Инфополоз

«Современное»: Почему это слушают? Уловки популярной музыки

Вам кажется, что красивая запоминающимся песня – это результат везения и таланта? Все далеко не так просто: индустрия поп-музыки – совсем не метафора. Над будущим успехом трека работает множество специалистов по проверенным и строгим канонам. О том, какие уловки использует поп-музыка, чтобы получить 100-процентный хит – в материале Concepture.
«Современное»: Почему это слушают? Уловки популярной музыки

Статья написана в соавторстве с Алексеем Кардашем.

Сегодня поп-музыка обладает наибольшей аудиторией в мире. Она повсюду – в интернете, на телевидении, на радио, в торговых центрах, в проезжающих мимо машинах. Конечно, пальму первенства здесь удерживает англоязычная музыка, которая находит слушателей по всему миру, хотя есть и заметные исключения. Для ясности стоит отметить, что поп-музыка – это отдельный жанр, возникший в 1950-х годах и вышедший из рок-н-рола, тогда как популярная музыка – общее название для любой музыки, которая пользуется большой популярностью.

В чем же состоит секрет песен, которые западают в память, заполоняя плейлисты обычных слушателей и медиа-пространство в целом? Состоит ли загвоздка лишь во «взрывном эффекте» запоминающейся мелодии или же есть и другие факторы? В этом материале выделим ряд «уловок», благодаря которым современные поп-исполнители и их песни завоевывают огромную аудиторию.

Уловка №1. На мета-репите

Безусловно, ключевая составляющая успеха для поп-песни – непосредственно звучание. Сюда входят последовательность аккордов, ритм, мелодичность и структура песен. Главный трюк, который с успехом используется в поп-музыке последних десятилетий – повторяемость, причем касается это всех упомянутых аспектов.

Как с шармом рассказывает в одном из своих видео YouTube-просветитель в области музыки Рик Беато, огромное количество современных поп-хитов основаны на том или ином сочетании всего четырех ступеней аккордов – I, IV, V, vi. Для примера, из всемирно известных треков к таковым принадлежат «Baby» Джастина Бибера, «If I Were A Boy» Бейонсе, «Poker Face» Леди Гаги, но также «Let It Be» Битлз, «With Or Without You» U2, «No Woman No Cry» Боба Марли – список можно продолжать.

Правда, среди современных поп-исполнителей написанные по такому шаблону песни куда более распространены, чем это было раньше. Как утверждает тот же Беато, причина такого однообразия не в отсутствии изобретательности у артистов, менеджеров и продюсеров, а в консервативности руководителей лейблов, с чьей подачи синглами и, соответственно, хитами становятся песни, выкованные по проверенным лекалам.

Тот самый ролик Рика Беато о «четырех аккордах, убивших поп-музыку»

Что же такого магнетического в этих четырех аккордах? Помимо того, что они заведомо знакомы и приятны, в разных комбинациях каждый из них хорошо гармонирует друг с другом, из-за чего легко изобретать все новые и новые легко запоминающиеся мелодии. И цель здесь не найти вариативность, а лишь несколько подправить уже работающую схему. При этом песни обычно выдержаны в мажорной тональности, внушая беззаботность и радость.

Повторяемость – или же ограниченная вариативность – просматривается также в ритмике и структуре популярных песен. Так, энергетику музыки во многом определяет темп. В популярной музыке в большинстве случаев он варьируется от 90 до 140 bpm. Причем, существует и среднестатистический показатель в 120 bpm, который не меняется еще с 1960-х.

Почему 120? В состоянии покоя у здорового человека частота сердцебиения – 60-100 ударов в минуту. Во время физической активности (но не слишком напряженной) биение учащается как раз до 120 ударов – это сердцебиение легкого, но энергичного танца. Темп в 120 bpm настраивает на определенное восприятие музыки – вовлекает, но не перегружает.

Подкрепляется это и наиболее привычным размером такта в 4/4. Внутри него используется ограниченный набор простых ритмов, призванных, как правило, подчеркнуть темп песни – например, «прямая бочка», когда удар в бочку (kick, или большой барабан, если по-старомодному) приходится на каждую долю, на каждую ¼. Наверное, проще ритма и не придумаешь. Показательно, что «прямая бочка» крайне распространена и считается классическим ритмом для популярной музыки.

Можно сказать, что поп-музыка в определенной мере строится на вариациях «прямой бочки», так как она избегает приемов, которые могут нарушить легко воспринимаемую пульсацию. В совокупности это приводит к тому, что ритмика в популярной музыке заточена под то, чтобы слушатель невольно притопывал и качал головой во время прослушивания.

