«Frontispice»: Гастросенсорный неонуар. Рецензия на комикс «Chew»

«Frontispice»: Гастросенсорный неонуар. Рецензия на комикс «Chew»

Комикс «Chew» стал неожиданным, но очень приятным откровением 2009-го года: четыре переиздания, несколько номинаций на звание лучшего независимого комикса года, первые позиции в различных топах и премия Айснера. Необычный сеттинг, колоритные персонажи и слегка бредовый юмор создали графической истории особую репутацию. Concepture разбирается из каких ингредиентов был приготовлен главный комикс-деликатес 2009 года.

Апперитив

Июнь 2009 года, издательство Image Comics выпускает новую работу от многообещающего дуэта – Джона Леймона и Роба Гиллори. Комикс получает название «Chew», причем контракт подписывают всего лишь на пять выпусков! В успех предприятия никто особо не верит, а выходит все с точностью до наоборот.

Первый выпуск получает аж четыре(!) тиража, а второй и третий – по три. «Chew Vol. 1: Taster’s Choice» и «Chew Vol. 2: International Flavor» попадают в спискок бестселлеров по версии The New York Times. В 2009 году комикс называют «Лучшим независимым комиксом» по версии IGN и «Лучшим новым комиксом» по версии MTV Splashpage. Но это цветочки.

23 июля 2010 года – «Chew» получает премию Айснера (номинация: «Лучшая новая серия комиксов»), а это приравнивается к «Оскару» среди графических романов и новелл.

Затем были сразу две победы на премии Харви, не менее престижной (пусть будет «Золотым глобусом»): «Лучший новый талант – Роб Гиллори» и «Лучшая новая серия». Ещё творение Джона Леймона боролось за премию Игл, но безуспешно.

«Chew» стал заметным явлением в пространстве современных графических романов, сомневаться в этом не приходится. Что же в нём нашли, и продолжают находить, тысячи фанатов по всему миру? Разберём по-порядку.

Закуски

Логичным будет начать анализ с обзора рисовки, ведь Робу Гиллори удалось создать одновременно и мейнстримовую, и оригинальную художественную одёжку для историй Джона Леймона.

Первое, что бросается в глаза, когда открываешь «Chew» – деформированные, непропорциональные тела. В общем, совершенно обычный, даже привычный многим читателям комиксов приём. Но важен контекст его использования. Сам по себе бэкграунд происходящих в «Chew» событий, содержательная сторона вселенной, – о которой речь пойдёт ниже, – по сути своей бредова, и потому большие головы на крошечных телах, глаза во всё лицо и искривлённые под невозможными углами ноги – вполне естественное дизайнерское решение.

Второе несомненное достоинство рисовки – цветовая палитра. Для основного сюжетного фрейма Роб Гиллори выбирает сочные, тёплые тона, противопоставляя их блёклым оттенкам «видений» и «воспоминаний», что позволяет провести чёткую границу между настоящим и прошлым.

От того явная трешовость происходящего не вызывает противоречивых чувств. С этим комиксом не хочется бороться, его хочется читать и рассматривать после тяжёлого дня, дав отдых перегруженному мозгу.

Третье – резкие переходы внутри сцен, дробление классического разворота на аналогичные гротескным телам непропорциональные окна. Это добавляет динамики процессу чтения, но порой заставляет напрячь извилины, а в электронных вариантах комикса так вообще повертеть устройство, приблизить картинку. Сложно отнести эту особенность к минусу, но определённый дискомфорт такое решение Гиллори доставляет. Впрочем, это с лёгкостью искупает безумная фантазия Джона Леймона.

Главное блюдо

Место действия «Chew» – планета Земля, пережившая необычный «апокалипсис» –  страшнейшую эпидемию птичьего гриппа. Правительство США, дабы оградить граждан от опасного вируса, полностью запрещает мясо птицы на своей территории и предлагает взамен искусственный аналог, есть который просто невозможно.

Не удивительно, что в умах тысяч «свободных» американцев начинает вызревать конспирологическая теория: санкции – не более чем уловка правящей элиты, что никакого птичьего гриппа на самом деле не было. Возвращается эпоха «сухого закона», только теперь в подпольных заведениях вам предложат не стаканчик контрабандного виски, а куриное мясо, приготовленное во всех возможных видах.

