«Около Кино»: Снимая в магический час. Режиссерская техника Терренса Малика

«Около Кино»: Снимая в магический час. Режиссерская техника Терренса Малика

У Терренса Малика самая вызывающая репутация среди ныне живущих американских режиссеров. Малик известен своим стремлением избегать фотографов и журналистов (быстрый поиск фотографий в Гуггл показывает, что скрывать свое лицо режиссеру становится все труднее), он  исчез из Голливуда на 20 лет после дебютной картины «Пустоши» (1973) и последовавшего за ней  великолепного фильма «Дни жатвы» (1978). Малик снял еще 6 фильмов. Concepture публикует разбор режиссерской техники Терренса Малика.

В прошлом году этот затворник и новатор работал параллельно над «Рыцарем кубков» и другими фильмами (один из них - масштабный документальный фильм под названием «Путешествие времени»), и, по всей видимости, после выхода «Древа жизни» он научился управлять своей энергией. Давайте же по подробнее разберемся в том, что конкретно делает Терренса Малика таким особенным.

«Магический час»

Зачастую Малика снимает в тот период дня, который называется «магический час» (также известный как «золотой час»). Это таинственное время перед самым закатом или сразу после восхода солнца, когда фигура человека и лицо великолепно очерчены и выглядят…волшебно. Фильм «Древо жизни» – пожалуй, наилучший пример частого использования Маликом естественного освещения  – он насквозь пропитан энергией взаимодействующих камеры и света в «магический час» (фильм «Дни жатвы» также почти полностью снят при естественном освещении).

Малик любит, когда снопы света жадно пронзают ветви гигантского дерева, когда зыбкая тень человека танцует на земле, любит безумную живопись рассвета (посмотрите эпизод «Тонкой красной линии», где Ник Нолти говорит о «розовоперстой Эос» Гомера) и то младенческое чувство новизны впечатлений, которые вызывает этот утренний час. Искусственное освещение также имеет место – но ничто не сравнится с естественным освещением, если правильно им пользоваться. Малик слишком хорошо знает, что благодаря естественному освещению все выглядит сочным, живым, объемным и, самое главное, – священным.

Опытные и фотогеничные актеры

В фильмах этого режиссера заняты исключительные актеры. Они талантливы и при этом радуют глаз. Мартин Шин и Сисси Спейсек в «Пустошах». Ричард Гир, Сэм Шепард и Брук Эдамс в «Днях жатвы». Шон Пенн, Джеймс Кэвизел, Джон Кьюсак и Ник Нолти в «Тонкой красной линии». К’Орианка Килчер, Кристиан Бэйл и Колин Фаррелл в «Новом Свете». Брэд Питт и Джессика Честейн в «Древе жизни». Рейчел МакАдамс, Ольга Куриленко, Бен Аффлек и Хавьер Бардем в «К чуду». В одном из самых последних фильмов Малика, «Рыцарь кубков», заняты Кристиан Бейл, Кейт Бланшетт, Натали Портман, Фрида Пинто и Антонио Бандерас. О! – а также  Уэс Бентли. У Малика также есть фильм на стадии пост-продакшн, «Невесомость», в котором играет Райан Гослинг. Пожалуй, достаточно.

Нарушайте правила

Никто другой (может быть только Годар?) не пренебрегает правилами кинематографа с таким хладнокровием экспериментатора. Уважение Малика к условностям ничтожно, оно почти не существует.  Его фильмы  отрицают само понятие кинематографической грамматики.  Бесконечное звучание голоса за кадром (в фильме «К чуду» – голос за кадром звучит 90% времени), вызывающая структура повествования (но она есть, если присмотреться внимательно), герои, которые уходят в середине монолога, отсутствие звука в самые драматические моменты, а также привычка вырезать всемирно известных актеров из фильма в самую последнюю минуту! Все это черты метода Малика.

Фактически, он один из немногих режиссеров, которые преуспели в создании собственного кинематографического языка за свою карьеру. Однажды Ричард Гир (с восхищением) заметил, что Малик вновь и вновь снимает один и тот же фильм. В этих словах есть правда. Это еще один пример нарушения правил (ведь большинство художников не желают, или делают вид, что не желают повторяться). При ближайшем рассмотрении его фильмы сильно отличаются идеей и концепцией – схожи лишь исполнение и увлеченность проектом. Как бы там ни было, Малик понимает, что невозможно оставить след в вечности, если ты пытаешься соответствовать ожиданиям и играешь по правилам.

Показывайте то, что вы хорошо знаете

Фильм каждого режиссера должен быть личным.  «Дни жатвы» насыщены информацией из детства Малика, проведенного на ферме в Техасе (а также в Оклахоме). Даже в фильме, который очень далек от этого исторического периода – «Новый Свет» – слышны отголоски детских впечатлений Малика (герои весело резвятся в тростнике, на лугах, пшеничных полях итд). «Древо жизни»  – чрезвычайно биографичная и наиболее полно реализованная работа.

Фильм «К чуду» однозначно связан с романом Малика, который по слухам у него был с некоей парижанкой (в то время он изучал философию за границей) как раз в период его отсутствия в  Голливуде (1979-1997). А «Рыцарь кубков» является исследованием того, какие трудности подстерегают на пути к успеху, ощущения опустошенности и недостижимости успеха (что-то подобное Малик пережил с фильмом «Древо жизни», когда удостоился «Золотой пальмовой ветви» в Каннах). Это довольно простое правило: если вы пишете собственный сценарий для фильма, то показывайте то, что хорошо знаете, говорите о том, что вы видели, и идите туда, где вы бывали.

Чувство времени

Талантливые художники в любом виде творчества проявляют зрелое понимание времени. Они знают, когда нужно не спешить, а когда двигаться стремительно.  Малик знает, что время формирует мнение, смягчает реакцию и влияет на восприятие зрителя. Он не торопит события и понимает важность вызревания проекта (хотя, в последнее время, он достигает результата быстрее). В прошлом разработка проекта у него занимала довольно много времени  (с ним мог сравниться только Кубрик), а в результате фильмы не имели недостатков.

Фильмы воздействуют на зрителя наилучшим образом, если они подпитывают наши мечты и желания, раскрывая состояния, дремлющие в подсознании.  Интуиция Малика по поводу течения времени позволяет задеть все то, что прячется в душе человека, что скрыто в потемках.  Его фильмы приглашают зрителя, воздают ему честь и даже аплодируют, когда он выпускает на волю все, что есть в нем хорошего. Фильмы Малика сорадуются вашей скрытой потребности быть достойным и хорошим человеком.

Рекомендуем посмотреть:

1. Терренс Малик – «Пустоши» (1973).

2. Терренс Малик – «Тонкая красная линия» (1998).

3. Терренс Малик – «Новый свет» (2005).

Автор: Ирина Сарви
663