«Около Кино»: Ватикан изнутри. Рецензия на «The Young Pope»

«Около Кино»: Ватикан изнутри. Рецензия на «The Young Pope»

Великолепный и неподражаемый Паоло Соррентино, наследник всех итальянских кинематографических традиций, снова вышел на сцену. Только на этот раз не с фильмом, а с сериалом. Concepture публикует рецензию на «The Young Pope».

Работы Паоло нельзя ни с чем спутать: слегка мистические и психоделичные, с большим количеством точно выверенных диалогов и запоминающихся кадров. И надо сказать, «The Yuong Pope» не исключение.

Этот сериал - просто кинематографическая феерия. Такой разнообразной операторской работы, подхода к мизансцене, подаче характеров персонажей и самое главное такого тонкого юмора не найти ни в одном другом телевизионном проекте. Из-за качества и тщания, с которым Соррентино подошел к съемкам, язык не поворачивается назвать его работу сериалом, это кино, растянутое на 10 часов. Но давайте обо всем по порядку.

С места в карьер

Начинается сериал довольно-таки странно: Джуд Лоу (он же Папа Римский Пий XIII, он же Ленни Беллардо) выбирается на свет божий из пирамиды, состоящей целиком и полностью из младенцев. Затем действие резко переносится в другую сцену, где он обращается к верующим со своей первой проповедью, и все бы ничего, но заканчивается проповедь весьма и весьма эксцентрично и неожиданно: Папа просыпается (сон во сне, дорогие друзья). И именно начальная сцена задает тон всему сериалу, так как почти каждая серия начинается с такого легкого психоделического трипа.

Как выясняется чуть позже, Джуд Лоу – новоиспечённый Папа Римский, которого избрали по неведомой причине и ему предстоит стать самым молодым в истории католической церкви понтификом. Папа оказывается личностью, мягко говоря, противоречивой и сразу же наводит шороху. То он разрешает курить в стенах собора, а это было запрещено сколько-то сотен лет; то выпускает в сад кенгуру, с которым потом постоянно сталкивается; то он решает устроить неожиданную чистку в рядах священнослужителей.

Вокруг этого, скажем так, кинематографического эксперимента «а что было бы, если бы Папой стал американец?» и крутится все повествование. Постоянные интриги, сплетни, неожиданные ситуации, которыми полнится сериал впечатляют и не дают оторваться. Некоторые сравнивают его с «Карточным Домиком», но я, честно сказать, не увидел ничего общего.

Ватикан, рок-н-ролл и интриги

Я даже не знаю ни один фильм, который бы касался внутренней кухни Ватикана. Есть исторические драмы, посвященные Ватикану или христианской вере в целом, но, чтобы кто-то брался за современный Ватикан…, по-моему, Соррентино сделал это первым и сделал на самом высоком уровне.

За «дворцовыми» интригами наблюдать тут одно удовольствие, иногда кажется, что все как-то не интересно, слишком просто и даже прямолинейно. Но в этом-то вся прелесть и уникальность происходящего в Ватикане. Кардиналы, уверенные в своем положении, постепенно делают все возможное, чтобы неуправляемый Папа Пий XIII не натворил дел. Он же в свою очередь старается потихоньку изжить каждого неугодного ему кардинала.

Происходит данное действо в очень спокойном темпе и даже удивляет, как они там вообще умудряются друг другу гадости делать? Атмосфера религиозно-политической интриги передана настолько, насколько это возможно: кардиналы, сидя около фонтана, чинно рассуждают о новом Папе и о том, что это сулит им. Такие сцены заставляют и улыбнуться, и ужаснуться одновременно. А как кардинал Воиелло в мастерском исполнении Сильвио Орландо шантажирует нужных ему людей? Неподражаемо!

Через некоторое время становится понятно: все эти кардиналы, священнослужители и даже простые монахи живут только одним – постоянными политическими и психологическими манипуляциями. А в какой-то момент устами одного из персонажей нам прямо об этом заявляют.

Красота по-ватикански

Соррентино - определенно гений, а «The Young Pope» - уникальный сплав всевозможных кинематографических приемов. Сериал невозможно определить как жанровое явление, это и слегка мистика, и политический триллер, и комедия абсурда, и настоящий религиозный арт-хаус, и драма в конце концов. Удивляет еще и то, как Соррентино удалось раскрыть и найти экранное время почти для каждого персонажа, я бы даже сказал, что очень трудно назвать кого-то из действующих лиц второстепенным.

Все герои на своих местах, и кастинг впечатляет своей выверенной расчетливостью: актеры подходят под свои роли так, будто они родились для них. Повторюсь, в «The Young Pope» проделана удивительная и чудовищно объемная работа, Соррентино - мастер.

Ну и конечно же, просто нельзя обойти стороной техническую составляющую сериала. Какая тут разносторонняя операторская работа. Почти все сцены сняты отлично друг от друга, заметно что над каждым конкретным эпизодом работали специально, над его постановкой, мизансценой.

