«Около Кино»: Проблемы бикамерального сознания. Анализ сериал «Westworld»

«Около Кино»: Проблемы бикамерального сознания. Анализ сериал «Westworld»

На дворе 2016 год, а любителям научной фантастики просто нечего смотреть. Но вдруг, неожиданно, сюрприз: телевизионный ремейк известного и, в каком-то смысле, даже культового научно-фантастического фильма 1973 года «Западный мир». Concepture публикует обширный материал в котором разбирает некоторые научные и философские идеи, присутствующие в сериале. 

История создания сериала

Прежде чем перейти к самой сути, давайте немножко углубимся в историю проекта и скажем пару слов о сюжете. Конечно, лучшего времени для ремейка (кстати, сериал – ремейк не фильма, а другого сериала 1980 года «Beyond Westworld», производства компании CBS), было просто не найти. Как я уже говорил, сейчас голяк с научной фантастикой в кино. И слава богу, что ремейк вверили в руки Джонатана Нолана и канала HBO.

Вообще о ремейке начали говорить еще в 1990-ых. Во многом это было связано с популярностью в тот период научно-фантастической тематики и новых ее ответвлений по типу киберпанка. Не последнюю роль сыграли также ультрасовременные технологии в лице компьютерной анимации, не дававшие покоя Warner Brothers.

Да-да, терминатор сделал тему похожих на людей, как две капли воды, роботов невероятно актуальной. Спасибо Арни и Кэмерону.  Кстати, именно Шварценеггер был инициатором идеи сделать ремейк и хотел спродюсировать фильм, да еще намеревался исполнить в фильме одну из главных ролей, угадайте кого? Робота в человеческом обличии, а еще точнее роль Стрелка.

И вроде как в 2007 году начались съемки фильма, но… Ах да, к проекту пытались привлечь Тарсема Сингха (вы можете знать его по фильму «Запределье»; до сих пор не понимаю, нафига Warner Brothers его обхаживали?) в качестве режиссера и чуть позже Квентина Тарантино (его вы можете просто знать) в качестве сценариста… но, видимо, что-то пошло не так.

Затем было долгое затишье аж до 2011 года, много всяких слухов, но конце концов сериал выбрался из производственного ада. Где-то с полгода назад в сети появился трейлер сериала, затем стал известны продюсер, сценарист, режиссер и актерский состав проекта, а 3 октября вышел пилотный выпуск, который расставил все точки над i.

Немного о сюжете и впечатлениях

Завязка кажется несложной, но не обманывайтесь: вас еще не раз удивят по ходу разворачивания сюжета. Есть эдакий «Парк Юрского Периода», только вместо динозавров - в нем похожие на людей андроиды, а вместо джунглей - «бескрайние» прерии дикого запада. «В чем же суть парка?», - спросите вы. Отвечаю: парк - ничто иное, как огромный аттракцион, в котором богатые «гости» (так называют посетителей) удовлетворяют свои самые безумные и жестокие желания, убивая, грабя и насилуя андроидов. Засчет этого руководство парка и его персонал, по всей видимости, зарабатывает себе на хлеб.

Со временем сюжетная линия усложняется, постепенно разветвляется и в какой-то момент вообще запутывает так, что становится совсем ничего не понятно. Сценаристы постарались на славу. Есть тут и заигрывания с хронотопом; не буду говорить, какого рода, чтобы не портить удовольствие от просмотра. Скажу только, что они играют важную роль в понимании сериала. И без того прекрасную картину дополняют сложные, хорошо написанные диалоги и элементы мистики.

Техническую сторону сериала в этой статье я затрагивать не буду (пишите в комментариях, если хотите отдельную статью об этом аспекте) чисто из практических соображений: больно много и долго писать. Поэтому давайте уже перейдем к заявленной теме статьи и погрузимся в рассмотрение научных и философских идей сериала «Westworld».

«Упадок Западного Мира»

И начнем мы с самой простой и очевидной идеи, которая напрашивается практически сразу после того, как уделишь чуточку внимания названию сериала. «Западный Мир» помимо того, что является просто названием, доставшимся проекту от оригинального фильма, вполне может оказаться (сознательной или бессознательной) отсылкой к небезызвестной работе Освальда Шпенглера «Упадок Западного Мира».

В своем монументальном труде Шпенглер описывает, какие стадии проходит та или иная культура в процессе своего развития, последней из которых является стадия «цивилизации». По Шпенглеру,  эта последняя стадия знаменует великий и необратимый упадок конкретной культуры (нашу статью о циклической теории Освальда Шпенглера вы можете прочесть вот по этой ссылке). Ну и если слегка проанализировать сериал, то можно увидеть своего рода иллюстрацию отжившей свой век западной цивилизации.

