«Около Кино»: Архетип нуклеарной семьи. Анализ фильма «Стражи Галактики»
Для современного постиндустриального общества всё более очевидным становится уменьшение доли семей нуклеарного типа. Потому даже крупные развлекательные блокбастеры вроде «Стражей Галактики» наделяет психотерапевтическими свойствами и определенной идеологической нагрузкой. Concepture анализирует хайповую дилогию, чтобы ответить на вопрос, может ли из енота-подрывника, говорящего дерева, галактического ворюги, красноречивого вояки и женщины-киборга получится настоящая семья?
Психотерапевтический миф
«Стражи Галактики» – классический блокбастер про группу супергероев, которая противостоит Большому и Страшному Злу, выполненный в уже ставшей узнаваемой стилистике «Marvel». С ходу можно вспомнить ещё как минимум две подобные команды: «Мстители» и «Люди Икс». И это мы ещё не касались киновселенной «DC», события в которой развиваются по схожим лекалам. Конечно, о засилье разномастных супергероев в американских комиксах известно многим, но что явилось причиной такой популярности сверхлюдей на континенте, открытом Колумбом? Вопрос хороший.
А дело вот в чем: Супермен, Капитан Америка, Бэтмен, Человек Паук и иже с ними появились на побережьях США в первую очередь в виде героев цветастых книжек, которые с удовольствием покупают дети и подростки. Однако ни для кого уже не секрет, что супергеройские комиксы еще и продукт мифотворчества.
В начале ХХ века в рамках любой другой национальной культуры говорить о процессе мифотворчества не приходилось, ведь данный этап для уже сформированных этносов завершился столетия назад. Но молодая американская нация с еще формирующейся культурой, слитая из переселенцев со всех уголков мира, никогда не обладала сколько-нибудь заметным мифологическим наследием.
Даже сказки, рассказываемые бабушками из Ирландии, России, Англии, Нидерландов, Италии всегда оставались привязаны к вполне конкретной народности. И что делать, если нация остро нуждалась в своем уникальном «мифологическом» наследии? Как известно если миф не существует его надо придумать.
В свете вышесказанного совсем не удивительным кажется тот факт, что классические супергерои некоторыми чертами напоминают древнегреческих богов (Флеш – Гермес), (Супермен – Прометей) и полубогов (Капитан Америка – Геркулес). Со временем тенденции смещаются в другую плоскость и появляются персонажи, в основе способностей которых лежат не сверхъестественные силы, а научные достижения и личные качества (Железный Человек, Бэтмен, кто-то третий).
Так комиксы из простого мифа постепенно начали превращаться в миф психотерапевтический. Герои переживают кризисы утраты и самоидентификации, комплексы неполноценности, борются с «теневыми» проявлениями психики: гнев, ярость, злость, учатся принимать окружающих и себя такими, какие они есть. И всё это на фоне пафоса самопожертвования, глобальных катаклизмов и судьбоносных сражений. Очевидно, что киноадаптации известных комиксов транслируют и даже в какой-то степени усиливают тенденции первоисточников.
Да, и так сойдёт
Теперь взглянем на «Стражей Галактики» с позиции, описанной выше. Что представляет собой команда спасателей Малибу на самом деле: воспитанный межгалактическими грабителями человек по имени Питер Квилл (так же известный как Звёздный Лорд), профессиональный киллер с ярко-зелёной кожей Гаморра, генетически сконструированный енот Ракета, татуированный гигант с трагичным прошлым Дракс и представитель загадочной расы живых деревьев Грут.
Описание совсем не соответствует благородному статуса «Стражей Галактики». Оно скорее вызывает ассоциации со сборищем отморозков, чем с межгалактическими героями. Обстоятельства встречи будущей команды соответствующие, ведь впервые они сходятся вместе в тюрьме, откуда совершают дерзкий побег. Вынужденное объединение против общего врага – предводителя воинственного флота Кри Ронана – формирует нестандартную, и даже атипичную для супергероики команду, но крайне актуальную сегодня.
Несмотря на своё происхождение и фантастичный внешний вид, члены Стражей Галактики олицетворяют собой простых людей, которые могут быть героями вопреки прошлым грехам: Квилл – циничный грабитель и вор; Гаморра – киборг-убийца, воспитанная жестоким деспотичным отцом; Дракс – сломленный смертью семьи мститель; Ракета – озлобленный на весь мир результат генетических экспериментов; Грут – неполноценное – по сути он и говорить то и не умеет – существо. Таким образом режиссер как бы заявляет: не обязательно обладать отвагой Капитана Америки или воинской доблестью Тора, чтобы совершить подвиг. Достаточно быть крепко сбитой командой, члены которой доверяют друг другу.