Тонкостей и деталей в сериале хватит с лихвой на 10 фильмов: расположение персонажей относительно друг друга сообщает важные для сюжета детали; жестикуляция и соответствующие им фразы детализируют характеры. Соррентино постоянно чем-то удивляет: то вертикальная съемка, то резкие монтажные переходы, то диалог с персонажем, который почти все время отсутствует в кадре. Нарушение хронотопа в повествовании тоже не редкость, а некоторые сцены целиком и полностью строятся на еле заметных мелочах или вокруг отдельно взятой детали.

Мне очень понравилось, как Паоло медленно и верно подводил зрителя к сцене первой проповеди, периодически намекая при помощи всяческих мелочей на то, что она вот-вот должна состояться, но каждый раз персонаж Джуда Лоу отсрочивал ее, а потом, когда ты уже уверен, что ее вообще не будет, одна маленькая деталь (надпись на стекле автобуса, сделанная 10летним мальчиком) дает понять, проповедь состоится здесь и сейчас.

Соррентино не дает расслабиться ни на секунду. Чтобы уследить за диалогами, связью между сценами и многочисленными отсылками, нужно быть очень внимательным. Так что, если решили посмотреть, готовьтесь быть внимательным и собранным, отдохнуть при просмотре не удастся. Но зато удовольствие от просмотра обеспечено, конечно, если вы любите глубокий, умный и сложный кинематограф.

Папа Пий XIII

Это лучшая роль Джуд Лоу за его карьеру, он сделал что-то невообразимое. У него было много неплохих ролей, но эта… просто блеск, я снимаю шляпу. Такого Папу надо постараться сыграть. На фоне всего, что происходит в Ватикане, Пий 13 Джуда Лоу смотрится как Джек Воробей на фоне всех самых невзрачных пиратов.

Лоу создал невообразимо сложный характер. Это один из тех немногих образов, которые невозможно разгадать до самого конца. Все что он вытворяет заставляет только развести руками. Эксцентричный и бестактный, но при этом умный и вежливый. Почти невозможно сказать, что он сделает в следующую секунду. А загадочная, но при этом открытая улыбка, не сходящая с его лица, не дает даже предположить, что он там думает.

Очень необычный вышел персонаж. Полный противоречий и тайн, но при этом явно дружащий с головой, понимающий, что он делает и почему. Но вот другие явно не понимают, «Что» он делает и «Почему». Впрочем, вся соль именно в этом.

Про актерскую игру в «The Young Pope» можно писать много и долго. Помимо юного понтифика в сериале столько запоминающихся и цельных персонажей, что в пору посвятить актерской игре отдельный материал. Но пока ограничусь тем, что расскажу про самых интересных.

Лично мне очень понравился образ сестры Мэри (Дайан Китон). Старая монашка, воспитавшая и вырастившая Ленни Белардо, искренне верующая в его святость и непогрешимость. Готовая помогать ему всегда и во всем, но при этом имеющая свою точку зрения на многие проблемы и не стесняющаяся ее высказать. Особо запомнились сцены, где она не очень умело играет в баскетбол.

Вот кого точно нельзя забыть, так это упомянутого кардинала Воиелло (Сильвио Орландо). Просто блеск! По-моему, после Джуда Лоу, это самая сильная актерская работа во всем сериале. Сильвео Орландо создал неподражаемый образ уверенного, хитрого и ничего не боящегося политика от церкви. А самое главное виртуозно шантажирующего абсолютно любого человека. В Ватикане для него нет секретов и тайн, он неведомым образом знает все и обо всех, и тем самым внушает одновременно страх и уважение. Мощно, что тут скажешь.

Последний, кого хотелось бы отметить – это Эстер (Людивин Санье). Простая католичка, слегка фригидная и почти безэмоциональная из-за того, что страдает бесплодием, и страстно желающая увидеть Папу Римского. Персонаж получился противоречивый: невинная, чистая христианка, но при этом изменяющая своему мужу и по стечению обстоятельств пытающаяся подставить Папу, но при этом восхищающаяся его святостью. Людивин Санье с ролью справилась прекрасно, в образ Эстер веришь сразу и мгновенно понимаешь, почему она такая и никакая другая.

В общем, как вы уже поняли, с актерской игрой в «The Young Pope» все отлично. Не верите? Посмотрите сами и восхититесь.

Общее впечатление

Я практически с первых минут был поражен уровнем постановки сериала. Если решитесь смотреть, то я советую быть максимально сосредоточенным и ни на что не отвлекаться, так вы получите максимальное удовольствие от просмотра. «The Young Pope» завораживает и погружает в себя целиком и полностью. Декорации впечатляют уровнем проработки, а саундтрек постоянно шокирует. Смотреть советую всем без исключения.

P.S. Очень понравился дуэт Джуда Лоу и кенгуру.

Коротко о сериале: Лучший сериал уходящего года.

Рекомендуем посмотреть:

1.«Карточный Домик» (2013).

2.«Подпольная Империя» (2010-14).

Автор: Ефрем Таскин
1029