Структура парка очень сильно напоминает структуру либерально-капиталистического строя с его хорошо завуалированной иерархией и правящей элитой. Так как же устроен парк? У парка есть создатель (Роберт в исполнении Энтони Хопкинса), есть таинственное руководство (правящая элита), исполнительная власть (обслуживающий персонал: программисты, служба безопасности, инженеры и т.д.) и наконец есть андроиды (ничего не подозревающий пролетариат).

Если кто уже смотрел, то помнит, что андроидов, которые сбоят, отправляют на чистку (промывку мозгов), и что они воспринимают любые диагностические работы как сон. То есть, проще говоря, нам показывают отношение власть имущих к обычному народу в ситуации, когда первые эксплуатируют вторых.

А то, как в финале разворачиваются события, демонстрирует простой факт – существующий порядок вещей отжил свое. В этом же ключе можно проинтерпретировать слова Джонатана Нолана описывающего «Мир Дикого Запада» как «следующую главу в истории человечества, в которой исполнять главную роль предстоит уже не нам».

На лицо вполне очевидная киноиллюстрация идей Освальда Шпенглера, хорошо завуалированная под научную фантастику. Но посыл вполне очевиден, как мне кажется.

Тесей и Минотавр

Следующей интересной отсылкой, которая к слову очень важна для понимания одной из сюжетных линий, является авторская интерпретация Ноланом мифа о Минотавре. Центральным элементом сюжета, вокруг которого выстраивается интрига, является, так называемый, «лабиринт», искомый неким Человеком в Черном. По внутренней мифологии сериала, в парке, помимо очевидного уровня «игры» (убийства, секс и разврат), есть еще один, именуемый «лабиринтом», который, якобы, был создан давно умершим соратником Роберта (царя Миноса), Арнольдом (его можно назвать Дедалом) с целью проверки андроидов на наличие сознания.

Собственно, загадочный (до поры до времени) Человек в Черном (Эд Харрис), андроид Долорес (Эван Рейчел Вуд), Уилльям (Джимми Симпсон) и еще несколько персонажей заняты поисками этого самого лабиринта причем в разных временах. Так какая же тут связь с мифом о Тесее? Самая что ни на есть прямая и очевидная. Обо всем по порядку.

Давайте проинтерпретируем сам сюжет сериала с позиции данного мифа. Парк можно расценивать как остров Крит, куда в качестве гостя (в рамках интерпретации звучит иронично) прибывает Уилльям (Тесей). Совершив ряд необходимых процедур, он попадает в сам парк, где встречает Долорес (Ариадну), и они вместе начинают поиски лабиринта.

Как вы наверняка прекрасно знаете, в оригинальном мифе Ариадна помогла Тесею победить Минотавра и дала ему клубок ниток, который Тесей использовал, чтобы выбраться из лабиринта. В данном случае клубком ниток выступают подсказки, на которые постоянно натыкается Человек в Черном в настоящем (помним, что он и Уилльям – одно лицо). Остается последний вопрос: кто или что в таком случае является «Минотавром»? Я отвечу на этот вопрос, но чуть позже.

Помните, для чего был создан «лабиринт»? Главной целью его создания была проверка андроидов на наличие сознания. Арнольд (Дедал) представляет сознание в виде пирамиды: память, импровизация и личная выгода (есть еще четвертая пустая ступень). То есть, «лабиринт» - это продвинутая версия теста Тьюринга с тремя испытаниями (на память, импровизацию, личную выгоду), призванными подтвердить или опровергнуть сознательность андроида.

Правда есть одно «но» - четвертая ступень. В одной из серий Арнольд, обращаясь к Долорес, произносит такую фразу: «Я все это время ошибался, представляя сознание как пирамиду. Но сознание – это не путь вверх, а путь внутрь. Поэтому я избрал лабиринт, как форму, ведь жизнь – это череда решений, каждое из которых может приблизить тебя к центру лабиринта или пустить по касательной».

Так вот, отвечая на вопрос «кто или что такое «Минотавр»?», можно сказать, что «Минотавр» в данном случае не персонаж, а некое состояние осознанности, «четвертая ступень» или условный центр лабиринта, то, к чему каждый из нас стремится. Или же это последнее испытание на пути к личностной целостности, находящееся «в центре лабиринта», добраться до которого можно лишь пройдя предыдущие три. Естественно, понимать все это нужно только как красивую и поучительную метафору.

Травма рождения, философский зомби и первичный опыт

В случае с этой, весьма странно проинтерпретированной Ноланом, идей австрийского психоаналитика Отто Ранка, все тоже крутится вокруг «четвертой ступени». Как вы уже поняли, создателей у парка было два: Роберт и Арнольд. Первый преследовал сугубо прагматические цели и не считал, будто андроиды способны обрести сознание. Второй же, наоборот, верил в сознательность андроидов и всячески пытался подтвердить ее наличие.