Что до структуры песен, то здесь просматривается доминирующий куплетно-припевный шаблон. Большинство популярных песен структурированы примерно так: Вступление – Куплет 1 – Припев – Куплет 2 – Припев – Проигрыш (не обязательно лишь инструментальный, но всегда непохожий ни на куплет, ни на припев; по общему настроению обычно отличается от песни в целом) – Припев (иногда в иной тональности) – Повтор припева – Завершение.

При этом средняя продолжительность песни составляет от 3 до 4 минут. Это стандарт формата радио, который крепко закрепился в индустрии. Именно такое время средний человек готов потратить на одну песню. Всё, что выходит за рамки 4 минут, воспринимается как что-то излишне долгое. По этой причине многие жанры, в которых исполнителям важно огородится от мейнстрима, славятся длинными треками – будь то блэк-метал, экспериментальная электроника или что-угодно с припиской «авангард».

Также существует закономерность, согласно которой припев начинает звучать не раньше, чем после минуты длительности песни. Этим, в частности, поп-музыка отличается от академической, где произведения обычно начинаются сразу с главной темы. Очевидно, некоторая «отсрочка» припева добавляет ему эффектности. Такая же специфическая часть, как проигрыш ближе к концу, позволяет нарастить интенсивность, накалив звучание перед броской кульминацией.

В популярных песнях обычно доминирует одна главная мелодия, не перекрываемая другими голосами. Обеспечивается это во многом при помощи остинато – многократного повторения определенной мелодичной фразы. Это повторяющиеся мотивы, которые являются фишкой песни, за счет которой она продается. Часто остинато отличаются танцевальностью – это та самая штука, что застревает в голове, даже если вам довелось услышать песню случайно.

В целом в популярной музыке сильный акцент делается на сольной мелодии, танцевальном ритме, мажорной, «теплой» тональности, четкой структуре и оптимизированной последовательности аккордов. Эти элементы характерны для музыки в целом, но в поп-треках они проявляются в конденсированном виде.

Наконец, мощной составляющей является также яркий вокал – и тут никаких секретов нет, ведь красивый, вариативный и сильный вокал привлекателен всегда. Ключевой момент заключается в том, что он должен быть оригинальными, казаться необычным и особенным. Другое дело, что в наше время, при наличии необходимой техники, голосом можно манипулировать, корректировать и, если нужно, вообще создавать с нуля.

Вспоминается анекдотическая история о Дэвиде Линче, который помимо изобразительного искусства и кино также активно занимается музыкой. Поговаривают, Линч своими голосовыми данными был недоволен, но стоило ему познакомился со специальными программами, меняющими вокал, как он восхитился и с увлечением стал записывать больше собственных песен.

Уловка мета-повторяемости заключается в том, что популярная музыка изначально пишется с использованием традиционных, привычных и заведомо работающих музыкальных форм.

Уловка №2. «А не спеть ли мне песню…?»

Смысловая составляющая песен далеко не так значима, как музыкальная, но здесь тоже есть на что обратить внимание. Любовь и смерть, или Эрос и Танатос – две вещи, которые пленительны словно бы по умолчанию. И если смерти в популярной музыке места нет, то любовь – самое то, так что ведущая тема современных песен и не только популярных – это любовные переживания. В буквальном или переносном смысле такая «интимная лирика» преобладает не только в текстах песен, но и в поэзии вообще, а также в кино и литературе в форме мелодрамы. На этот счет трудно сказать что-то новое – любовная тема всегда остается мейнстримом.

Если же говорить исключительно о текстах популярных песен, то здесь расхожие любовные темы отличаются легкостью, смысловой ненавязчивостью, порой игривой неоднозначностью. Здесь тоже всё построено на узнаваемости выражений о образности. Признания в любви во всех известных выражениях, воспевание своих чувств и возлюбленного человека, кокетство и прочее соседствует с меланхоличными сожаления об утраченном счастье, горькой отрешенностью и подчас едкой иронией, за которой все же угадывается обида и тлеющие угли пылавшего некогда чувства. Будьте уверены, если вслушаться, всегда можно узнать себя. Так, в пример можно привести такие хиты, как «Umbrella» Рианны, «Hello» Адели, «Halo» Бейонсе, «Cry Me a River» Джастина Тимберлейка и массу других.

