«WASD»: «Genius Loci». Игровое осмысление сущности архитектурного пространства

«WASD»: «Genius Loci». Игровое осмысление сущности архитектурного пространства

Независимые игровые проекты давно стали искусством, которое требует анализа и осмысления. Вы уже могли читать у нас на сайте заметку о «The Witness». Теперь Concepture публикует свой анализ небольшой игры «Genius Loci».

 

Замер Эней. А змея, извиваясь лентою длинной,
Между жертвенных чаш и кубков хрупких скользила,
Всех отведала яств и в гробнице снова исчезла,
Не причинивши вреда и алтарь, опустевший покинув.
Вновь начинает обряд в честь отца Эней и не знает,
Гений ли места ему иль Анхиза прислужник явился.

Вергилий, Энеида

«Игры-Идеи»

Лет 5-7 назад независимые игры были в основном экспериментами в области игровой механики или дизайна, что и делало их популярными. Сегодня же инди – это что-то совсем отличное, высокое искусство, в котором часто акцент делается на сюжете и повествовании, а не на необычной игровой механике. В пример можно привести множество игр: недавний «Гид Начинающего», почти все игры TellTale, «Everybody Gone’s to the Rapture», «Dead Synchronicity Tomorrow Comes Today», «Firewatch», «Shelter». Перечислять можно долго, но суть, я думаю, ясна, все эти игры носят повествовательный характер, а если геймплей и присутствует, то он настолько простой или привычный, что можно не брать его в расчет.  

Теперь рассмотрим другую категорию инди, в которой акцент делается на игровой механике и для начала несколько примеров: «Fez», «Braid», дилогия «Hotline Miami», «Antichamber», «Gods Will Be Watching». В этих играх важнее всего игровая механика, она суть то, ради чего игры создавались, да, в них присутствует сюжет, и порой сложный, как, например, в «Gods Will Be Watching», но он не является центральным элементом, вокруг которого выстраивается игровой процесс, важнее всего механика.

Но есть еще и третья категория – «игры-идеи», они представляют собой чистый, концентрированный смысл. В подобных работах нет сложной истории, интересного дизайна, необычной игровой механики или глубоких персонажей, есть только идея, вокруг которой все выстраивается. «Игры-идеи» максимально просты во всех своих проявлениях, можно даже сказать пусты. Отсутствие выше указанных игровых атрибутов (механики, графики, персонажей…), то есть того, что в принципе делает игру игрой, превращает «игры-идеи» в чистый смысл, воплощенный в интерактивной форме. И этим пронизано все: название, пространство, совершаемые действия и т.д. Именно к этой категории относится «Genius Loci». Теперь поговорим о самой игре.

Название

Давайте разберемся с названием. Во-первых, обратимся к этимологии словосочетания «Genius Loci» - это калька с латинского, которая переводится, как дух (Genius) местности (Loci). Возникает законный вопрос, что такое дух местности? В многих древних культурах существуют представления о неких существах (Дриады, Лешие, Альбы, Феи, Владычица Озера из легенды о Короле Артуре, как более конкретный пример), которые являются хранителями какой-то местности или отдельного объекта (как например Дриада – хранительница дерева), и делают ее (местность) в каком-то смысле живой и способной влиять на человека.

Также духи, по представлениям некоторых народов, могли внушать человеку знание и дарить умения или магические предметы (так Владычица Озера одарила Артура волшебным мечом), благодаря которым он превосходил других, или же наоборот они могли отнимать силу, вредить человеку. Нас сейчас интересует только первая часть этимологического смысла. В названии нам уже сообщают суть игры, ее идею: нужно найти, обнаружить дух места, понять его смысл и то, как он влияет на человека (психологически, физиологически, интеллектуально).

Дизайн и Графика

Если пытаться описывать игровую графику и дизайн то, наверное, нужно сказать, что их нет. Конечно, не в буквальном понимании нет, а нет так, как отсутствуют почти все их составляющие: цвет, форма, стиль, текстуры и т.п. Нам предлагают своего рода белый лист, «чертеж», схему местности, которую нужно исследовать. Почему именно чертеж? Потому, что он не отвлекает от смысла и его поиска, нам не нужен цвет или стилизация, нам нужно чистое пространство, «идеальный контур вещи», как сказал бы русский философ Алексей Федорович Лосев, чтобы понимать вещь (в данном случае местность), устанавливать связи внутри вещи, и воссоздать в уме ее «идеальный контур».

Игровой Процесс

Геймплей, также, как и все остальное подчинен идее, при этом он предельно прост, нужно найти определенную точку в пространстве, смотря с которой и постепенно приближаясь к предмету (например, к статуе Венеры Милосской), вы видоизменяете пространство и перемещаетесь в следующую локацию.  Другими словами, вам нужно искать смысл в пространстве, менять свою позицию, смотреть на вещи под определенным углом, чтобы они изменились, вот, что означает такая игровая механика. Занимательно, не правда ли? Я бы даже сказал гениально и просто.

Общая Идея

«Genius Loci» вряд ли можно назвать полноценной игрой, это, как я уже говорил, скорее идея, выраженная средствами игры, и идея интересная. Автор будто бы задается вопросом, а как изменяется пространство, архитектура, местность, природа от античности до эпохи небоскребов. И, что самое интересное, нам не дают прямого ответа, в игре нет кат-сцен или каких-либо сюжетных зарисовок, намекающих на то, что же конкретно хотел сказать автор, все остается на совести играющего. Только игрок делает выводы, только ему решать в чем же все-таки смысл?

Вот, что лично мне удалось увидеть в игре: греки жили в открытом пространстве, свободном и просторном, в нем находилось место для божественного и человеческого, природного и культурного, отсюда их космоцентризм и идея психеи, как связи микро и макрокосмоса; Пространство средневековья и эпохи возрождения – это высокая архитектура, разделенная по вертикали на три плоскости, чтобы подчеркнуть разницу между божественным, человеческим и низменным, если мы говорим о раннем средневековье и разницу между красотой и обыденностью и уродством, если мы говорим о возрождении; Современное пространство – высокоуровневый лабиринт, в котором трудно сориентироваться и обжиться, он чужероден и бездуховен, а потому вызывает столько психологических расстройств (клаустрофобия, агорафобия, неврозы, психозы).

Вероятно, многое из того, что я написал, вы не найдете в игре и это можно объяснить моим желанием увидеть смысл там где его нет, но как бы то ни было, «Genius Loci» необычайно интересный 20-40 минутный игровой опыт и я советую ее даже тем, кто далек от игр. Если все же решите поиграть, то не поленитесь и напишите в комментариях на сайте, что вы увидели и поняли. 

Коротко об игре: Просто и осмысленно, советуем всем

Автор: Ефрем Таскин
507