«Около Кино»: «Her», как создать правдоподобные отношения между программой и человеком?

«Около Кино»: «Her», как создать правдоподобные отношения между программой и человеком?

Спайк Джонс – автор одной из самых необычных антиутопий последнего 10-летия. В ней нет мегакорпораций или жестокого тирана, люди не ходят с кибернетическими протезами, только не завидное социальное уныние. Concepture публикует статью о том, как режиссеру удалось создать глубокую историю любви между программой и человеком. 

Как вы, наверное, знаете (или не знаете) «Она» один из самых интересных антиутопических фильмов последних лет. Фильм рисует картину невзрачного будущего, в котором социальные технологии стали настолько развитыми, что люди полностью утопают в коммуникации и интернет серфинге. На фоне этой не завидной действительности Спайк Джонс предлагает изучить возможность и целесообразность отношений между человеком и программой. Сюжет картины будет целиком и полностью крутится вокруг связи Саманты (разумная и операционная система) и человека по имени Теодор. Кинолента удивляет тем, что режиссеру удалось создать на экране отношения между программой и человеком, которые не вызывают отвращения или усмешки, им хочется сопереживать. Тонкая романтика и интимная глубина связи Саманты с Теодором не вызывает никаких сомнений.

Возникает только один вопрос: как же все-таки Спайку Джонсу удалось создать столь правдоподобную интимную связь между человеком и программой, которую можно только услышать и совсем нельзя увидеть? Трудная работа, не так ли?

Дизайн мира

Режиссер проделал огромный труд по созданию фильма, главным результатом которого является нейтральный и ненавязчивый дизайн окружения. Благодаря дизайну внимание зрителя полностью приковано к отношениям Теодора и Саманты. Если вы обратите внимание, то практически все декорации и среда, в которой происходит действие картины, одноцветны. А оттенки цветов – пастельные и успокаивающе-расслабляющие. Даже сцены с активными действиями героев, например, сцена в парке развлечений или схожая сцена в метро не вызывают бурю эмоций именно благодаря выше описанным цветовым решениям. Также окружение не перегружено контекстуальными элементами (символическими предметами, мелкими деталями и тому подобным). Оно специально сделано однородным и в каком-то смысле незаметным, лишний раз подчеркивая общую атмосферу уныния.

Основная задача, которую нужно было решить при создании фильма «Она» - это вызвать у зрителя ощущение естественности технологичного мира будущего. Этот мир не должен был стать удивительным или очаровывающим, его главной характеристикой обязана была быть – обыденность. И Спайк нашел простое решение: не показывать технологии совсем, сделать их органично вплетенными в окружение и жизнь персонажей. Таким образом создается атмосфера нормальности и привычности высокотехнологичного мира.

Но помимо всего выше сказанного есть еще три очень важных аспекта, которые и задают общий тон повествования и в итоге создают тот самый эффект глубины в отношениях человека и программы. Давайте подробнее остановимся на них.

Положение камеры

Когда нам впервые показывают Теодора, то относительно него можно выделить три позиции камеры: первый вариант – камера, расположенная таким образом, что мы видим его со стороны общества; второй вариант – это крупный план его лица, подчеркивающий замкнутость персонажа, и наконец третий вариант расположения – камера показывает компьютер с позиции Теодора (от его лица), захватывая лишь заднюю часть монитора.  Спайк Джонс тем самым дает нам понять, что компьютер всего лишь техника, и между Теодором и компьютером пока еще нет никакой интимной связи.

Но, когда персонаж Хоакина Феникса загружает систему OS 1, которая и есть Саманта, камера показывает персонажа с его правой стороны. А уже через какие-то секунды режиссер резко рушит четвертую стену, сначала медленно приближая камеру к экрану компьютера и затем, после того как раздается голос Саманты, меняет ее положение так, чтобы мы увидели Теодора с позиции Саманты. Подобное изменение положения камеры призвано подчеркнуть возникшие отношения между Самантой и Теодором и придать программе новое качество. Саманта отличается от иных операционных систем живым голосом, наличием интонаций, желаний, мыслей, что и подчеркивается изменившимся положением камеры – это делает программу полноценным персонажем, если угодно.

Поведение Теодора

Одной из главных проблем всех фильмов об искусственном интеллекте является правдоподобное изображение оного. Частой тематикой таких картин выбирается предполагаемое обретение программой человеческих черт. И основной преградой при создании человекоподобного ИИ является восприятие аудитории. Людям зачастую трудно воспринимать абстрактного персонажа, часто не имеющего в фильме физического воплощения, как живого.   Не знаю, чье это было решение, Джонса или Хаокина Феникса, возможно обоих, но присмотритесь, ведь Теодор в той же сцене первого контакта с Самантой ведет себя с ней как с обычным человеком. Он стесняется, сутулится, отворачивается, сомневается, удивляется, смущается и смеется. Искренне реагирует на ее реплики, интересуется ей. Язык тела Теодора говорит о том, что он воспринимает Саманту как живого человека. Этот прием позволяет аудитории быстрее проникнутся персонажем Скарлет Йохансон и относится к нему, как к обычной женщине.  

  

Непринужденность, с которой протекают диалоги Саманты и Теодора, заставляет воспринимать происходящее не как мрачную социально-философскую фантастику, а как романтическую мелодраму, что тоже способствует формированию у зрителя теплых чувств по отношению к героям.

Звуковой Дизайн

Очень важный момент. Его практически не замечаешь при просмотре. А это говорит о том, что звук влияет на предсознательном уровне.

Когда вы впервые слышите голос Саманты (конечно, если вы смотрели в оригинале и у вас хорошая звуковая система), то он звучит очень отстраненно, будто бы отовсюду. Проще говоря, если у вас есть пять звуковых колонок, то ее голос звучал бы изо всех сразу. Фактически отсутствуют посторонние звуки. Мы не слышим ни шорохов, ни музыки, ни каких-то уличных звуков. В этом плане голос Саманты целиком и полностью занимает пространство вокруг Теодора.

Но когда Теодор и Саманта становятся ближе, голос программы начинает звучать менее объемно, у него появляется что-то вроде центрального канала, находится место музыке и звукам окружающего мира. Саманта больше не вытесняет посторонние звуки и даже оттеняется ими в нужные моменты. Такой прием делает персонажа чуть более осязаемым за счет того, что мы ощущаем ее звуковую включенность в действительность (хотя и на подсознательном уровне).

Вот такими не очень сложными на первый взгляд, но весьма трудными в воплощении приемами воспользовался Спайк Джонс при создании своей обыденной антиутопии.

Рекомендуем посмотреть:

Спайк Джонс – «Быть Джоном Малковичем» (1999);

Спайк Джонс – «Адаптация» (2002);

Спайк Джонс – «Там, где живут чудовища» (2009). 

 

Автор: Таскин Ефрем
408