Вместе с тем в этом море мелодраматической лирики есть также песни, возникающие на волне продолжающейся сексуальной эмансипации. Тексты таких песен куда более откровенны и конкретны: игра в тонкие недомолвки сменяется открытой чувственностью и указанием на половое влечение. Особенно этим отличаются темпераментные испаноязычные исполнители – например, сексуальной неги исполнены такие песни с миллиардами прослушиваний, как «Despacito» Луиса Фонси и Дэдди Янки или «Bailando» Энрике Иглесиаса.

Конечно, тематический репертуар популярных песен не ограничивается исключительно любовной темой. Тут возможны высказывания и на другие темы, в том числе общественные (социальная проблематика, отношения между полами, политика, искусство и т. п.), однако основу все равно составляют песни об эмоциональных переживаниях отдельной личности, потому что это гарантированно находит отклик у самой широкой аудитории. В этом и состоит уловка.

Уловка №3. Визуальное воплощение

С появлением интернета видеоклипы к песням, казалось бы, утратили свою былую значимость, но благодаря телевидению XXI века музыкальные видео вновь востребованы. Всего разнообразия подходов к созданию видеоклипов к поп-песням не обозреть, но все же можно выделить некоторые ведущие визуальные мотивы.

Учитывая, что практически все поп-артисты помимо вокала являются также танцорами, неудивительно, что популярные клипы перенасыщены хореографическими номерами. Более всего это характерно для поп-див вроде Мадонны, Бейонсе, Леди Гаги, Ники Минаж и др. Хореография высшего уровня во все новых и новых причудливых образах похожа на элитный модный показ, завлекающий яркостью действа.

Из кочующих из клипа в клип сюжетов можно также отметить веселые вечеринки и сцены любви, а танцевальные номера разворачиваются на любом фоне – будь то кукурузное поле, пустой павильон или древнеегипетские декорации. Особенной креативностью отличаются создатели клипов Кэти Перри, обыгрывающие самые разные сюжеты и ситуации.

Также в таких клипах нередко фигурируют всевозможные предметы роскоши (драгоценные украшения, авто, реквизит вроде золотых пистолетов и т. д.), а также богато убранные интерьеры – дворцы, поместья, апартаменты. Принцип «красивое на красивом» работает на ура. Нарочито красиво здесь всё: лица и тела, наряды, предметы, локации, природа, глянцево красивы даже бедняцкие районы, если им удается показаться в том или ином клипе. Мажорность мелодий переносится и на видеовоплощение песен. Но есть и исключения – так, среди звезд мировой величины особняком стоит более «минорная» и меланхоличная Лана Дель Рей.

Отдельно хотелось бы сказать о клипе на песню «Descpacito», который на данный момент является самым просматриваемым роликом в истории YouTube (более 5,5 млн. просмотров). Помимо других факторов, благодаря которым эта композиция стала суперхитом, клип тоже интересен и показателен. По сути, видео исполнено почти что архетипическими образами Эдема, в этом мире царят радость и идиллия. Прекрасные прибрежные пейзажи, статные и стильные мужчины, красавица-женщина, милые старики, счастливые дети – все танцуют и поют. Сначала следует ряд сцен в уютном дворике, а затем действие перемещается в местный бар. Видео буквально бурлит опьянением жизнью и всеобщей гармонией, отлично отражая черты средиземноморского и латиноамериканского менталитета.

Несмотря на столь знакомые образы, снято и смонтировано видео очень качественно. Нет-нет, а отрывать взгляд не хочется, ведь это подобно волшебному зеркалу из «Гарри Поттера»: образы точно бьют в расхожие грезы человека о беззаботной жизни – или хотя бы об отпуске – в далеких странах, где всегда тепло, прозрачные воды и белый песок. Оперирование подобными образами, а также попросту выхватывание внимания яркой и эффектной картинкой – уловка поп-музыки в том, что касается визуального воплощения.

Уловка №4. Маркетинговая машина в действии

Уже довольно давно принято считать, что люди стали менее восприимчивыми к рекламе.  Это не совсем так. Такой вывод возник и наиболее справедлив только для этапа маркетинговых проб и ошибок в мире цифровых медиа. Действительно, сейчас труднее агрессивно и прямо навязать потребление, тем более музыки. Но зачем это делать, когда можно вполне себе ненавязчиво впустить артиста в плейлисты слушателей?

