«Около Кино»: Оборотничество, заговор и инициация. Анализ мультфильма «Ух ты, говорящая рыба!»

На первый взгляд все кажется до безумия странным и в какой-то степени психоделичным, но, давайте попытаемся разобраться в том, какие все-таки присутствуют смыслы в этом мультфильме. Concepture публикует интерпретацию мультфильма «Ух ты, говорящая рыба!».

Вхождение в мир духов и начало инициации

Все начинается с типичной фольклорной завязки, старик рассказывает историю о том, как поймал говорящую рыбу. Красной линией через всю историю проходит идея созависимых циклов, но об этом чуть позже.

Итак, старик поймал в море рыбу, которая решает совершить акт коммуникации (весьма неожиданный для старика), если приглядеться, то можно заметить, как из лотка выпадает пойманная рыба, таким образом происходит незапланированное жертвоприношение, а старик, чудесным способом, вступает в взаимодействие с миром духов. Начинается разговор с рыбой (она – представитель мира духов, водяной, если угодно), которая просит отпустить ее, ссылаясь на онтологический закон, рассказанный ей ее дедом: «Делай добро, бросай его в воду, оно не пропадет, добром к тебе вернется». Другими словами, рыба просит старика вступить в определенный цикл, с определенными правилами и с определенными положительными последствиями, что старик и делает, при этом произнося следующую фразу: «Какая мне от тебя польза? Говорить могут все, вот, если б ты лаять умела...». То есть, он существует в гилетическом пространстве миропонимания – жизненной силой, сознанием и чувственным центром обладает всё: люди, животные, вещи. Но старик еще не до конца осознает суть гилетического мира, так как не прошел обряд инициации и не сталкивался с проявлениями сознания у иных существ.

После того, как старик отпускает рыбу, он случайным образом совершает вызов существа, именующего себя Добрым Волшебником Э-э-эхом, ненароком произнося его имя вслух. В язычестве имя обладает большим значением и считается сакральным, да и не только имя, но и слово, как верно замечает А.Ф.Лосев – в имени вся сущность вещи. Вот и получается, что старик призвал некую сущность, обратившись к ней по имени, сам того не ведая. Этот, «волшебник» выполняет желание старика и дарит ему стол-самобранку, но есть несколько важных моментов которые стоит отметить:

1

Э-э-эх лишь предлагает старику некое решение проблемы;

2

​Старик сам принимает дар, забыв о должной жертве, ситуация совершенно обратная первой, с духом моря контакт произошел уже после жертвоприношения, и он находился в зависимом от старика положении, о чем говорит тактика, которую избрал дух, рыба предлагала ему стать частью положительного цикла, в котором сама является зависимой переменной;

3

Второй дух волен сам выбрать плату, потому, что Старик нарушил его покой по глупости и не знанию, не принеся жертвы, что он и делает в итоге.

Оборотничество

Стоит по подробнее остановиться на образе Э-э-эха. В глаза бросается его физическая текучесть, изменчивость, что говорит нам об оборотнической сущности «волшебника», но старик конечно же этого не знает, так, как вступает в цикл неподготовленным, контакт происходит совершенно случайно. В язычестве в оборотнической форме существуют в основном злые духи, да и во всех фольклорных сюжетах оно выступает отрицательным элементом (наказанием или проклятием). Его сущность заключается в двоякости слов и действий, всё, что такое существо может предложить при определенных условиях оборачивается либо смертью, либо жизнью, в зависимости от того, что хочет конкретный дух. Это подтверждается еще и следующим: ходит он задом на перед (так ходят лешии), для его физической формы нет разницы между верхом и низом (превращение обычно совершается вертикальным кувырком), магическая формула необходимая для взаимодействия со столом носит двоякий характер: «раз-два-три, три-два-раз».  Даже его имя есть форма возврата и оборота – эхо, то есть, то, что имеет свойство возвращаться.

Столкновение двух духовных начал, заговор и завершение инициатической практики

Последняя часть мультипликации связана с завершением обряда инициации (в данном случае с вхождением старика в онтологический (бытийственный) план гилетического мироздания). Старик приносит стол домой и выясняется, что есть условия, о которых Э-э-эх умолчал: в полночь он придет к старику домой и будет задавать вопросы, если старик не ответит, то Э-э-эх его погубит. Затем следует стук в дверь, в дом к старику и старухе приходить молодой человек и просится переночевать, старик отказывает парню, ссылаясь на чудище, которое должно явиться в полночь, но добрый молодец все же остается.

И вот в дом явился волшебник Э-э-эх, но вместо старика его встречает молодой парень, начинается акт заговора, суть его состоит в том, чтобы стереть в речи пространственно-временные координаты, которыми ведает оборотень, парень рассказывает историю о том откуда, но история эта разворачивается в пространстве лишенном привычных измерений и отношений между ними, а для оборотня основной практикой является искажение в магической речи привычных форм пространства, времени и смысла. Лишенный своей силы оборотень исчезает, а парень оказывается рыбой-духом, которую старик отпустил в море. И именно в этот момент завершается цикл, оборот, а старец наконец проходит инициацию – теперь он сознательно вступает в онтологический цикл отношений с миром.

P.S.любопытно, как много упускается детским взглядом и как много может уместиться в семи минутах. Целая история о культурной традиции и забвении бытия, о миропонимании и тонких сферах, всего семь минут. 

Автор: Ефрем Таскин
1156