентироваться в мире, принять верное решение, сделать трудный выбор.

Герой встречает Аниму – свою вторую половину, архетип такой. Зачастую это особа королевских кровей, или жена, обладающая мудростью (Падме). Главный герой иногда оказывается не способен справиться с «грязной работой», которую ему подбрасывает судьба. Не редко Герою во время его странствий требуется приобрести Друга, менее цивилизованного и не связанного нравственными ограничениями, который всегда выручит в затруднительных ситуациях, в те моменты, когда Герою не хватает сил справиться самому. Иногда Героя сопровождают несколько друзей (Хан Соло, Чуббака, R2D2, C3PO, Лея)

Бой с Чудовищем – своей Тенью [Тень один из 6 самых значимых архетипов в системе Юнга в их числе: Анима/Анимус, Персона, Мудрец, Самость]. Собственно, предназначение Героя в том и состоит, чтобы победить Чудовище – свою Тень. Для этого он и преодолевал трудности и набирался сил. Чудовище, которое побеждает Герой, олицетворяет зло, враждебность,Темную Сторону Силы, которая, как известно живет в каждом Джедае, не смотря ни на что; бой с Ситом для Джедая всегда еще и бой с Темной Стороной Силы в себе.

Так в «Скрытой Угрозе» Оби Ван убивает Дарта Мола и тем самым побеждают свою Тень (Темную Сторону), Люк побеждает Дарта Вейдера и Императора (кстати, 6-ой эпизод называется «Возвращение Джедая» не только из-за окончившего свое обучение Люка, но и из-за вернувшегося в итоге на Светлую Сторону Энакина Скайуокера), а Энакин побеждает Графа Дуку (вы, конечно, возразите, что именно это и привело его на Темную Сторону, на что я отвечу – бой с Дуку в 3 эпизоде был переломным моментом, именно так Император смог получить власть над Энакином и в аналогичной ситуации утратил ее). Таким образом, Герой проливает свет, созидает мир, устанавливает торжество Светлой стороны Силы … Энакин – отдельный случай, как уже говорилось выше.

Самым очевидным доказательством того, что «Звездные Войны» - это сказка, является формула, с которой начинаются фильмы Джорджа Лукаса «Давным-давно в далекой-далекой Галактике …». Это не что иное, как зачинательная фольклорная формула сродни «жили-были» или «в некотором царстве, в некотором государстве…». Точнее будет сказать, что «Звездные Войны» – это именно средневековая сказка со всеми необходимыми атрибутами:

  • Лазерный Меч (Световой будет точнее, так как сам Лукас видел его именно световым, а не лазерным, по аналогии со Светлой Стороной Силы, которую меч и символизирует) – оружие благородного Рыцаря Джедая;
  • Рыцарь Джедай – благородный воин, дающий различные обеты и клятвы, борющийся со злом и побеждающий его;
  • Прекрасные Принцессы – Лея, Падмэ;
  • Верные друзья – Хан Соло, Чуи, Лэндо Калрисиан;
  • Волшебные Создания - R2D2, C3PO и многие другие;
  • Страшный Замок – Звезда Смерти;
  • Злой Волшебник – Император;
  • Добрый Волшебник – Оби Ван Кеноби, Йода.
Автор: Ефрем Таскин, Алибек Шарипов
848