Образование

«Теории»: Изоляция и ненависть. Жан Бодрийяр против города

Почему, дав однажды миру демократию, современный город делает все, чтобы упразднить политику? Как получилось, что увеличение плотности населения привело лишь к еще большей изоляции, а потеря резких культурных различий – к увеличению ненависти? Что представляет собой современный мегаполис с точки зрения провидца постмодерна, философа Жана Бодрийяра – в материале Concepture.
«Теории»: Изоляция и ненависть. Жан Бодрийяр против города

Бесконечная смерть

Для Бодрийяра мегаполис является практическим выражением современного состояния культуры, которая находится в процессе экстатической смерти. Она бесконечна и бесцельна, так как лишена какой-либо финальной точки. Современная культура представляет собой непрерывный информационный конвейер.

Также и город развивается по логике ракового распространения. Он бесконечно разрастается в ширину и ввысь, не брезгуя холостым строительством, единственной задачей которого является обязательное инвестирование капитала. Возникновение новой, технологичной и современной недвижимости в буквальном смысле обесценивает старую.  Аналогично и с джентрификацией, которая просто сменяет направление устаревания и обесценивания. 

Процессы создания и строительства набирают такие обороты, что в них теряется цель и смысл помимо процессуальности как таковой. При этом они обладают столь многослойной структурой, что их нельзя просто взять и свернуть. И это даже несмотря на то, что разрастание современного полиса неизбежно обладает чертами болезненности и отмирания – нередко даже буквального, в виде гетто, заброшенных зданий и замусоренных окраин. Но, что важнее: такого рода характеристики заложены уже в саму суть урбанизации.

Неслучайно одним из древнейших и отмеченных в культуре признаков развитого города была проституция. Так, столкнувшись с мегаполисом своего времени, переселенцы-иудеи обогатили свой фольклор историями о городах столь безбожных и развратных, что против них восстают божественные силы.

Показателен миф о Вавилонской башне. По сути, это художественное описание города со стороны людей, привыкших к иной среде и совершенно другому укладу жизни. Обычное явление капитального градостроительства и этнокультурного разнообразия состава жителей Вавилона было воспринято как вызов богу с соответствующим наказанием.

Отметим, что Бодрийяр рассуждал в первую очередь о высоко урбанизированных мегаполисах – о форме города, к которой стремятся почти все современные населенные пункты. Поэтому воззрения французского философа – это в том числе и критика идеала урбанизма путем нахождения в нем фундаментальных недостатков.

Выученная бесчувственность

Один из ключевых тезисов Бодрийяра заключается в том, что городская жизнь приводит к бесчувственности и гражданской изолированности. То, что для человека извне кажется безумием, для городского жителя является малозаметным элементом повседневного пейзажа. И проблема здесь не в том, что кто-то должен быть моралистом или наоборот, а в возникающем безразличии.

Бодрийяр здесь отсылает к проблеме накопления мусора. Призадумайтесь, а что вы вообще знаете о том, как обстоит дело с мусором именно в вашем городе?

По мнению Бодрийяра, не само незнание, а тотальное отсутствие интереса к такой, казалось бы, насущной проблеме является причиной того, почему любой современный город невозможно представить без разрастающейся на окраине свалки, которая в лучшем случае может быть только перенесена со старой окраины на новую.

В этом плане город подобен современной культуре, которая изначально ориентирована на производство того, что, с одной стороны, через 5 минут станет мусором, а с другой – само сделает мусором что-то другое.  В конечном счете, ничего кроме мусора и не появляется, но что же происходит с человеком, которого окружили свалки культурные и буквальные?

Ритуалы изоляции

Высокая плотность населения не приводит к линейному увеличению социализации городских жителей. Несомненно, в некотором буквальном смысле они менее одиноки, но меж тем и более изолированы. Житель города неосознанно следует культуре ухода от других, и в этом для него нет изобретения важней, чем смартфон.

Уход в виртуальность в общественном транспорте является способом заполнить свое восприятие быстрым развлечением, сродни разовому разговору со случайным попутчиком. Нередко человек и в буквальном смысле виртуально общается со «случайным пассажиром» – знакомым, подвернувшимся под момент.

Но заметьте, что акт реальной коммуникации с кем-то из пассажиров будет подобен вторжению в самые сокровенные глубины личного пространства. Несомненно, базовой реакцией многих будет смятение и отчаянные попытки вежливого игнора.

Аналогичное желание выстроить дистанцию по отношению к другим проглядывается в использовании личного транспорта. Вместе с тем автомобиль – это еще и символ благополучной городской жизни. Он демонстрирует, что для владельца изолированность его перемещения является ценностью – причем такой, за которую он готов серьезно платить.

Культура ухода от других при этом касается не только мелочей вроде ритуальной привычки надевать наушники при выходе в общественные места, но и основательных социальных процессов. Кажется, что нет способа лучше, дабы активировать национальное сознание в человеке, чем заслать его иммигрантом в мегаполис страны с совершенно другим языком и культурой. Развитый город способствует возникновению диаспор и других общностей, суть которых заключается в реакции изоляцией на изолированность других.

