5 концептов философии Ницше

Статья №1: «Тот, кто владеет собой, владеет миром». Сверхчеловек в философии Ницше

Фридрих Ницше является, пожалуй, самым известным, и в то же время неоднозначным и противоречивым философом. Его называют «мучеником познания», «ниспровергателем идолов», а его имя стало эмблемой современной эпохи. Concepture начинает публикацию цикла статей, посвященных 5 концептам философии Ницше. В данной статье речь пойдет о знаменитой концепции Сверхчеловека.
Статья №1: «Тот, кто владеет собой, владеет миром». Сверхчеловек в философии Ницше

Фигура или точнее образ сверхчеловека появляется в философии Ницше как своеобразная поэтическая альтернатива традиционным системам метафизики, которые так или иначе постулировали наличие некой трансцендентной реальности. Как известно, большая часть интеллектуальных выпадов Ницше были направлены против Платона, платоников и платонизма.

Поскольку по складу своей личности Ницше в большей степени был поэт, чем философ, весь характер его поэтической философии (или философской поэзии) был пронизан чрезмерной субъективностью. И если современникам Ницше эта субъективность казалась неоправданной эксцентрикой, то уже в философии XX века само понятие «субъективности» становится нормативным и чуть ли не центральным.

Если внимательно читать Ницше, можно заметить, что все его размышления представляют собой некий поток напряженных мыслей, строгим обоснованием которых Ницше себя не обременяет. В принципе, ему это и не нужно, так как он философ особого типа, профетического. Ницше возвещает истины, пророчествует. Как это делал, например, Парменид. Ключевые рубрики мысли Ницше – это своего рода откровения, снизошедшие на него в приступе поэтического экстаза. В дневниках и письмах он нередеко признавался, что мысли пронзали его будто молнии.

Стиль философствования Ницше был совершенно иным, нежели, скажем, у Канта, который работал как часы. К Ницше вполне применимы строки Пушкина «Восстань, пророк, и виждь, и внемли, исполнись волею моей, и, обходя моря и земли, глаголом жги сердца людей». Только в случае Ницше этот пророк оказался еще и богоборцом, а его образ сверхчеловека – это как раз символ исполненного великой волей, жгущего сердца других людей, но не боговдохновенного пророка.

Важно понять, что философию Ницше давно уже изучают в отрыве от своего создателя, беря в качестве контекстуального освещения не биографию автора, а, скажем, исторические обстоятельства эпохи, или социальную инфраструктуру и т. д. Поэтому образ «сверхчеловека» превратился в концепт, который активно исследуют и эксплуатируют различные современные философы. Причем подходов в изучении этого концепта успело наплодиться достаточно. Но общее между ними – это ограниченность взгляда. Сверхчеловека Ницше растащили по кускам и «всяк кулик хвалит свой подход». Перечислим основные из них.

Самым вопиющим искажением смысла образа сверхчеловека была расовая трактовка. Идеологи нацистской Германии, говоря об идеале арийской расы, указывали на сверхчеловека Ницше. Однако Ницше был далек от какой бы то ни было евгеники и дарвинизма. Тем более, что сверхчеловек по природе своей мыслился им как апофеоз индивидуальности, а «раса» – это понятие коллективистское.

Еще одним аргументом в пользу несоответствия сверхчеловека и породистой особи арийца является прямое указание Ницше на то, что «сверхчеловек придет на место погибшего человечества»; Гитлер же полагал, что уже существует сверхраса, которая является родоначальником человечества.

Поскольку мысль Ницше имела огромное влияние на умы русской интеллигенции, не могли по-своему отреагировать на образ сверхчеловека и русские философы. Самая яркая реакция последовала от Николая Федорова, который называл Ницше «философом тьмы», а его сверхчеловека – «воплощением умственной пустоты и нравственного бесплодия». Атеистическая позиция Ницше была неприемлема для Федорова как для мыслителя преимущественно религиозного. Другой русский философ Владимир Соловьев был более осторожен в своих выводах. Он указывал на принципиальную двойственность смысла, заложенного в слове «сверхчеловек».

Вот что Соловьев писал по этому поводу: «Различие между истиною и заблуждением не имеет здесь для себя даже двух отдельных слов. Одно и то же слово совмещает в себе и ложь и правду этой удивительной доктрины. Все дело в том, как мы понимаем, как мы произносим слово «сверхчеловек». Звучит в нем голос ограниченного и пустого притязания или голос глубокого самосознания, открытого для лучших возможностей и предваряющего бесконечную будущность?».

При этом под лучшими возможностями бесконечной будущности Соловьев понимал победу человека над смертью. Сверхчеловек же и есть победитель смерти. Свою точку зрения Соловьев аргументировал так: уже у Гомера смертный человек противопоставлялся бессмертным богам, сиречь слово «смертный» и слово «человек» – синонимы, следовательно, сверхчеловек – это тот, кто преодолевает собственную смертность.

Можно отметить, что в вышеупомянутых подходах образ сверхчеловека Ницше используется как подручный материал для обоснования своих взглядов. Это обоснование проводится либо в форме апологии, как у идеологов Третьего Рейха, либо в форме критики, как у Федорова. Соловьев же вообще просто отталкивается от ницшеанской философемы и начинает говорить уже о своем «сверхчеловеке». Помимо столь претенциозных попыток прочтения, существует и более умеренные оценки.

Например, Михаил Блюменкранц предлагает интерпретировать образ сверхчеловека в сугубо культурологическом ключе. По Блюменкранцу, сверхчеловек – не более чем «эстетизация волевого порыва», который никогда не будет воплощен фактически. Относится к сверхчеловеку следует исключительно как к художественному образу.

Если же говорить о собственно философском смысле образа сверхчеловека, можно сказать, что у Ницше он состоял в следующем: сверхчеловек – это метафорический концепт, обозначающий человека, в полной мере овладевшего всеми обуславливающими его силами (страстями, законами природы, влиянием общества и т. д.). «В истории человечества, – заявляет Ницше, – не было ни одного сверхчеловека».

Выдающиеся деятели, такие как Александр Македонский, Цезарь, Наполеон – всего лишь прототипы сверхчеловека. Великий Заратустра Ницше – всего лишь его провозвестник. Сверхчеловек – это символ самовысвобождения человека. Ницше, прекрасный знаток истории, отмечал, что в Античности над людьми довлел Рок, в Средние века – христианский Бог, в Новое время – Природа. Сверхчеловек – это человек, достигший качественно иного состояния, а именно – состояния свободы, которое заключается не в отказе от своей природы, а в подчинении ее своей воле.

Стоит отметить, что сегодня, в рамках новой постмодернистской парадигмы, концепт «сверхчеловек» используется в области трансгуманизма, приобретая принципиально иное значение. Сверхчеловек понимается уже как существо не только внутренне изменившее себя, но и как синтез человеческого тела и техники на внешнем физико-биологическом уровне (вживление чипов, бионическая кожа и т. д).

Рекомендуем:
  1. Людмила Гоготишвили «Больше поле битвы, чем человек»
  2. Фридрих Ницше «Веселая наука»
  3. Жиль Делез «Ницше и философия»