«Около Кино»: Сущность и существование. Рецензия на «Ходячие мертвецы»

«Около Кино»: Сущность и существование. Рецензия на «Ходячие мертвецы»

Каждый год снимаются десятки фильмов, пишутся сотни книг на тему заражения человечества неизвестным вирусом или вымирания вследствии не пойми чего и превращения в живые трупы. Идея зомби-апокалипсиса пронзила всю современную массовую культуру.  Иконой этого мира является сериал «Ходячие мертвецы». Concepture публикует статью о смысловой стороне сериала.

Ходячие мертвецы являются растянутой на 6 сезонов экранизацией тезиса Сартра о том, что в человеке «существование предшествует сущности». Добрые становятся злыми, кроткие – агрессивными, жестокие – милосердными. И все потому, что на улицах вдруг начинают толпами бродить зомби. Важно понимать, что «зомби-апокалипсис» лишь фон для демонстрации становления характеров персонажей, условие выявление их истинной сути, то, что экзистенциалисты назвали бы «пограничной ситуацией». Поэтому сериал «Ходячие мертвецы» представляет собой панорамное изображение того, как в изменяющихся условиях изменяются сами люди. Именно это составляет смысловое ядро сериала. Зомби-тема – не более чем антураж, декорации. С таким же успехом сценаристы могли развернуть действие в условиях ядерной зимы, массового голода, эпидемии и прочих вероятных неутешительных прогнозов современной цивилизации.

В центре повествования группа персонажей, каждый из которых воплощает определенный устойчивый литературный типаж (традиция классицизма). По ходу развития сюжета они трансформируются в свою противоположность (диалектика), подтверждая положение, согласно которому человек есть не фиксированная неизменная сущность, а лишь результат совокупности формирующих его обстоятельств (экзистенциализм). При этом подобные радикальные метаморфозы преподносятся не как негативные констатации неустойчивости человеческой природы, а как своего рода «проверка на вшивость», «момент истины», экзаменация ханжеского буржуазного лицемерия сытого американского обывателя.

Основной посыл сериала таков: истина – это умение действовать по ситуации, иначе – смерть (в буквальном смысле), именно поэтому персонажи последовательно превращаются в свои противоположности, чтобы суметь сохранить свои жизни (жизнь, понятая в исключительно биологическом ключе, как известно, высшая ценность современного Запада). А нерв сериала, его драматическое натяжение составляет коллизия между цивилизованным и животным началами внутри персонажей.

Так Рик Граймс, главный протагонист, поначалу морализированный тюфяк, безупречный представитель закона, постепенно превращается в категоричного, паранояльного, ожесточенного альфа-самца, прибегающего к любым средствам, чтобы спасти свою группу и сохранить свое лидерство. Кэрол Пелеттье из затюканной среднестатистической благопристойной американской жены превращается в бескомпромиссного безжалостного палача, мыслящего в категориях «убить/не-убить». Дерил Диксон, напротив, преображается из неотесанного эгоистичного ограниченного грубого деревенщины в чуткого сострадательного члена группы, действующего исключительно в интересах коллектива.Хладнокровная одиночка Мишонн, четко ставившая и достигавшая свои цели, становится эмоционально неустойчивой, привязавшейся к группе, не знающей чего хочет бабой и т.д.

Можно и дальше разбирать отдельные характеры, как, например, Гленна, молодого сопливого бесхребетного задрота, избавляющегося от всех своих пубертатных качеств уже к 3 сезону. Или Моргана Джеймса, переквалифицировавшегося из чокнутого фанатика в фанатика миролюбивого. Ну или преподобного Габриэля Стокса, преодолевшего свою трусость  и ставшего настоящим героем. И, конечно, нельзя обойти стороной Шейна Уолша, бравого полицейского, верного друга, который, как только подвернулся случай трахнул Лори и напал на Рика. Но к чему подробности, если основная идея ясна?

А состоит она в том, что истинная сущность людей открывается только в ситуации, когда на кону ставка: жизнь или смерть (пограничная ситуация). Есть, конечно, в сериале и своеобразные чудики, как, например, отчаявшийся доктор из лаборатории, покончивший с собой. Но такие как он не в счет. Потому что мертвы, и, значит в последующих сезонах не участвуют. В то время как весь фокус внимания сосредоточен на живых, точнее на выживших (и не важно какой ценой). Жив – значит прав. Мертв – не прав. Вот и вся нехитрая мораль сериала. Но не все так просто, как кажется на первый взгляд.

Во-первых, персонажи пока что еще находятся на стадии становления. Неизвестно к чему придут Рик, Карл, Мэгги, Морган, Кэрол и другие в конце сериала (если, конечно, доживут). Во-вторых, трансформации персонажей не есть однонаправленный процесс в сторону своей противоположности. Бывает и так, что герои раскаиваются, пересматривают основания своего поведения, перерасставляют приоритеты, переоценивают ценности. В-третьих, все же до конца не понятно, какова позиция авторов сериала:

1. Человечность и цивилизованность отношений в мире зомби – пережиток и ненужная чушь, мешающая выживанию?

2. Выживание ценой потери человеческого лица – много хуже смерти и превращения в зомби?

Автор: Алибек Шарипов
621