Нескучные Жанры

«Персонажи»: Трикстер от поп-культуры. Почему Джокер положительный герой?

«Персонажи»: Трикстер от поп-культуры. Почему Джокер положительный герой?

Его мотивы неизвестны, как и его прошлое. Он самый известный шут современности и полный психопат, но тем не менее образ этого антигероя не так однозначен, как кажется на первый взгляд. И иногда его деструктивные поступки имеют положительные последствия. Concepture публикует материал о том, почему Джокер положительный персонаж.

Пару абзацев вступления

Для начала напомню, что такое архетип и откуда это понятие взялось. В начале прошлого века небезызвестный психоаналитик и ученик Фрейда Карл Густав Юнг разрабатывает свой вариант психоанлиза, именуемый аналитической психологией (не путать с аналитической философией), «глубинной психологией» или «психологией глубин». Одним из центральных понятий аналитической психологии Юнга становится «архетип» ( с др-греч. - Первообраз).  Справедливости ради надо сказать, что Юнг не придумал это понятие, об архетипах (но только как о первообразах) писал еще Платон в своих «Диалогах».

И так что же такое архетип и с чем его едят? Архетип –  это универсальная врождённая психическая структура, составляющая содержание коллективного бессознательного, распознаваемая в нашем опыте и являемая, как правило, в образах и мотивах сновидений. Основных архетипов 6, а вообще их более 70, и каждый такой архетип помогает нам в процессе индивидуации (поиска самости – шестого и самого главного архетипа). По Юнгу, самость - это конечная точка человеческого становления.

Мистер Трикстер

Нас же конкретно интересует архетип «Трикстер» (с англ. - Трюкач, Ловкач), знакомый образ, правда? Трикстер - весьма распространенный во многих культурах и мифологиях персонаж. Трикстер - это своего рода допельгангер (с нем. - злой двойник) культурного героя. В сказках он может быть антропоморфным животным плутом, например, лисом, или же хитрым чертом, иногда человеком и даже божеством. Суть Трикстера состоит в том, что он нарушает запреты и установленные правила, часто злонамерено. Для него жизнь – это игровой процесс. Часто божества-трикстеры нарушают законы природы или мироздания, пользуясь хитростями и уловками.

В мифологиях североамериканских индейцев трикстером выступает койот, культурная функция которого состоит в обмане и следующим за ним повышением самосознания обманутого. Самым известным трикстером является скандинавский Бог Локи, он - явно отрицательный персонаж, из-за действий которого в итоге и случается Рагнарек. Но, если вы помните, то последствия Рагнарека - это не просто смерть мира, но еще и зарождение нового.

В древнегреческой мифологии трикстером является Гермес, постоянно помогающий героям, несмотря на запреты богов или в обход каких-то установленных законов. Также трикстер часто проявляет свойства половой изменчивости, перевоплощаясь в мужчин и женщин для выполнения выгодных ему задач.

Но, несмотря на всю кажущуюся отрицательность, главной культурной функцией трикстера оказывается не его «безбашенность» или плутовство, а внесение в строгий культурный порядок, значение и смысл коего со временем забывается и обесценивается, доли хаоса. Ведь ничто так ярко не проявляет смысл и значимость установленного порядка, как извечная попытка его нарушить или разрушить.

В одной из своих работ «О психологии образа Трикстера» Юнг пишет следующее: «Беспорядок — неотъемлемая часть жизни, и Трикстер — воплощенный дух этого беспорядка. Его функцией в архаическом обществе, вернее, функцией мифологических сюжетов, о нем повествующих, является внесение беспорядка в порядок, и таким образом, создание целого, включение в рамки дозволенного опыта недозволенного».

Жизнь по Джокеру

Давайте теперь перейдем непосредственно к рассмотрению образа Джокера. Вообще написание этой статьи было мотивировано тем, что к Джокеру последнее время в сфере популярной культуры проявляется особый интерес в виде различных «теорий», объясняющих его действия и мотивацию. Мне стало интересно, и я решил разобраться в теме, и, как выяснилось, общая характеристика Джокера полностью соответствует параметрам трикстера, а вся его деятельность отлично объясняется этим архетипом.

Начнем с характера. Думаю, все довольно очевидно. Во всех своих многочисленных версиях и вариациях Джокер выступает плутом обманщиком, мастерски обводящим вокруг пальца Бэтмена, выстраивающего сложные многоходовые комбинации действий, просто потому, что ему это нравится. Вспоминаем «Темного Рыцаря» Нолана и знаменитую фразу Джокера в исполнении Хита Леджера: «Я знаешь кто? Я пёс, бегущий за машиной. Я бы не знал, что делать, если б догнал… Так что, я просто делаю. И всё». Очень уж это соответствует характеристике, которую дает трикстеру русский филолог М. И. Стеблин-Каменский: «Трикстер — ум без чувства ответственности».

Следующая неотъемлемая черта Джокера заключается в его привязанности к Бэтмену, я бы даже сказал зависимости. Он все время его испытывает, ставит перед моральным выбором, тем самым помогаю Бэтмену становиться как герою. То есть Джокер – это своего рода тень Бэтмена, или, если угодно, зеркало для героя, через которое последний познает сам себя. Опять же это полностью соответствует одному из описаний трикстера.

Но любопытнее другое, менее значимое совпадение в образах Джокера и трикстера. Так как последний проявляет половую изменчивость, то можно сказать, что в какой-то мере у трикстера отсутствует пол как таковой. Тоже самое наблюдается и у Джокера: его рисуют как мужчину, но его прошлое неизвестно и сказать с уверенностью - мужчина он или нет - нельзя. «А как же Харли Квинн?», - спросите вы. Отвечу: известно, что она влюблена в него, а о его чувствах к ней неизвестно ровным счетом ничего. Или же можно рассмотреть Харли как женское воплощение Джокера, тогда выходит, что вместе они образуют как бы одного двуполого персонажа.

Ну и конечно самое главное – основная функция трикстера. Как было описано выше, она (функция) заключается в раскрытии значимости социального порядка, правил и норм поведения, через постоянное их нарушение. И в этом случае образ Джокера подходит под описание идеально. Ведь помимо того, что он зеркальное отражение Бэтмена, он еще и зеркальное отражение социального порядка в целом (читать диаметрально противоположное).

Снова можно вспомнить того же «Темного Рыцаря», сцену в которой Джокер сжигает свою долю грязных денег мафии со словами «дело вовсе не в деньгах; главное - чтобы дошёл смысл послания, что всё сгорит». То есть, поступками, действиями и своим образом Джокер демонстрирует, что ожидает общество, если не соблюдать и не поддерживать порядок.

Выводы из всего написанного можно сделать следующие: популярная культура – не всегда значит «плохая» культура, и иногда в форме ярких, красочных и простых вещей нам преподносят классические культурные смыслы; все новое – хорошо забытое старое.

P.S. делитесь своими мыслями в комментариях.

Рекомендуем прочесть:

1. Алан Мур – «Бэтмен: Убийственная шутка».

2. Фрэнк Миллер – «Бэтмен. Возвращение Темного Рыцаря».