«WASD»: «The Beginner’s Guide». Рассказы величиной с ладонь

«WASD»: «The Beginner’s Guide». Рассказы величиной с ладонь

Есть игры, в которые хочется играть, есть такие, в которые не хочется, и есть третья категория, игры, которые пройти необходимо. Так вот, «Гид Начинающего» обязателен к прохождению. Concepture публикует свой анализ игры.

Издатель: Everything Unlimited

Разработчик: Everything Unlimited (Дейви Риден)

Жанр: Adventure / 3D / 1st Person

Определение Проекта: Интерактивная Философская Притча

Сюжет

И снова, также, как и в «The Stanley Parable» Дейви Риден рушит 4-ую стену. В центре повествования находится некий абстрактный разработчик, а по совместительству еще и друг Ридена, по имени Кода. Нам, якобы, предлагают оценить результаты кропотливого труда Коды (то бишь сыграть в некоторые из его игр). Причем делать мы это будем в хронологическом порядке, с целью понять внутренний мир разработчика и смысл созданных игр, как заботливо сообщает нам в самом начале голос Ридена. На этом, собственно, сюжетная часть и кончается.

Философско-смысловая часть

Что же такое The Beginner’s Guide в философском смысле? Давайте попробуем разобраться. Многие современные произведения построены по принципу психологического катарсиса: нас в буквально ведут за руку через 5 стадий (отрицание, гнев, торг, депрессия, принятие), и «Гид Начинающего» не исключение. Но не все так просто, как кажется. Во-первых, это очень интимная история, но история не о жизни, как это обычно бывает, когда речь заходит о вышеуказанных стадиях, а о профессиональном становлении, творческом пути и мировоззрении, которое Кода отчаянно пытается донести до людей посредством игр. В каком-то смысле «Гид Начинающего» можно назвать философско-метафорической притчей о том, как профессиональные трудности меняют человека.

В экзистенциальном плане The Beginner’s Guide - это попытка рассказать о страхе перед смертью и забвением

[сноска для тех, кто играл: не хочу вдаваться в сюжет, но сама его цикличность – возврат к Машине Тишины служат этой идее. Тишина во многих культурах воспринимается как качество успокоенности, избавления от мирских потребностей, чего, как мы видим, абстрактный герой и достигает в конце].

В онтологическом плане «Гид Начинающего» – это рассказ о страхе перед небытием, о том, что все мы равны перед ним и нет учителей и учеников – «Все одинаково неважно».

[Сноска для тех, кто играл: эпизод в учебной аудитории полноценно раскрывает эту идею. Смена роли с ученика на учителя демонстрирует тот факт, что никто ничего не знает, для всех этот мир совершенная тайна].

Во время игры возникает настойчивое ощущение, что нас будто бы ведут за руку, постепенно раскрывая перед взором пространство, в котором обитает все то, что имеет смысл для Коды. Вот он пытается справится с проблемами, взрослеет, умнеет и переживает, злится, вот он бессилен, ищет место для отдыха, ломается, пытается снова поверить в себя и все это показано через аллегорические игровые зарисовки, которые пестрят невероятным разнообразием. До самого финала открытым остается главный вопрос, что же Кода ищет? А что ищет каждый из нас… Умиротворение, единство с миром и с собой.

Итак, «The Beginner’s Guide» – это интерактивная философская притча о достигаемом через осознание своей смертности единства с миром и с собой, и, что еще важнее, самом главном страхе современного человека, страхе прожить чужую (не свою) жизнь.

Игровая Механика

Ну что тут сказать? Симулятор ходьбы и смысла. Иногда разрешают пострелять, иногда нажать на кнопочку, иногда поучаствовать в диалоге, но все это сюжетные моменты. Нас, повторюсь, в который уже раз ведут за ручку от начала и до конца. Надо понимать, что The Beginner’s Guide не классическая игра, и даже не интерактивное кино, а чистый нарратив – притча, рассказанная средствами игры. И это плюс, потому что в той же Dear Esther бывало нудно и неинтересно, так как иногда приходилось очень долго бесцельно ходить-бродить, что весьма надоедало и даже красота окружающего мира в итоге приедалась.

Вообще, во многих симуляторах ходьбы нудно, но не в The Beginner’s Guide. Здесь все разыграно как по нотам: ни тебе долгих бесцельных блужданий, ни резких переходов, все плавно, равномерно, выверено и последовательно. Сыграть в The Beginner’s Guide все равно, что прочитать отличный рассказ.  Я даже могу подобрать соответствующее сравнение, есть такой прекрасный японский автор – Кайко Такэси, а у него, в свою очередь, есть рассказ «Шарик Рассыпался», те, кто прочтут, думаю, поймут, почему я сравнил The Beginner’s Guide именно с ним. А если честно, The Beginner’s Guide очень трудно определить с позиции игровой механики, так как ее нет.

Сеттинг

Сеттинг в The Beginner’s Guide разный и интересный: тут вам и космический корабль, и туманный лес, и сцена театра, и тихий уютный дом и т.д. Но как в любом полноценном произведении, здесь есть сквозные элементы, которые служат идейной и сюжетной стороне игрового процесса (честно сказать, так и не понял смысл трех точек). Много рассказывать о сеттинге смысла нет. Просто сами поиграете и поймете, что в The Beginner’s Guide все подчинено нарративу и смыслу этого нарратива.

Общие Впечатления

The Beginner’s Guide мне чрезвычайно понравилась, даже больше чем The Stanley Parable. Это целостный проект, в котором все служит выражаемой идее. Она отчетлива, ясна и разворачивается во всей полноте по мере прохождения. Для меня это одна из тех немногих игр, которые я полюбил. А мне редко что-то нравится, но «Гид Начинающего» – исключение.

Вывод

The Beginner’s Guide – игра нового поколения, новый тип нарратива, переданный средствами игры. Не знаю, знаком ли Дэйви Риден со статьей Александра Леи, но он и The Beginner’s Guide относятся к тому классу явлений, который «покончит с геймерами». Это игра не для геймеров, это умный завершенный проект, да и не игра вовсе, как уже было не раз оговорено.

Хочу закончить словами Александра Леи, которые очень точно обозначат, что же такое The Beginner’s Guide: «Разработчики, равно как и журналисты, хотят видеоигр о бóльшем от самых разных людей. Мы хотим – и мы получаем, и мы продолжим получать – трагикомедии, виньетки, мюзиклы, семейные сказки, этнографию, абстрактивизм, сюрреализм. Мы получим всё это, ибо теперь мы создаём культуру. И мы отказываемся от того факта, что кому-нибудь будет запрещено внести свою лепту.» Вот что такое Гид Начинающего – это игра о большем.

 

Автор: Ефрем Таскин
703