Для борьбы с птичьими бутлегерами правительство США создаёт специальное подразделение внутри Управления пищевого и наркотического контроля (УПНК) и даёт ему самые широкие полномочия (приоритет выше, чем у ФБР или АНБ). Само по себе наделение максимальной властью управления, занимающегося контролем качества еды и медикаментов уже вызывает смех. Но это не самый главный гэг в выдуманной вселенной Леймона.

Птичье мясо становится опаснее и желаннее героина и кокаина вместе взятых, вокруг торговли курятиной формируются нелегальные сети дистрибьюторов и преступные синдикаты, а в речи каждого второго гражданина проскальзывает резкое недовольство запретом на поглощение любимой курочки. Не удивительно, что и главные действующие лица миру под стать.

  «Я беру яблоко: оно выглядит свежим, сочным и вкусным. Один укус, и перед глазами появляется картинка. Садовое хозяйство где-то под Краснодаром, одно из сотен деревьев на огромном участке, но если хотите конкретики – тридцать второе, если считать от металлических ворот. Комбайн приближается слева. Яркое химическое амбрэ пестицидов.

Мне приносят стейк: идеально прожаренный, истекающий соками и сводящий с ума ароматом. Я отрезаю кусочек, кладу его в рот, вижу бойню. Чувствую металлический привкус крови и безумный животный страх.

Единственное, что не вызывает никаких видений – свекла. Говорят, что она полезная...»

Приведённый выше кусок размышлений – это открывающая ветка каждого эпизода «Chew». Дело в том, что главный герой, – полицейский Тони Чу (Чжуй в официальной локализации, что позволяет оправдать официальное русское название – «Жуй»), – цибопат. Чу способен видеть прошлое всех вещей, которые он жуёт. Буквально всех. Будь то яблоко, кусок мяса или рыбы, человеческая плоть. Человеческая плоть?! Да, точно так. В первом же эпизоде Тони сталкивается с маньяком, который не желает рассказывать о своих жертвах и перерезает себе горло. Но детектив Чу не из робкого десятка, и буквально набрасывается на остывающий труп, жрёт части его лица и узнаёт о десятках убитых девушек. Профессиональный долг или героизм?

Ответить на этот вопрос сложно, потому что, по факту, Тони Чу – каннибал. Некоторые его друзья и коллеги из специального подразделения УПНК тоже. Старший брат – немного свихнувшийся на птичьем мясе преступник. Девушка мало того, что сабоскривнер (она способна описывать еду так, что читающий буквально ощущает её вкус), так ещё и неуёмный, жадный до сенсаций журналист. Это уже не говоря о напарнике-киборге и гомосексуальной сюжетной ветке – жестокой и смешной.

Впрочем, то же самое можно сказать и о всей магистральной сюжетной линии, завязанной на расследовании мирового заговора вокруг птичьего мяса. Детективный тон повествования располагает к интриге, к экшн сценам, к харизматичным злодеям и безумцам, но не затягивает внимание читателя в воронку безудержного чтения: когда закончив один выпуск, сразу тянешься за другим.

К тому же, в «Chew» нет ни одной четко сформулированной глубокой философской мысли. На деле это более-менее клишированный детективный сериал с неоднозначными героями и морем трешового юмора, включающего в себя поедание полусгнивших кусков человечины и битв с ниндзя (почему бы и нет?). Джон Леймон не боится мешать в общий котёл всё подряд и подавать свою безумную, пахнущую кровью и маринованной свеклой похлёбку аккуратными, выверенными порциями.

Десерт

Несмотря на минусы и плюсы, крайне тяжело давать сколько-нибудь объективную оценку художественной ценности «Chew». Хочется сказать, что её нет вовсе, но премии и популярность среди любителей комиксов явно говорит об обратном. Может быть, общественность устала от изысканных, запутанных, мрачных и драматичных историй и хочет чего-то не менее качественного, но весёлого и все же более вразумительного, чем очередные похождения альтернативной юной команды «Мстителей» вместе с прибывшими из прошлого клонами оригинальной команды «Людей Икс»? А примерно такая чертовщина и творится в «Marvel».

«Chew» – это идеальная отдушина в промежутке между выходом новой порции страданий героев «The Walking Dead», или пятым и шестым томом «Sandman», в конце концов необходимая передышка после сотого выпуска «Hellblazer». Но, к сожалению, не более. 

Впрочем, все как всегда: кому-то это может и не понравиться.

Рекомендуем прочесть:

1. Братья Луна – «Girls» (2005).
2. Роберт Киркман, Пол Азасета – «Outcast» (2014).

Автор: Марк Полещук
214