2021

«Вехи»: Смерть Орлеанской девы. Мифы и факты об инквизиционном процессе Жанны д’Арк

Жанна д’Арк была осуждена за ересь и служение дьяволу и приговорена к сожжению на костре. В день казни ей едва исполнилось 19 лет. Судебный процесс длился полгода. Неграмотная крестьянка, у которой не было ни адвоката, ни друзей, способных дать правильный совет, так ловко отвечала на каверзные вопросы религиозных схоластов, что повергла в шок цвет духовенства. Убедившись, что так просто девушку не поймать на ереси, церковь решилась на заведомый подлог и провокацию. Десять фактов и мифов об этом удивительном процессе – в материале Concepture.
«Вехи»: Смерть Орлеанской девы. Мифы и факты об инквизиционном процессе Жанны д’Арк

Национальная героиня, сумевшая поднять свой народ на борьбу с оккупантами, умерла в одиночестве, вдали от друзей, преданная своим королем, который был обязан Орлеанской деве короной. Немалые средства, которые потребовались для проведения показательного инквизиционного процесса, были собраны в виде поборов с населения оккупированных англичанами территорий. Таков был план англичан: судить героиню Франции, французским церковным судом и за счет самих же французов.

Немного предыстории

На момент рождения Жанны Столетняя война, ставшая результатом династических разборок, длилась уже около 70 лет. На французскую корону претендовало сразу несколько потенциальных наследников, включая представителя Англии, и никто не хотел уступать. Англичане пользовались этим как предлогом, грабя и разоряя чужие земли. Богатые когда-то провинции опустели, пашни были заброшены, жители редких деревень жили под постоянным страхом набегов шаек грабителей. Все это с детства наблюдала юная Жанетта, которой стало «жаль милую Францию».

В те годы в народе было распространено пророчество, что Францию погубит злая, порочная женщина, а спасет чистая девушка. Первую часть пророчества относили к королеве Изабелле Баварской, чья сделка с англичанами позволила им формально притязать на французскую корону.

Что касается веры в появление чудесной избавительницы, то на родине Жанны верили, что девушка придет из Лотарингии, из деревни, возле которой растет дубовый лес. Именно такой лес рос возле Домрени – деревни, в которой выросла Жанна. Будучи девушкой экзальтированной, с пылким воображением, постепенно Жанна прониклась убеждением, что сам Господь избрал ее, чтобы спасти родную страну.

Узнав, что Орлеан – последний бастион на пути англичан – вот-вот падет, Жанна решила действовать. В сопровождении своего кузена, ставшего ее первым поверенным, она отправилась в ближайший город, где обратилась к коменданту крепости с просьбой дать провожатых: она должна идти ко двору дофина (дофин – дворянский титул монаршей особы), где возьмет людей, чтобы снять осаду с Орлеана, а потом коронует дофина в Реймсском соборе и очистит Францию от англичан.

Естественно Жанне не поверили, однако людская молва быстро разнесла весть о чудесной деве, призванной спасти Францию. К постоялому двору, где остановилась Жанна, началось настоящее паломничество. У харизматичной девушки появился круг преданных друзей, включая рыцарей и дворян. Это заставило старого коменданта переменить первоначальное решение. Тоже самое произошло и при дворе Карла VII.

Фрагмент картины «Жанна д’Арк в бою» (Герман Антон Штильке, 1843)

Надо ли говорить, как обрадовались нежданной подмоге защитники осажденного Орлеана. Дева на коне, в латах, с мечом и развивающимся белым знаменем за спиной не только сумела вернуть боевой дух ополчению, но и проявила незаурядные способности полководца. Французы верили, что ее ведет сам Господь, а англичане боялись «лотарингской ведьмы» и ее знамени как огня, уверенные, что секрет ее силы в колдовстве. Небывалое воодушевление солдат в битве сделало свое дело, англичане дрогнули и бежали. 

Человек по фамилии Свинья

Жанна сдержала обещание – сняла осаду с Орлеана, освободила Реймс и лично присутствовала при коронации дофина в Реймсском соборе. Теперь у Франции появился король, что сразу же лишало притязания англичан видимости законности. Однако борьба за окончательное освобождение Франции продолжалась. В битве за Компьен, во время дерзкой вылазки с отрядом верных бойцов, девушка попала в плен.

