Современная зарубежная фантастика

Статья №1: Игра в имитацию. «Эхопраксия» Питера Уоттса

«Трансцендентность – это опыт, а не озарение». Наверное, эта цитата лучшее описание романа «Эхопраксия» и главный философский тезис канадского писателя Питера Уоттса. Concepture берется за непростую задачу: в рамках спецкурса с КнигаПоиском рассказать о самом интеллектуально насыщенном научно-фантастическом романе последних 10 лет.
Статья №1: Игра в имитацию. «Эхопраксия» Питера Уоттса

Канадский пессимист

«Эхопраксия» – широко известное в кругах почитателей «твердой» научной фантастики произведение, вышедшее из-под пера канадского писателя Питера Уоттса.

Уоттс, являясь совершенно незаурядной личностью, создает такие же незаурядные произведения, которые ошеломляют читателя смелостью гипотез, глубиной затронутых вопросов и оригинальностью взглядов. Его стиль можно окрестить «напыщенной эрудированностью», впрочем, сам автор так его и называет. И у него есть для этого все основания – Питер Уоттс не просто фантаст, он, в первую очередь, ученый, обладатель докторской степени по гидробиологии, специалист по морским млекопитающим.

Продолжительная работа в университете привела его к несколько парадоксальному, для людей не занятых в сфере научных публикаций, выводу, что раз уж его научные труды и так несут в себе значительный элемент вымысла, то проще будет добавить в них персонажей, сюжет и попробовать найти более широкую аудиторию, нежели горстка подписчиков «Журнала теоретической биологии».

Поначалу карьера писателя складывалась не очень удачно: первые рассказы и повести не смогли вызвать интерес читателей и критиков. Долгое время Уоттс писал из чистого энтузиазма, пока в 2006 году он, в порыве отчаяния, не выложил свой новый роман «Blindsight» («Ложная Слепота») в открытый доступ, после чего и приобрел неожиданную известность.

Известность заслуженную – «Ложная Слепота» действительно сложное и научно насыщенное произведение, рассказывающее об опыте первого контакта с инопланетной расой, не имеющей сознания, в нашем понимании, но являющейся при этом разумной. Эта книга просто переполнена отсылками почти ко всем современным, на тот момент, исследованиям.

Фото: Питер Уоттса где-то, возможно напротив здания сиднейской оперы

Автор: Неизвестно

Уже тогда канадец умудрился сплести воедино элементы нескольких жанров – фантастики, фэнтези, нуара и технотриллера. И все это наряду со сложнейшими вопросами из области нейронауки и экспериментальной философии: «Что такое сознание?», «Чем оно отличается от интеллекта?», «Являются ли терминологическими синонимами понятия Сознание и Разум?». Это был настоящий прорыв, еще никто и никогда в современной фантастике не пытался говорить с читателем настолько серьезно.

Прошло «каких-то» восемь лет с выпуска нашумевшего произведения, и в свет неожиданно выходит логическое продолжение «Ложной Слепоты» – роман «Эхопраксия». А спустя всего год, «Эхопраксия» переводится на русский язык и, следуя правилу «Авторские права? Нет, не слышал», становится массово доступной для русскоговорящей аудитории. «Если вы читаете только один научно-фантастический роман в год, то выберите этот! «Эхопраксия» возвышается над всеми коллегами по жанру…»  – заявляет Ричард Морган, автор романа «Видоизмененный Углерод». 

После контакта

Главного персонажа, за которым нам предстоит следовать через весь роман, зовут Дэниэл Брюкс или, по-дружески, Дэн. Он биолог, специализирующийся на изучении паразитов, «безумный, как пророк». Почему безумный и почему как пророк, спросите вы?

Безумный – потому что в условиях постчеловеческого будущего, когда любой способен стать «чем-то большим», чем просто человек (привет, Ницше!), он остается «чистым», «исходником» – так в романе называют простых людей – и пользуется не трансформированным мозгом, а самым обыкновенным.