Ненависть – ленивый аналог агрессии

Эти и другие набившие оскомину проявления общественного безразличия являются показательным примером того, как именно город «социализирует». Бодрийяр говорит о возникновении ненависти – пассивной формы агрессии, лишенной проявлений реального, физического насилия.  

Любопытно, что сейчас вытесненная ненависть – одна из популярнейших объяснительных моделей для совершенно разных проблем современного горожанина. Чаще всего ей объясняют то, что связано со здоровьем – рост депрессий, аллергий, психосоматических и даже раковых заболеваний.

С точки зрения Бодрийяра, ненависть возникает как естественная реакция на ощущение потери инаковости в городе. В ситуации, когда обладание определенной позицией не может выделить человека, он предпочитает негативный подход к самоопределению, в большей мере выбирая обладание отрицанием какой-либо позиции. И действительно, о современном человеке в меньшей мере расскажет то, чем он занимается и увлекается, нежели то, кого, за что и почему он ненавидит.

Главной характеристикой ненависти является фундаментальная беспредметность. В общественном транспорте человек ненавидит пассажиров, но при этом редко кого-то конкретного. Люди ненавидят муниципальную власть, но вряд ли знают чьи-нибудь фамилии кроме представителей политического топ-менеджмента.

Жители города ненавидят бездомных, приезжих, безвкусно одетых прохожих, обслуживающий персонал, сервис и коррумпированных чиновников, но они вряд ли одобрят применение реального насилия к объектам своей ненависти. Изоляция и право на нее становятся основополагающей ценностью и прямое вмешательство воспринимается как страшнейшее из прегрешений перед современным обществом.

Конец политики

Возникают даже в чем-то забавные ситуации. Несомненно, город плодит ксенофобов, но при этом не происходит повальной реинкарнации националистических движений. Точно так же город плодит ненавистников капитала, но при этом новых революций ждать не приходится. С точки зрения любого современного политического движения у них нет толп последователей ввиду пассивности масс.

Но более важно то, что четко оформленные, структурированные политические воззрения и партии также являются естественным объектом для ненависти – как и любые иные проявления реальности, пытающиеся нарушить эзотерическую стабильность жизни современного человека.

Город упраздняет политику – по крайней мере, как привычный демократический институт. Происходят коренные изменения в структуре общественной жизни. Современный политик, который действительно хочет хоть на что-то влиять, должен разжижить конкретизированную ненависть путем наделения себя максимально возможным количеством характеристик и взглядов, за которые его можно ненавидеть. Недаром в последние года для политика нет большего признание его заслуг и значимости, нежели когда его повально начинают называть популистом.

Прогрессирующая виртуальность

Говоря об изоляции, стоит задаться вопросом о ее направлении. Ответ очевиден. Городская изолированность стала отцом массовой популярности интернета. Это отлично перекликается с бодрийяровской концепцией экстатического состояния.

Современный человек настолько сильно жаждет изоляции от реальности, что уходит в виртуальность, где он вроде бы и открыт всем, но при этом никому особо не нужен. Иными словами, в его открытость уже вложена вся сила изолированности – так же, как и такая изоляция обладает всеми преимуществами открытости.

Такая ситуация естественна, ведь, по сути, грань между реальным и не очень стерта для жителя мегаполиса не сегодня. Его повседневность уже наполняет море пустых рекламных образов, мусорной информации о популярной культуре и обрывков вынужденной коммуникации с коллегами, знакомыми, друзьями и возлюбленными. 

Познание и, возможно, даже восприятие – это теперь не последовательный процесс, а флуктуация. Современный человек вынужден жить с багажом обрывков совершенно различной информации, которая меж тем может быть даже не намеренным обманом, а случайным креативом специалиста, которому за это заплатили.

Была ли Война в заливе?

Возвращаясь к первому пункту, человек не просто не знает, что происходит у него буквально под носом – он при этом отлично информирован о том, что происходит в мире. Причем речь идет о мире как об образной интерпретации в медиа. Иначе говоря, хоть современный человек никогда наверняка и не узнает, была ли Война в Персидском заливе, он заведомо будет считать, что была. Как же иначе, если так сказали в медиа?

В некотором смысле отношения современного человека с реальностью – это танталовы муки. Он, конечно же, осведомлен о фейковых новостях, недобросовестных журналистах и намеренных подлогах, но поделать с этим ничего не может. И даже больше – фактически, он не может не доверять медиа, ведь иного способа конструирования реальности он не имеет.

Единственное, что он может сделать – это выбрать набор ресурсов, которым будет до поры до времени доверять. Видимо, стоит только порадоваться тому, что Танталу подвезли возможность кастомизации его личного ада невозможности.


Для оформления использованы фотографии Abelardo Ojeda. На превью – работа Oleksandr Antoniuk.

Рекомендуем:
  1. Жан Бодрийяр «Город и ненависть»
  2. Жан Бодрийяр «Фатальные стратегии»