Англичане ненавидели Жанну и давно ждали, когда им представится удобный случай расправиться с ней. Заурядное убийство было слишком легкой участью для «ведьмы», как они ее называли. Девушку должна была осудить на смерть сама церковь, только тогда все ее достижения будут опорочены в глазах современников. Это также роняло тень на коронацию Карла VII, которую молва приписывала новоявленной «посланнице небес».

Таков был политический заказ оккупантов и французских церковников, получающих щедрые привилегии от новой власти. В качестве судьи был выбран епископ Пьер Кошон, у которого были личные причины ненавидеть Жанну. Ее войско дважды заставляло его бежать, в результате чего он лишился всех своих земель и сбережений. Епископ представлял собой законченный тип прелата-политика, отличался беспринципностью и носил говорящую фамилию. По-французски Кошон звучит как «свинья», хотя и пишется иначе.

Поединок пастушки и докторов теологии

Суд инквизиции, в отличие от мирского суда, не знал понятия презумпции невиновности. Всякий, кто попадал на скамью подсудимых, априори считался виновным до тех пор, пока не доказывал обратное. Прочие элементарные процессуальные нормы, выработанные еще юристами Древнего Рима – такие как прения сторон, гласность свидетельских показаний, право обвиняемого на защиту путем вызова в суд названных им свидетелей – также не были в ходу у церковников, поэтому для целей англичан он подходил как нельзя лучше. Однако неожиданно процесс затянулся. Пастушка, как ее в насмешку называли, дала такой отпор докторам теологии, что вся затея едва не провалилась.

Факты

Факт № 1: Отказалась клясться и обещала надрать судьям уши

Судебный процесс над Жанной д’Арк начался с того, что 19-летняя девушка отказалась дать клятву, что будет говорить правду. Она ответила, что не может дать такой клятвы, т. к. не знает, о чем ее будут спрашивать. «Возможно вы будете спрашивать у меня о том, о чем я вам не скажу». И добавила, что об откровениях божиих она никому не говорила и не открывала их, кроме как королю Карлу.

«Пленение Жанны д’Арк» (Адольф-Александр Дилленс, между 1847-1852)

Затем епископ Кошон попытался взять у Жанны клятву, что она не будет пытаться бежать из заключения под страхом уличения в ереси. На это Жанна ответила, что не принимает этого запрещения, и что право пытаться бежать – это естественное право любого узника.

Чтобы запутать девушку, следователи часто и бессистемно задавали одни и те же вопросы. Обладая отличной памятью, девушка нередко поправляла их: «Я уже отвечала на это, справьтесь у секретаря». Когда же секретарям запрещали записывать ее ответы под предлогом, что это не относится к сути дела, она с укоризной отмечала: «Вы записываете только то, что против меня, и не желаете писать того, что говорит в мою пользу». А однажды, когда ей прочитали ее показания, искаженные до неузнаваемости, даже пообещала: «Если вы позволите себе еще раз так ошибиться, я надеру вам уши».

Факт №2: Королевский выкуп

В плен Жанну захватили бургундцы, которые какое-то время ждали предложений о выкупе от французского короля. Однако Карл VII, который был обязан Орлеанской деве своей короной, предпочел сделать вид, что его не волнует ее судьба. Слишком сильная популярность Жанны среди простого народа и невозможность ее контролировать начинала угнетать его.

Фрагмент картины «Жанна д’Арк» (Гарольд Пиффард, ок. 1895)

В итоге девушку продали ее заклятым врагам англичанам. Переговоры о выкупе вел лично епископ Пьер Кошон, который предложил от имени Генриха VI сумму в 10 000 ливров. По обычаям того времени такой выкуп платился за принца крови, главнокомандующего, адмирала или маршала. Но Жанна была всего лишь дочерью крестьянина. Согласившись внести за нее такой огромный выкуп, английское правительство приравняло ее к одной из этих высоких особ.

Факт №3: Полгода в кандалах

Боясь, что она сбежит, а также из страха, что ведьма ускользнет из оков, ее день и ночь держали закованной в тяжелые кандалы. Также с ней постоянно находились пятеро английских солдат, которые присутствовали в ее камере даже ночью, не упуская случая поиздеваться над ненавистной «ведьмой». По законам того времени, когда над заключенным проводился церковный трибунал, его забирали из светской тюрьмы и помещали в церковную, чтобы он не распространял ересь дальше в мир. При этом за женщинами должны были наблюдать монахини. Однако Жанну оставили в светской тюрьме.