Арнольд прекрасно понимал, что одной лишь видимости сознательной деятельности мало для того, чтобы считать андроида живым, и даже если он обретет некое подобие сознания, то ему попросту нечего будет осознавать, так как его (андроида) предыдущий опыт постоянно обнуляется сотрудниками парка в целях безопасности. То есть, даже осознавший свое существование андроид будет сродни философскому зомби – сознательному существу с абсолютно отсутствующим личностным содержанием.

Поэтому Создатель №2 понимает, что андроидам, в частности его любимице Долорес, нужен личностный фундамент, мощный и непоколебимый. Нечто, на чем будет держаться сознание; что-то, от чего можно отталкиваться; то, что, оно (сознание) будет осознавать. Этот фундамент Арнольд и пытается создать. И как раз тут в силу вступает «травма рождения» уже упомянутого Отто Ранка. По мнению этого психоаналитика, «травма рождения» становится фундаментом нашей личности, и мы постоянно ее переживаем в той или иной форме. А процесс исцеления, по Ранку, есть не что иное, как второе рождение.

Это сильно перекликается как с самой идеей «лабиринта», так и с одной из сцен сериала, в которой Арнольд приказывает Долорес убить себя, тем самым формируя у нее первичный травмирующий опыт (травму рождения); и дает ей отправную и одновременную конечную точку путешествия в лабиринте, в результате  которого Долорес переживает второе рождение. Ну а четвертая ступень в таком случае и есть второе рождение, догадаться не сложно. 

Теория бикамерального сознания

И напоследок - самое интересное. До этого мы рассматривали отдельно взятые ситуации внутри сериала или его структурные составляющие, теперь речь пойдет о теории канадского психолога Джулиана Джейнса, которую Джонатан Нолан (или кто-то другой) прямо и неприкрыто позаимствовал как идею для объяснения возникновения сознания у андроидов.

Анализируя поведение персонажей «Илиады», Джейнс обнаружил, что оно не похоже на поведение современного человека. Персонажи «Илиады» не размышляют; они не наделены способностью двоякого отношения к происходящему; у них нет воспоминаний (уже кое-что напоминает, да?). Как только у героев возникает необходимость принять судьбоносное решение, они тут же начинают слышать голоса, которые говорят, что делать (в сериале мы постоянно видим, как андроиды на диагностических процедурах упоминают некие голоса).

Эти голоса воспринимаются персонажами как голоса богов, и они им беспрекословно подчиняются. Созание героев «Илиады» Джейнс назвал бикамеральным потому, что оно условно состоит из двух частей. Первая отвечает за генерацию решений, а вторая – за следование им. Важно отметить, что ни одна из указанных частей не обладала сознанием, подобным сознанию современного человека.

Джейнс считал, что бикамеральное сознание являлось причиной многих культурных феноменов древности. Например, шаманизма или жречества, так как в этих религиозных культурных практиках многие ритуалы были связаны с общением с духами или богами, которые вполне могли быть результатом функционирования бикамерального сознания.

Все вышеописанные идеи со скидкой на научно-фантастический сеттинг сериала излагаются  третьей серии в диалоге Роберта и Бернарда. Бернард интересуется у Роберта, каким образом последнее обновление могло так пагубно повлиять на андроидов (они начали слышать некие голоса). У них завязывается диалог, в процессе которого Роберт рассказывает Бернарду об Арнольде и его пирамиде сознания: память, импровизация, личная выгода.

Арнольд полагал, что эти три элемента могут быть основой бикамерального разума. По словам Роберта, он выстраивал такую версию восприятия, при которой андроиды слышали свои программы как внутренний монолог, с надеждой, что в будущем возобладает их собственное сознание.

Собственно, «лабиринт» и первичный травмирующий опыт являются такими же составляющими бикмерального сознания. Точечными воздействиями, призванными заставить андроида действовать самостоятельно и пробудить в нем голос разума.

Если честно, писать еще можно много о чем. Сериал – просто кладезь различных философских и научных отсылок. Но, думаю, стоит остановится на этом, так как самое важное для полноценного понимания картины я уже написал. Остальное – детали, которые, если вы захотите, можно будет озвучить в другой статье. Так что пишите в комментариях о ваших впечатлениях и о том, хотите ли вы видеть продолжение статьи. А на сегодня всё.

Рекомендуем посмотреть:

1. Алекс Гарленд – «Ex Machina» (2014).

2. Майкл Крайтон – «Мир Дикого Запада» (1973).

Автор: Ефрем Таскин
2123