«Около Кино»: Не плоские миры. 5 принципов создания фантастической вселенной

«Около Кино»: Не плоские миры. 5 принципов создания фантастической вселенной

Любой киноман мечтает снять свой фильм, именно поэтому он зовется киноманом. А больше всех мечтают те, кто без ума от фантастики и фэнтези. Если вы сомневаетесь в своих силах и не знаете с чего начать, то эта статья для вас. Concepture публикует статью о 5 принципах, которые помогут вам при создании фантастического мира.

Создание мира, в котором разворачивается ваша научно-фантастическая или фэнтезийная история, может оказаться непростой задачей и потребует у вас много времени, но этим нельзя пренебрегать. Когда вы выбираете для вашего сюжета мир, отличающийся от реального настоящего или реального прошлого, вам придется потратить усилия на описание и объяснение вашего фантастического мира.  Это не означает, что вы должны написать пролог, который придется читать с экрана в течение 10 минут (привет, Звездные Войны); и не означает, что какому-то герою придется озвучивать все различия между вашим придуманным миром и миром зрителей в сцене длиной в 2 часа.  Но вы должны продемонстрировать детальное понимание всех странностей, которые существуют во вселенной, где разворачивается ваша история, иначе есть риск, что вы всех запутаете или отклонитесь от цели.

Сохраняйте целостность произведения

Независимо от того, придерживаетесь ли вы скрупулезной проработки сюжета или наоборот даете свободу для домысливания, очень важно всеми способами обеспечить связный сюжет. Один из критериев успеха Кинематогрофической вселенной Marvel (MCU)  заключается в том, что ее мир обширнее, чем отдельно взятые миры комиксов из прошлого. Для непосвященных фильмы являются самостоятельными произведениями (возможно, за исключением «Мстителей»), тем не менее, они удивительно сочетаются, а это требует комплексного видения.  

Сейчас, когда MCU вышла далеко за пределы историй о 4 главных героях и нескольких телевизионных сериалов, требуется следить за тем, чтобы истории не противоречили друг другу и не нарушали уже существующие законы этого мира. Можно смотреть любой фильм о мире Marvel вместе с сериалами «Агенты Щ.И.Т.» и «Сорвиголова» и понимать, как они вместе уживаются.  Это было сделано чрезвычайно качественно, в результате чего возникла империя с достаточно крепким фундаментом, откуда с грандиозным успехом  можно запустить более слабый материал (смотри «Стражи Галактики»).

 Даже компания «Sony» согласилась на просьбу Марвел «одолжить» Человека-паука на одну из ключевых ролей в «Капитане Америка 3». В совместной работе студии  используют своих «дойных коров» вроде супергероев только в том случае, если каждая из них получит громадную прибыль, а сама история значительно выиграет от того, что Спайди будет действовать вместе с Кэпом и Железным Человеком. Компании «Уорнер Бразерс»/«DC» похоже упускают крупную возможность, когда отказываются объединить свои сериалы «Флэш» и «Стрела» с грядущими фильмами о «Лиге справедливости». Успех данных сериалов, почитаемых в узких кругах, был бы оглушительным даже при эпизодическом появлении их героев в фильмах, но «Уорнер Бразерс» отмахнулись от такой возможности.

Устанавливайте правила и придерживайтесь их

Существуют определенные отличия между знакомым нам реальным миром и миром в футуристической или фантастической истории. Именно эти отличия и делают вашу историю уникальной, а также дают вам точки опоры для развития сюжета. В цикле книг о «Гарри Поттере» Дж. К. Роулинг позволяет магии решать практически любые проблемы, но далеко не все. В интервью газете «Геральд» она сказала: «Я должна иметь точное представление, что магия может и не может совершить, чтобы задать параметры и установить «внутреннюю логику» сюжета». Одно из ее магических правил запрещает создавать пищу из ничего.  Этот принцип играет существенную роль в последней книге, когда главные герои находятся в бегах и с трудом добывают скудное пропитание.

Если вы не задействуете силы, о которых рассказывали, или нарушите установленные правила, то напряжение в сюжете ослабнет.  Возьмем, к примеру фильмы «Супермэн», «Супермэн II» и «Супермэн возвращается», которые Брайан Сингер придумал как замену 3 и 4 частей серии. В конце каждого фильма мы узнаем, что Супермэн может повернуть время вспять, вернуть свои способности, после того как пожертвовал ими, и выживает после отравления криптонитом. Так что же тогда может остановить его? История становится неинтересной, если нет опасности потерпеть поражение. Идеальные герои очень скучные. Развязкой в стиле «Deus ex machina» следует пользоваться с осторожностью. Если не знаете, как выпутаться из сложной ситуации, замените эту ситуацию. Концовки в стиле Агаты Кристи раздражают и не имеют смысла.