К слову, находясь в плену у бургундцев, Жанна не единожды пыталась бежать. Последняя попытка едва не привела ее к гибели. Поручив себя Богу и Святой Екатерине, девушка выпрыгнула из окна высокой башни, где ее содержали, и упала на плиты мощеного двора. Ее подобрали утром – окровавленную и без сознания. Она долго болела, но поправилась.

Факт №4: Политическая ангажированность судей

Хотя Жанну судил французский церковный суд, все участники процесса были так или иначе либо сторонниками англичан, либо находились у них в зависимости. Вот почему о беспристрастности судей говорить не приходится. Девушке, все образование которой сводилось к знанию трех молитв, которым обучила ее мать, задавали такие вопросы, от которых даже ученые схоласты приходили в недоумение.

Фрагмент картины «Жанна д’Арк на коронации Карла VII» (Жан Огюст Энгр, 1854)

Однажды ее спросили, находится ли она в состоянии благодати, прекрасно зная, что здесь нельзя ответить ни «да», ни «нет». Сказать «да» значило впасть в смертельный грех гордыни, сказать «нет» – признать себя отверженной. Светлый ум девушки, соединенный с теми элементарными знаниями, которые она усвоила, слушая молитвы и проповеди, подсказали единственно правильный ответ: «Если я нахожусь вне благодати, пусть господь мне ее пошлет; если я пребываю в ней, пусть он меня в ней хранит».

Факт №5: Компромат на Жанну собрать не удалось

Комиссии в Руане по заказу англичан нужно было доказать, что эти голоса, которые слышала Жанна – наваждение дьявола. Все, что для этого нужно, это найти доказательства сомнительной моральной чистоты испытуемой. С этой целью на родину девушки была отправлена комиссия. По крайней мере так заявлялось в протоколе допросов. Однако спустя четверть века комиссия по реабилитации не нашла никаких следов этих документов. Вероятнее всего, следователям не удалось собрать ничего компрометирующего.

Эту версию подтверждает свидетельство некоего почтенного руанского буржуа Жана Моро, который утверждал, что был знаком с человеком, которому поручили вести следствие в Домрени – родной деревне Жанны. «Этот человек стал мне плакаться: ему не выплатили денег, потому что собранную им информацию епископ счел негодной. И в самом деле, он заявил мне, что хотел бы слышать о своей собственной сестре то, что говорили о Жанне», – заявил Моро.

Факт №6: Провокация церкви и нарушение тайны исповеди

После многочисленных неудачных попыток поймать девушку на слове, Кошон решился на последнюю низость. В камеру к подсудимой был подослан верный ему человек, который представился земляком Жанны. Уставшая от постоянного одиночества и грубости солдат, давно не слышавшая ни одного приветливого слова, она сразу же прониклась к незнакомцу доверием и охотно отвечала на его вопросы, не подозревая, что в соседней камере их подслушивают Кошон и два секретаря. Эту информацию использовали затем на допросах, чтобы поймать девушку врасплох.  

Более того, подосланный давал Жанне якобы дружеские советы. Например, он уговаривал ее не доверять судьям. Запирательство Жанны производило неблагоприятное впечатление на членов суда и было более выгодно Кошону, чем ее чистосердечные признания.

Окончательное падение епископа Кошона произошло, когда с его попустительства шпион стал исповедником подсудимой. Естественно, ни о какой тайне исповеди и речи не было: все, что говорила духовнику Жанна, тут же становилось известно ее судьям.

Факт №7: Психологическое давление на кладбище Сент-Уэн

У любого церковного трибунала была своя наработанная схема. Предполагаемого еретика сначала заставляли отречься от ереси (если не добровольно, то под пытками), затем ему давали второй шанс. Когда же осужденный повторно впадал в ересь (были способы заставить его это сделать), церковь разводила руками и говорила: мы сделали все, что могли, чтобы спасти эту заблудшую душу, но теперь пусть ее врачует костер.

В случае с Жанной от пыток решили отказаться, чтобы «не бросать тень на идеально проведенный процесс». Для того, чтобы заставить девушку отречься добровольно, использовали психологическое давление. Жанну привели на кладбище и перед толпой солдат и мирян начали зачитывать приговор, рабочие тем временем готовили костер.

Как позже призналась сама девушка, до сих пор она верила в свою счастливую звезду и заступничество святых, но в тот момент осознала, что спасения нет. Осознала и дрогнула. Она закричала судьям, что готова отречься от голосов и надеть женское платье (одним из основных пунктов, доказывающих ее вину, было ношение мужского костюма). Текст отречения был приготовлен заранее, ей его зачли и дали подписать.