В начале романа мы застаем Дэна на территории национального парка, посреди орегонской пустыни, а, как мы знаем, это одно из главных месторождений (мест вторых рождений, если угодно) пророков. Там Даниил Дэниел был вынужден скрываться от львов боевых зомби и искать убежище вдали от цивилизации и правосудия, после совершенной им ошибки, унесшей жизни 82 пациентов. Но это не единственная причина, по которой он искал уединение в пустыне.

Скрывающийся от подстерегающей его смерти, Дэн ловит и потрошит всех обитателей пустоши, угодивших в расставленные им ловушки. Безумный паразитолог, терзаемый чувством вины, одержим предположением – он ищет доказательства того, что после «Огнепада», катастрофы, во время которой вокруг Земли появляются и тут же сгорают 65536 зондов, в мире изменились даже простейшие кишечные паразиты, не говоря уже об остальных животных.

Спустя некоторое время Дэниэл, вынужденный в спешке покинуть свое убежище, попадает в монастырь научно-религиозной организации Двухпалатников, которые помогают ему защититься от боевых зомби, и с этого момента сюжет начинает стремительно развиваться.

В результате развития, более бурного, чем рост колонии бактерий в питательной среде, Дэн Брюкс оказывается на борту космического корабля в компании разномастной команды, летящей к месту первого контакта, находящегося далеко за орбитой Плутона. Дэну и компании предстоит выяснить что же на самом деле случилось с «Тезеем»? То есть с кораблем, на котором летела команда ученых из романа «Ложная Слепота».

Фото: Официальный арт русскоязычного издания «Ложной Слепоты»

Автор: Вадим Марченков

Двигаясь навстречу судьбе всех безумных пророков, Дэн стремится в гущу событий и становится свидетелем и участником истинной битвы трех титанов. Один из титанов – научно-религиозная организация Двухпалатников: монахи-двухпалатники перекроили собственные мозги настолько, что обрели способность объединяться в единый «Роевой Разум» и достигать состояния трансцендентности.

С другой стороны – воскресшая, или, точнее, воскрешенная, «доисторическая» раса вампиров. Это безупречно организованные твари, «сверхлюди». С третьей – инопланетное Нечто, своего рода разумная, правда, не нашим разумом, колония кристаллов, называемая «Порция».Каждая из сторон имеет свои цели, «планы внутри планов», и, кроме этого, все три стороны умеют быть «на десять шагов впереди». Они делят будущее, в буквальном и переносном смысле, ведь их борьба – это не козни и интриги, а заигрывание с возможными вариантами будущего, то есть козни и интриги грандиозных масштабов. А что же в этом время поделывает наш «безумный пророк» Дэн?

«Мы попрощались с реальностью в тот момент, когда прогнали сенсорные сигналы через нервную систему. Хочешь ощутить Вселенную напрямую, без моделей и почеркушек? Стань простейшим!» П.Уоттс, «Эхопраксия»

По иронии судьбы, которая, как известно, обладает недюжинным чувством юмора, паразитолог вынужден сам стать паразитом, простейшим и никчемнейшим – «тараканом», как его называют все остальные, и это далеко не оскорбление. Ведь в условиях полной беспомощности он вынужден пресмыкаться и стараться выжить всеми силами. Вокруг ни друзей, ни врагов – только «воплощенная неопределенность».

Вот таким, даже еще более безумным, чем «Ложная Слепота», коктейлем философских проблем и авторской фантазии кажется схематичное описание романа «Эхопраксия», но только на первый взгляд. Ведь при ближайшем рассмотрении в кажущемся бредом «коктейле» начинает прослеживается логика, но от созерцания вырисовывающейся перспективы просыпается неистовое желание снова окрестить «Эхопраксию» безумной фантазией Уоттса.

Энциклопедия смыслов

Тексты Уоттса носят почти энциклопедический характер, прочитать любую из его больших книг все равно, что узнать область применения термина, являющегося заглавием. Эхопраксия – это тиковое расстройство психики. Симптоматика этого заболевания заключается в непроизвольном повторении или имитации человеком жестов, поз и движений окружающих его лиц. 