Поэтому Джеймс Ганн проводит Стражей через все этапы формирования настоящей команды. Напомним, что они включают в себя: псевдоединство, нарастание напряжения, эскалация конфликта, разрешение конфликта и настоящее единство. Отправной точкой для формирования взаимоотношений внутри группы будущих спасителей галактики служат конкретные мотивы: убить своих врагов (Дракс – Гаморра), схватить-продать-навариться (Квилл – Ракета и Грут).
Но эгоистические цели отходят на второй план, когда подворачивается возможность сбежать из тюрьмы – герои объединяются, что соответствует этапу псевдоединства. Они ещё не знают возможностей и умений друг друга, потому схождение выглядит вынужденной мерой. Яркий пример – это сцена, в которой вся команда уже добралась до корабля, а Квилл отправился к надзирателю, который стащил его плеер, остальные Стражи пытаются уговорить Гаморру улететь, но она отказывается, однако не потому что её соратник ещё не прибыл, но потому что он забрал с собой артефакт, который так ей нужен.
Уже в следующей сцене, когда Стражи направляют в сторону скупщика, чтобы продать артефакт, намечают линия напряжения, характерные для этапа нарастания напряжения: Квилл-Ракета-Гаморра. Зеленокожая красавица не доверят никому из четвёрки, Ракета не желает действовать тихо и аккуратно, Квилл хочет выведать почему артефакт настолько важен и чем он, по сути, является. Чистой и незамутнённой остаётся лишь мотивация Дракса, который жаждет отомстить Ронану.
На протяжении всего фильма вплоть до самой развязки герои постоянно оскорбляют друг друга и нисколько не заботятся о чувствах членов отряда – постоянная эскалация. Так Ракета, чей уровень интеллекта довольно высок, не понимает, или, скорее, не хочет понимать, что спрятанный в коробку нераскрытый подарок важен для Квилла и лишний раз трогать его не стоит; Дракс не обращает внимания на планы команды и «вызывает» отряды Ронана исключительно ради желания уничтожить своего врага.
Впрочем, постепенно происходит раскрытие всех персонажей, и мы понимаем, что их состояние – это совокупность из множества событий, над которыми они не были властны. Эксперимент над Ракетой, похищение Квилла, нападение Ронана на планету Дракса, усыновление Таносом Гаморры. Ожидаемый итог картины, кроме победы над злодеем – Стражи Галактики окончательно объединяются в группу единомышленников, которые ныне занимаются защитой Вселенной от разного рода напастей (только вспомните их слаженные действия при осаде Ронаном планеты Кри, а затем круговые "обнимашки" с камнем бесконечности). Всё? Отнюдь.
«Задерём цены вдвое!»
Современные франшизы после успеха первой части тут же получают добро и финансирование на второй, а то и третий эпизод, потому продолжение «Стражей» ни для кого не стало сюрпризом.
Как правило, продолжение собирают по уже отработанным шаблонам, усиливая и удваивая знакомые приёмы и методы повествования. Особенно, если уже использованные элементы сработали на все сто. В случае «Стражей» можно выделить следующие аспекты: юмор, масштабные фантастические баталии, проблемные взаимоотношения команды.
И если первые два пункта сделать «лучше» и «больше» возможно, то что делать с третьим? Крепко сбитая партия может только развалиться, а впереди ещё один фильм и коллаборация с Мстителями. Наблюдать за вновь строящимися отношениями скучно, особенно в комедийном боевике. Что ж, сценаристы нашли только одно решение – превратить Стражей Галактики из команды единомышленников в семью.
Очевидно, что семья и кампания коллег, или даже друзей, разительно отличаются характером отношений. Связи между близкими крепки, потому куда устойчивее для внешних воздействий или вмешательств, но вот их эмоциональная окраска может разниться: от нежной заботы до криков и ругани. На этом контрасте создателями «Стражей» и выстраиваются внутригрупповые взаимодействия: Ракета постоянно цапается с Квиллом за место главного, постоянно проявляя вербальную агрессию, и таким образом скрывая ранимое нутро; Дракс подшучивает над Питером, словно старший брат над младшим, хотя иногда пытается дать и совет в стиле «отец-сыну»; Гаморра – строгая, но заботливая мать, которая не задумываясь бросается на защиту своего потомства; Малыш Грут – общий ребёнок, оберегают которого «всем табором».