Перед отречением Жанне обещали, что, если она покается, ее переведут в женское отделение церковной тюрьмы. Однако этого не произошло. Осужденную перевели в старое отделение Буврейского замка в ее прежнюю камеру. Ей дали женское платье и обрили голову наголо. Кандалы не сняли и английскую стражу не убрали. В знак протеста против этого обмана Жанна через два дня вновь надела мужское платье, что квалифицировалось как повторное впадение в ересь. Ловушка захлопнулась. Орлеанскую деву, как называли ее в народе, сожгли спустя полгода после начала процесса, 30 мая 1431 года.

Мифы

Из мифов, ходивших после смерти Жанны, больше всего бросается в глаза желание людей вернуть свою заступницу, а ее обидчиков – выставить еще большими злодеями. Хотя куда уж больше?

Кадр из фильма «Процесс Жанны д’Арк» (1962, реж. Робер Брессон)

Миф №1: Жанну заставили надеть мужской костюм силой

Формальной причиной, из-за которой Жанна была отправлена на костер, стал мужской костюм, который она надела в качестве протеста против обмана епископа. Это выглядело очень странным, ведь девушка понимала, что за это ее ждет казнь. Возможно поэтому версия, что она сделала это по принуждению, родилась почти сразу же. Наиболее подробную версию на реабилитационном процессе по делу Жанны д’Арк излагал спустя 25 лет судебный исполнитель Жан Массье:

«Вот что случилось в воскресенье на троицу (27 мая)... Утром Жанна сказала своим стражникам-англичанам: «Освободите меня от цепи, и я встану» (на ночь ее опоясывали цепью, которая запиралась на ключ). Тогда один из англичан забрал женское платье, которым она прикрывалась, вынул из мешка мужской костюм, бросил его на кровать со словами «Вставай!», а женское платье сунул в мешок. Жанна прикрылась мужским костюмом, который ей дали. Она говорила: «Господа, вы же знаете, что мне это запрещено. Я ни за что его не надену». Но они не желали давать ей другую одежду, хотя спор этот длился до полудня. Под конец Жанна была вынуждена надеть мужской костюм и выйти, чтобы справить естественную нужду. А потом, когда она вернулась, ей не дали женское платье, несмотря на ее просьбы и мольбы».

Однако по мнению историков, все говорит о том, что девушка добровольно надела мужское платье, раскаиваясь в своем малодушии перед казнью. Впрочем, это не исключает того факта, что эти действия были спровоцированы организаторами процесса. Иначе откуда в камере взялся мужской костюм?

Миф №2: Жанна не была сожжена

Одним из наиболее живучих мифов, который до сих пор находит своих приверженцев, был миф о том, что Жанна не сгорела на костре, а осталась жива. Постепенно эта версия обрастала подробностями. Например, существует версия, что Жанна была внебрачной дочерью французской королевы Изабеллы Баварской и приходилась Карлу VII сводной сестрой. В пользу этой версии, по мнению ее сторонников, говори то, что обе – Жанна и Изабелла – были брюнетками. В 1955 году в Марселе вышла книга, автор которой доказывает, что Жанна не была сожжена, а спокойно доживала свои дни в дворянском замке в обществе мужа и детей.

Кадр из фильма «Страсти Жанны д’Арк» (1928, реж. Карл Теодор Дрейер)

Миф №3: Сердце Жанны не сгорело

После того, как костер, на котором сожгли Жанну, догорел, пепел и кости по приказу кардинала Винчестерского сбросили в Сену. Власти опасались, что то останки девушки могут стать реликвиями. В ответ на это в народе родилась молва, что сердца Жанны огонь не тронул.

* * *

Несмотря на то, что все материалы процесса над Жанной, были строго зафиксированы в нескольких копиях (одна из них до сих пор хранится в Библиотеке Орлеана), эти события, как и вся ее жизнь, в значительной степени обросли легендами. Кроме того, в связи с некоторой путаницей в копиях (некоторые из них – перевод на латынь), иногда специалисты предполагают, что мы до сих пор знаем отнюдь не все обстоятельства гибели национальной героини Франции.


На превью – картина Исидора Патруа «Жанна д’Арк, ведомая на казнь» (1867).

Рекомендуем:
  1. Владимир Райцес «Процесс Жанны д’Арк»
  2. Карл Теодор Дрейер «Страсти Жанны д’Арк»
  3. Робер Брессон «Процесс Жанны д’Арк»