«Персонажи»: Таксист Трэвис Бикл. Животное или ницшеанец?

«Персонажи»: Таксист Трэвис Бикл. Животное или ницшеанец?

Легендарный таксист Трэвис Бикл в великолепном исполнении молодого Роберта Де Ниро давно стал символом безумного поколения американских нонконформистов второй половины XX века. Однако до сих пор неясно как однозначно оценивать столь одиозную фигуру. Concepture предлагает свои варианты.

Фильм Скорсезе «Таксист» стал культовым, потому что сумел отразить настроения второго «потерянного поколения» Америки. К первому, как известно, принадлежали те, кто вернулся с фронтов Первой Мировой Войны. Их голосом были такие крупные фигуры как Хэмингуэй, Фолкнер, Фицджеральд, Элиот, Дос Пасос и др. Скорсезе, конечно, не был голосом своего поколения, но он стал его очевидцем. Именно поэтому так трудно определить его отношение к Трэвису Биклу, главному «герою» фильма. Поскольку повествование ведется от первого лица самого Бикла, по своему характеру оно подчеркнуто субъективно. 

Зрителю рисуют картину ночного Нью-Йорка, который прогнил от наркотиков и насквозь провонял шлюхами. На этом фоне персонаж Де Ниро, не принимающий такой порядок вещей, поначалу выглядит вполне симпатично. Но только поначалу. Симпатия дает трещину в момент, когда Бикл на првом свидании ведет понравившуюся ему девушку на сеанс порнофильма, а на ее возмущение реагирует недоумением. Вправе задаться вопросом: он вообще нормальный? Либо Бикл прикидывается дурачком, а сам преследует вполне конкретную цель: показать «принцессе на горошине» (Сибилл Шепард) свой мир, либо он и вправду не понимает реального положения дел. То есть, Трэвис или слишком хорошо осознает разницу между мирами одного города и намеренно пытается их столкнуть, или вообще ее не видит, что впрочем все равно не исключает столкновения. В любом случае Бикл занимается деструктивной деятельностью. Он рушит все, с чем имеет дело. И даже самые «благие» его намерения (попытка образумить проститутку) непременно «ведут в ад». Возникает резонный вопрос: так кто же такой этот Трэвис Бикл?

Трэвис Бикл – животное?

Он не способен рефлексировать, осмысливать проблемы, находить альтернативы их решения, создавать позитивные варианты. Он лишь фиксирует ситуацию и реагирует на нее как животное. «Больной Нью-Йорк» он предпочитает уничтожить, нежели излечить. Что мешает ему создать свою платформу и участвовать в выборах, предлагая собственную политическую программу? Вместо этого он пытается застрелить сенатора. Можно возразить, что у Бикла нет ни способностей, ни возможностей, чтобы совершать конструктивные социальные действия на политическом уровне, что он простой необразованный солдат, страдающий бессонницей, и что нелепо требовать от него внятной формулировки своих требований и тем более их имплементации. Все верно. С этим не поспоришь.

Но тогда возникает другой вопрос: что мешает ему уехать прочь от проклятого Нью-Йорка на какую-нибудь тихую милую ферму за городом? Разводить животных, заниматься хозяйством вдали от шлюх и наркотиков? Ничего. Но к такому варианту может прийти только человек, способный осознать источник проблемы. А источником всегда является сам человек. Другими словами, если мне не нравится, что у меня грязный двор, я должен сам пойти и убрать его, или переехать в другой более чистый двор, но уж точно не стрелять в соседей, которые сорят. Однако Бикл – не человек. Он животное, которое повинуется внушениям со стороны, как цирковая дрессированная обезьяна (пьяный треп пассажира о «магнуме» побуждает его купить пистолет). Действия Бикла импульсивны, хаотичны. Они напоминают метания дикого зверя по клетке. Бикл похож на придурка, который стоит возле кучи навоза и кричит, что он воняет, вместо того, чтобы убрать этот навоз или уйти с этого места.

Такова первая трактовка этого персонажа: Бикл — это ничего не соображающее (он ведет приличную девушку на порнофильм) животное, которое способно только реагировать на ситуацию.

Трэвис Бикл – ницшеанец?

Ресентимент – понятие ницшеанской философии. Оно означает создание собственной системы ценностей, основанной на отрицании ценностей общественных. Именно этим и занимается Трэвис Бикл. Он отрицает всю окружающую его социальную реальность и стремиться ее уничтожить. Поначалу на чисто концептуальном уровне: разве это не провокативный перфоманс – привести девушку (представительницу зажиточного среднего класса) на первом свидании в порно-кинотеатр? А потом и на реальном: расстрел сутенеров — это своего рода предвосхищение акции Брейвика. То есть, Бикл отнюдь не идиот. Он слишком хорошо понимает, как обстоят дела, но вместо приятия (конформизма) или ухода (эскапизма) выбирает уничтожение (терроризм).Фильм Скорсезе «Таксист» по праву входит в классику американского кинематографа. Это право обеспечивает не только прекрасная игра молодого Де Ниро, но и режиссерский талант самого Мартина, который, несмотря на известное влияние «французской новой волны», все же является весьма самобытным.

Разбор этого фильма предполагает отдельное обширное аспектирование операторской работы, музыкального сопровождения и актерской игры. Однако на эти темы давно написано множество статей и рецензий. В нашу задачу входила только попытка анализа сущности легендарного таксиста Трэвиса Бикла.

Автор: Алибек Шарипов
3155