К тому же, есть внешние обстоятельства: Звёздный Лорд наконец-то находит своего биологического отца – бога Эго, но в то же время выясняет, что похитивший мальчика с Земли головорез-Опустошитель Йонду воспитал его, словно папа.Конфликт биологического и фактического родителей воплощён в моральных терзаниях Питера Квилла. С одной стороны, он рад обрести связь с родом, утерянную со смертью матери и похищением, но с другой – не может разделить идеалы и чаянья свихнувшегося папаши.
В связи с этим отношения Лорда и Эго развиваются довольно стремительно и уже ближе к середине картины переходят в термальную фазу конфликта на благодатной почве мести за мать, которую Эго, по собственному признанию, убил. Оказавшись в критической ситуации, Квилл вынужден переосмыслить свои детские воспоминания и роль Йонду в его жизни, тем самым последний получает моральное одобрение в качестве наставника и папы главного героя.
Впрочем, противостояние наблюдается не только на жизненном пути Звёздного Лорда, но и в рамках линии Гаморра – Небула. Две сестры также оказываются заложницами детских травм: отец заставлял их биться друг с другом, а проигравшего в качестве наказания насильно модифицировал имплантами. «Он выдавил мне глаз, вынул мозг из черепа, оторвал руку…» – рассказывает синекожая убийца, и кровь стынет в жилах.
Логично, что Небула затаила на более умелую и удачливую сестру обиду за то, что она ни разу не дала ей выиграть. Но будучи ребёнком, Гаморра руководствовалась совсем не тщеславием, а банальным страхом перед последствиями проигрыша. Получается, что виноватым в этой ситуации является титан Танос, приёмный отец, а сводным сёстрам делить нечего.
Многообразие историй сценаристам кажется не вполне достаточным, чтобы протянуть идею «нормальности» расширенной ненуклеарной семьи, потому они вкладывают в уста Дракса сакраментальное: «Мы не друзья. Мы семья», чтобы даже самые неискушённые зрители смогли оценить посыл создателей фильма.
Так что же следует из выше сказанного? А следуют вот что: сюжет «Стражей Галактики» построен таким образом, чтобы сообщить следующий тезис – истинный конфликт разворачивается не в галактических масштабах, а в «узком» семейном кругу, и именно внутри данного круга все проблемы находят свое решение, в том числе галактические.
В угоду сверхзадаче
Сомневаться в том, что новые приключения Стражей Галактики концентрируются на превращении команды в семью под воздействием ряда внутренних и внешних обстоятельств, не приходится. Но к картине есть другие чисто технические вопросы. Почему всё то, что работало в предыдущем фильме во второй части урезали в угоду сверхзадаче?
Удивительно, но в самой несерьёзной картине от «Marvel» банально не работают шутки: эскапады Ракеты, подколки Дракса, кривляния Малыша Грута слишком ожидаемы и потому на протяжении более чем двух часов редко какой зритель засмеётся в голос. А экшн? Его не то чтобы обрубили, но сделали до боли банальным.
Нет, пара захватывающих моментов всё же есть, но битва Квилла и Эго, обладающих способностью управлять веществом, настолько неизобретательна и скучна, что закрадываются подозрения: «А не списали-ли её с финальной драки «Человека из стали»?». Чёрт с ним с исходом, подозревать, что победит злодей в истории про команду супергероев наивно до жути, но покажите что-то более захватывающее, чем «удар-столкновение со стеной-разгон-ещё один удар».
Тем интереснее. Ведь несмотря на минусы картина вышла увлекательной, хотя и слишком рваной, в сравнении с первой частью. Яркой картинки, довольно самобытной вселенной (одни похороны Опустошителей чего стоят, или причуды расы Соверен) и фирменного эклектичного саундтрека (хиты 80-х на фоне космических кораблей все ещё «доставляют») хватило на то, чтобы оправдать ожидания миллионов фанатов. Но что важно для нас, так это смысловой пласт.
Дилогия «Стражи Галактики» последовательно разрушает миф о нуклеарной семье, помещая стандартные для современного общества психотипы в необычную для них семейную «рамку». Если раньше казалось, что асоциальные типажи, которые воплотились в Квилле, Гаморре, Ракете, Груте и Драксе, не могут находиться в близких с кем-либо отношениях, то фильм показывает что из маргиналов тоже может выйти крепкая семья, для которой важен каждый из её членов. Идеологический посыл очевиден.
В любом случае, кому-то это может и не понравиться.