5 концептов философии Ницше

Статья №2: Невыносимая тяжесть бытия. Идея Вечного Возвращения Ницше

«Вечное возвращение» – самая загадочная и труднообъяснимая идея Ницше. Concepture публикует о ней небольшую статью.
Статья №2: Невыносимая тяжесть бытия. Идея Вечного Возвращения Ницше

Согласно записи сделанной им в работе «Ecce homo», впервые она посетила, а точнее озарила его в начале августа 1881 года в местечке Зильс-Мария в Швейцарии. В этот момент совпало физическое внешнее и идейно-внутреннее состояния, в которых находился Ницше. 6500 футов над уровнем моря и «6000 футов по ту сторону человека и времени». 

Озарение Ницше Гегель бы назвал «дурной бесконечностью». Но одно дело, когда дурная бесконечность – это логическая регрессия, и другое – когда это некая пронзительная ревеляция (откровение). Идея вечного возвращения выводится из следующего рассуждения: все сущее представляет собой комбинации различных элементов.

Поскольку число элементов ограничено, рано или поздно комбинации начнут повторяться. И так без конца. Ницше открылось, что через какое-то количество лет человек, во всем похожий на него (вновь повторившийся Ницше), переживет и претерпит то же самое. Его ум так же пронзит идея Вечного Возвращения. Подобное рано или поздно произойдет со всем сущим. Каждое явление в будущем неоднократно повторится.

Если вспомнить полемический задор Ницше по отношению к религиям, утверждавшим существование некоего второго мира (идеальной реальности), в который человек мог попасть после смерти, идею Вечного Возвращения можно трактовать как очередной антитеологический аргумент ницшеанской философии.

Вечное Возвращение отрицает любые варианты спасения, надежду на небесную жизнь и вообще какое-либо утешение. Однако, как и в случае со всеми остальными идеями Ницше, Вечное Возвращение, будучи амбивалентным, содержит и позитивный момент. А именно – безапелляционное утверждение ценности и основательности каждого момента жизни, как непреходящего.

Если рассматривать идею Вечного Возвращения как концепт, приобретающий собственное значение только в контексте с другими понятиями ницшеанской философии, можно вслед за Хайдеггером сказать, что Вечное Возвращение – это то, как Ницше мыслил способ бытия сущего. Напомним, что под бытием Ницше понимал волю к власти (еще одно ключевое понятие, которое мы рассмотрим в следующей статье). Хайдеггер выявил, что сущностью воли к власти является воля к воле.

То есть, воля волит только властвование над собой и не удовлетворяется никакой другой властью. Воля в своем волении замыкается на себе самой, образуя круг. Она постоянно возвращается к себе. И поскольку бытие суть воля к власти, а воля к власти есть воля к воле, постольку бытие всегда будет возвращаться к самому себе. Образом чистейшей воли к власти, по мысли Хайдеггера, является ницшеанский Сверхчеловек.

Если ретроспективно соотнести идею Вечного Возвращения с философскими идеями древности, можно обнаружить ее сходство и даже параллелизм с экпирозисом и диакосмезисом Гераклита (сгорание Вселенной в огне и ее возрождение из пламени), апокалипсисом и апокатастасисом Оригена (уничтожение Вселенной в конце времен и ее последующее восстановление), с идеями орфиков и пифагорейцев о циклическом характере времени. Элиаде склонен расценивать ницшевскую идею как реактулизацию индоевропейской мифологемы «круга-времени».

А всем, кто считает идею Ницше не оригинальной, возражает французский философ Жиль Делез: «Разве бы мог Ницше считать свою мысль «чудодейственной», если бы он просто повторил хорошо известные циклы древних?». Этот экстравагантный мыслитель убежден, что мысль Ницше гораздо сложнее и глубже простой идеи о кругообразном движении бытия. Делез отмечает, что «важно избегать смешения Вечного Возвращения и возвращения Того Же Самого.

Вечное Возвращение нельзя понимать эмпирически или натуралистически. Единственное, что возвращается в Вечном Возвращении, это само возвращение как возможность становления другого». Сколько в этой интерпретации остается самого Ницше трудно сказать. Зато с уверенностью можно сказать, что прочтение идеи Вечного Возвращения Делез осуществляет в рамках своей философии «различия и потворения». К Ницше Делез обращается по большей части за самообоснованием.

Даже герменевтического таланта Хайдеггера, по всей видимости, не хватает, чтобы развеять тайну этой исключительной идеи в наследии Ницше. По сей день тема Вечного возвращения остается предметом непрекращающихся дискуссий и словопрений. В этих спорах можно выделить три принципиальные позиции, которые занимают исследователи. 

Представители первой позиции считают Ницше психически больным, а его идею – симптомом нездоровья. Представители второй позиции полагают, что Ницше, как блестящий филолог, просто подражает древним авторам. Представители третьей позиции настаивают на том, что идея Вечного Возвращения является глубочайшей и оригинальнейшей и требует особого прочтения.

Мы понимаем, что простым обвинением в психической невменяемости не отделаешься, равно как и сведением философии Ницше к его эрудиции. Однако и апологеты Ницше не предложили ничего, кроме спорных интерпретаций.

А как вы понимаете идею Вечного Возвращения? Делитесь своим точками зрения в комментариях.

Рекомендуем:
  1. М.Хайдеггер «Ницше».
  2. К.Ясперс «Ницше. Введение в понимание его философии».
  3. С.Цвейг «Фридрих Ницше».