Термин «эхопраксия», канадский фантаст использует, чтобы обозначить и обрисовать культурное состояние человечества, которое не сулило нам ничего хорошего в прошлом и также не сулит, по мнению автора, в будущем. Только все более явный раскол.

Уоттс видит мир людей, в качестве игры в имитацию, очевидно, соглашаясь с Тьюрингом и развивая его мысль чуть ли не ad absurdum. Прискорбно, но писатель считает, а точнее, однозначно заявляет – мы не эволюционировали, а лишь имитировали эволюцию. Вокруг человечества вселенной романа «Эхопраксия» давно уже сформировались постчеловеческие социумы: Роевой Разум, Двухпалатники, Иск Ины, Инопланетяне, а люди только и могут, что бездумно имитировать декартовский прогресс.

Однако, чего человечество имитацией добивается? Создает какие-то имплантаты, протезы, технологии, генные модификации, бессмысленные религиозные учения? По версии Уоттса у нашего вида явно нет планов на будущее. И за эту скромность Воланд, нас бы, несомненно, похвалил. За нашу веру в уже пролитое масло и невозможность что-либо изменить.

«Все предчувствия, правильные или нет, сохранявшие жизнь виду на саваннах плейстоцена, сейчас, по большей части, стали ошибочными. Ложноотрицательные и ложноположительные результаты, моральная алгебра толстяков, которых сталкивают на рельсы перед поездом. Назойливая эмоциональная вера, что дети приносят тебе счастье, хотя все данные указывают на обратное. Высокоамплитудная боязнь акул и чернокожих снайперов, которые вас не убьют, зато полное равнодушие к токсинам и пестицидам…» П.Уоттс, «Эхопраксия»

Вообще, Уоттс – мастер метких метафор, который заключает много скрытого смысла в своих словесных формулировках. Автор не хочет, чтобы читатель просто скользил глазами по строчкам, он хочет, чтобы его взгляд спотыкался о слова, заставляя вдумываться в глубинный подтекст, копаться в словарях, лезть в ссылки и читать сопутствующую литературу.

А это, определенно необходимо. Без понимания и знания контекста некоторых дисциплин, хотя бы поверхностного, можно упустить приличное количество важных деталей. Например, боевые зомби, о которых идет речь в начале романа прямая отсылка к проблеме «Философского зомби»; Двухпалатники – явная отсылка к бикамеральной теории сознания Джулиана Джейнса.

Фото: Официальный арт русскоязычного издания «Эхопраксии»

Автор: Владимир Гурков

В диалогах часто можно встретить рассуждения о проблеме свободы воли, а это значит, что стоит ознакомиться с историей экспериментов Бенджамина Либета. А то, как осуществляется борьба за будущее можно, в принципе, рассматривать как прямую иллюстрацию к «семантике возможных миров» Сола Крипке. А уж про библейские аллюзии или отсылки к греческой мифологии и упоминать не стоит, их так много, и они столь откровенные, что любой мало-мальски начитанный человек их увидит.

Такой странный и непривычно сложный стиль создает для читателя эффект присутствия в произведении и реальности всего происходящего, усиливает ощущение наступившего будущего, эры сверхинтеллекта, контакта с постлюдьми и внеземным разумом.

Как я уже говорил, Уоттс пессимист, и, может быть, даже слегка социопат, наше будущее ему видится как принципиальный раскол, начавшийся уже. К сожалению, канадский фантаст не дает ответ на вопрос «что с этим делать?», и от того еще страшнее. Радует одно – это всего лишь страшный и интеллектуально насыщенный роман канадского писателя, пока имеющий слабые корреляции с нашим будущим… Хотя, кто знает?

Вторая статья курса на КнигаПоиске.

Рекомендуем:
  1. Питер Уоттс «Ложная Слепота»
  2. Питер Уоттс «Бетагемот»