Прорабатывайте второстепенных персонажей

Богатый правдоподобный мир полон всевозможными интересными героями. Существует тонкая грань между тем, чтобы уделить время персонажам, которые не имеют значения и тем, чтобы полностью их игнорировать. Идеальным примером того, как наполнить вашу историю убедительными второстепенными персонажами, является мультсериал «Симпсоны». Только подумайте, сколько великолепных характеров было создано, чтобы населить Спрингфилд. Я не могу представить сериал без Красти, Мо, Миссис Крабаппл, Садовника Вилли и очень многих других. Теперь мы так много о них знаем, хотя все они появились как незначительные второстепенные персонажи.

Существенным моментом было то, как их ввели в гущу событий: они были созданы как архетипы. Преподобный Лавджой – циничный священник, Сеймур Скиннер – директор, который пытается все контролировать. Ральф Виггум – чудаковатый ребенок, который просто фонтанирует нелогичными поступками. Ваш ум заполняет имеющиеся пробелы, связанные с этими «непроработанными» героями благодаря их узнаваемости. Благодаря этому у авторов было время, чтобы разработать и создать «живых» героев.

Вещи имеют большое значение

Когда вы используете в истории технологии, магию или мистику, эти приемы будоражат воображение и дают вашим героям ускользнуть из обыденности. Они предполагают наличие определенных предметов, которыми пользуются в созданном вами мире,  и дают героям средства для выполнения своих заданий – эти предметы должны функционировать на техническом или духовном уровне. При создании фильма художники из области визуальных эффектов, костюмирования и художественного оформления черпают вдохновение и отталкиваются от ваших замыслов.

«Звездный путь» великолепно использовал фазеры, машины для искривления пространства/времени(warp engines), порталы(transporters) и голопалубы, чтобы привести в действие  человеческую философию. Фазеры используются с целью оглушить противника, и это усиливает момент, что герои по роду деятельности – исследователи, а не военные.  Андроид «Дата» (как предмет и герой) создает объемный портрет человека, отбрасывая многое из того, что мы воспринимаем как должное, чтобы изучить нашу культуру и наши слабости. Того же удалось добиться «ВАЛЛ-И» и «Искусственному интеллекту». Мы можем узнать о себе больше, если будем смотреть на мир сквозь оптические датчики искусственного разума.

Там, где названные фильмы преуспели, фильмы Джоэла Шумахера о Бэтмене потерпели неудачу.  Мир в этих фильмах –аттракцион кошмаров, который рисует страшную картину, однако, сами ужасы не имеют ни цели, ни функции.  У Бэтмена всегда есть ответ в виде какого-то технического прибора,  как в фильмах 1960-х годов. Такие вещи отдаляют фантастический мир от зрителя, а если зритель не чувствует сопричастности, то история просуществует недолго.

Мельчайшие детали принесут вам самых преданных фанатов

Это не намек на то, что каждый волосок на голове актера должен быть идеально уложен, или что каждый монтаж должен быть идеально выполнен, скорее это означает создание мира, где существуют тайны и линии сюжета, которые могут породить линии сюжета для сиквела. Символы и аллюзии будут укреплять несущие элементы в структуре вашей будущей истории, одновременно побуждая «суперфанатов» пересматривать или перечитывать ваши произведения.

В начале «Остаться в живых» забросал своих зрителей загадками и аномальными явлениями, которые послужили для развития сюжета в более поздних эпизодах – вспомним белого медведя, статую, числа.  Студия «Пиксар» привела в мультфильмах столько автоцитат, фрагментов из своих готовящихся к выходу фильмов и появление в кадре символа «А113» (это дань уважения художников своей альма-матер - Калифорнийской Школе Искусств, где уроки анимации проходят в аудитории А-113), что один поклонник вдохновился на создание «теории всего». Когда вы позволяете фанатам понимать ваши цитаты и шутки, у них возникает ощущение, что вы их знаете и признательны им за интерес к вашему произведению.

Когда человек из «Люди Икс» упоминает «девушку, которая умеет проходить сквозь стены», читатели комиксов знают, что речь идет о Китти Прайд, хотя она и не появляется в фильме. «Человек из стали» упоминает компании «Уэйн Энтерпрайзис» и «Лекскорп», обеими управляют герои, которые не появляются в фильме, но являются частью обширной вселенной «DC». Как верна поговорка «с началом прилива поплывут все корабли», так верно и то, что  многочисленные аллюзии, припрятанные в произведении, увеличивают вашу аудиторию. Однако, не все союзы прекрасны. Тут мне приходят на память «Лодка любви» и «Ангелы Чарли», которые объединились на 1 или 2 вечерних показа…

Если объединить вышеназванные принципы с увлекательным сюжетом, то вы сможете создать целую неувядающую вселенную из захватывающих историй, которые будут развлекать многие поколения и вдохновлять других на сотрудничество с вами. 

Советуем посмотреть:

1. Джеймс Ганн – «Стражи Галактики» (2014).

2. Мэтт Грейнинг – «Симпсоны» (1989 – н.в.).

3. Джин Родденберри – «Звездный путь» (1966 – 1969).

Автор: Ирина Сарви
588