«Добрый доктор» Луи Фердинанд Селин

«Добрый доктор» Луи Фердинанд Селин

Нет, пожалуй, в европейской литературе более скандальной и неоднозначной фигуры, чем Луи-Фердинанд Селин. Он относится к числу тех писателей, которых можно либо любить, либо ненавидеть, но равнодушным после прочтения его романов остаться невозможно. Кто он – злой гений, едкий сатирик, искусный шутник или обиженный «маленький человек»? Concepture дает свой ответ на этот вопрос.

Луи-Фердинанд Селин (1894—1961) – писатель, без которого французская литература XX века была бы не такой, какой мы ее знаем, однако его имя часто заглушается именами Сартра, Камю, Пруста. При этом сам Сартр в качестве эпиграфа к своему роману «Тошнота» использовал именно строку из произведения Селина: «Это человек, не имеющий никакой значимости в коллективе, это всего-навсего индивид». А Ж.Бреннер, как и многие другие литературоведы, утверждает, что только Пруст может отбить у Селина пальму первенства среди французских литераторов. За что же его так ценят и ненавидят одновременно? Ценят за стилистическую революцию, которую он совершил в области французского языка, что сказалось на творчестве многих последующих писателей. А ненавидеть его можно, как отмечает В.Ерофеев, за то, что «своим существованием и своей прозой он посягнул на союз морали и эстетики, на принцип, выразившийся в пушкинской оппозиции гения и злодейства». О Селине как о человеке и художнике до сих пор существует множество противоречивых мнений. Несмотря на то, что он был героем Первой мировой войны и добросовестным врачом, кем его только ни называли: опасным нигилистом, фашистом, правым анархистом, злобным сумасшедшим и даже чудовищем. Селину прошлось пройти через многое: войну, бедность, гонения, мировую славу, забвение. Селин, родившийся в достаточно благополучной семье мелкого служащего и портнихи, учился в Германии и Англии, пробовал себя в разных профессиях, работал на фабрике, служил в Африке, пока не получил медицинское образование и место врача в Париже. Отсюда и автобиографичность его романов, сюжеты для которых он заимствовал из собственной жизни, богатой на события и эмоциональные переживания. И все же основным сюжетом его произведений было постижение природы зла.      

А началось все с того, что Луи-Фердинанд Детуш (так по-настоящему звали писателя) решил написать роман, чтобы с помощью гонорара заплатить за квартиру. Так появилась его первая книга «Путешествие на край ночи» (1932), которая имела оглушительный успех и принесла Селину славу не только во Франции, но и за ее пределами. В сущности, это не только его первая книга, но и самая главная книга. Она стала не только сенсацией, но и скандалом, поскольку в 1932 году жюри комитета Гонкуровской премии отметило этой самой престижной премией Франции не Селина, в победе которого была уверена вся читающая французская публика, а ныне безвестного писателя Ги Мазелина за роман «Волки». Так незаслуженно осталась без внимания ключевая книга XX века, хотя самого Селина это огорчила больше по причине того, что теперь ему нечем платить за электричество.

В романе «Путешествие на край ночи», пронизанном апокалиптическими мотивами, Селин безжалостно описывает агонизирующую западную цивилизацию со всем присущим ей абсурдом, цинизмом, развратом, что влечет за собой разложение и гибель. Жизнь представлена Селином как постепенный распад личности и общества, как пошлая иллюзия, а вот то, что по-настоящему реально – это смерть. Главный герой романа Бардамю начинает свое «путешествие в один конец» с того, что попадает на войну, где и получает первые жизненные уроки, видя повсюду людскую ложь и бессмысленность бойни. Так простодушный герой становится циником, который произносит такие слова: «Все стало еще немного грустней, и только. Все, что можно сказать в таких случаях, чтобы разбудить людей, ничего не стоит. Разве жизнь с ними ласкова? Почему и кого же они станут жалеть? Зачем? Жалеть других? Видано ли это, чтобы кто-нибудь спускался в ад, чтоб заменить собой другого? Нет. Бывает, что один толкает в ад другого. И это все». По этому поводу В.Ерофеев пишет: «Трудно однозначно ответить на вопрос: против чего восстает Селин – против природы человека или против общественных обстоятельств, коверкающих эту природу? То, что Селин – разоблачитель, ясно. Неясно только, разоблачитель чего. Ответ остается двойственным, вводит в заблуждение, допускает различные толкования. Возможно, в этом отчасти и состояла интригующая загадочность книги».

В 1935 году во Франции Селин публикует свой второй роман «Смерть в кредит» и за ним уже окончательно закрепляется репутация глубоко антигуманного писателя, выражающего в своем творчестве презрение к человеку, человечеству и жизни. Далее судьба писателя складывается все более трагически: крайне негативная реакция общественности на расистские памфлеты, обвинения в сговоре с фашистами, эмиграция в Данию, судебные разбирательства и арест, а потом и годы одиночества до нового литературного успеха (роман «Из замка в замок»). Сам Селин так определил свое литературное кредо: «Я одинок. Я в одиночестве, чтобы стать ближе к вещи. Я очень люблю объект. Сейчас больше занимаются личностью, чем вещью. Я тружусь над вещью в себе».

Творчество Селина, несомненно, пронизано тотальным разочарованием в человеке и человечестве. Он и не пытается скрыть это, давая людям такие определения, как «мистики смерти, которых следует опасаться» или просто «тяжелые и тупые». Но в этом, конечно, не весь Селин. Себя он называет даже веселым человеком, так как в каждом человеке видит будущего мертвеца, и такое видение Селин считает источником веселья. Как ни парадоксально, но скандальная известность, окружившая имя Селина, не дает большинству людей серьезно, а не поверхностно познакомиться с его творчеством и попытаться понять его. Ведь ценность Селина как писателя заключается все-таки не в стилистических новациях, а в глубоком экзистенциальном опыте, который он запечатлел на бумаге.  

 
Автор: Крот в Шляпе
1551