Так и с тем же рекордсменом поп-музыки «Despacito» кажется, что многое проясняется, когда в конце клипа и в описании видишь копирайт Universal Music. На секундочку, это один из трех крупнейших мировых музыкальных лейблов (или, судя по тому, какой спектр услуг они оказывают, лучше сказать – медиа-холдингов). Стоит отметить, что чем более крупными средствами обладает лейбл, тем он более полно и одновременно более тонко может продвигать своих артистов. Universal Music в этом плане, пожалуй, может позволить себе лучший вариант продвижения. 

Чтобы немного очертить компетенции, предлагаем ознакомится с музыкантами, с которыми работал Universal и его дочерние лейблы. Скорее всего, если вам не чужда популярная музыка, то вы увидите львиную часть вашего плейлиста. Для затравки мы просто напишем десятку исполнителей, к которым так или иначе приложил руку Universal – Kanye West, Imagine Dragons, Die Antwoord, The Cranberries, Eminem, Crystal Castles, Adele, Apocalyptica, Marilyn Manson, Nine Inch Nails.

Надо честно признать, что если вы не только слышали, но и слушали кого-то из этого списка, то с большой долей вероятности именно потому, что продвижение работает. Внушительная часть музыкального маркетинга – это интенсификация «естественных» процессов распространения – в кавычках, потому как они очевидно лучше работают в рамках продуманной рекламной кампании, а не сами по себе.

Сарафанное радио лучше распространяет музыкальный контент, когда артисту изначально обеспечили факт того, что о нем услышали, условно говоря, миллион человек в противовес условной тысяче, до которой музыкант мог бы сам дотянуться посредством социальных сетей. Можно сказать, что мейджор-лейблы гарантируют запуск процессов самопродвижения, в то время как независимый исполнитель может лишь рассчитывать на удачный случай.

Тем не менее, такой послужной список не значит, что лейбл просто берет композицию и делает ее сверхпопулярной. Проглядывается иной подход. Понимая, что людское внимание – это ограниченный ресурс, тот же Universal ориентируется больше не на создание мировых звезд, а на создание продукта для своей ниши. Свою аудиторию лейбл сегментирует по регионам – так, песней «Despacito» занималась дочерняя компания с припиской «Latino».

Изначальные ожидания заметны и в том, что над треком работало крайне маленькое для популярной музыки количество людей. «Despacito» написали всего 3 человека, работало с песней всего 2 продюсера, а на фит основному исполнителю подкинули местную угасшую, но, видимо, именитую звезду. Несмотря на то, что песня скорее всего была задумана исключительно как хит местного разлива – совокупность всех ее характеристик, работающая машина маркетинга и капелька везения позволили этому треку выстрелить сильнее ожидаемого.

Популярность музыки – это всегда комплекс причин. Над поп-композициями, какими бы они примитивными не казались, работают помногу и со всех сторон. Маркетинговая уловка заключается в том, что всегда есть простейший уровень. Достижение того, чтобы слушатель просто узнал о существовании исполнителя – услышит ли он краем уха новый сингл, сидя в кафе или доверится рекомендациям своего любимого стримингового сервиса. В конечном счете, именно на таком уровне у популярных исполнителей, работающих с гигантами музыкального бизнеса, всегда будет преимущество.

Уловка №5. Восхождение идолов

Творческий образ – неотъемлемая составляющая любого поп-артиста. И если поп-звезды разного масштаба могут бесконечно соревноваться между собой в изощренности сценического образа, то общий знаменатель для них все равно будет по большому счету один – совершенство. Это дело стиля, уникальности, обаяния. Пожалуй, остались в прошлом времена, когда секс-символы своей эпохи сходили с киноэкранов, сейчас таковыми в большей мере являются эстрадные звезды, становящиеся для своих поклонников иконами стиля и жизни.

Без сомнения, современны поп-артисты являют собой куда больше, чем музыкальные треки, видеоклипы и туры в поддержку новых альбомов. Особенно это заметно на примере такого явления, как k-pop, или же корейский поп, постепенно выросший в отдельную субкультуру. В настоящее время южнокорейские бой- и герл-бэнды пользуются огромной популярностью не только в азиатских странах, но и в Европе и США.

С музыкально-визуальной точки зрения кей-поп лишь немногим выбивается из общего мира поп-музыки – тут тоже броские мотивы, ярчайшие выступления и суперпрофессиональная хореография, разве что подаваемые с еще большей энергией и обаятельной задиристостью. Основной язык песен – корейский, но в них также много простых английских фразочек, которые работают как хуки (англ. hook – крючок, цеплялка, а еще так часто называют припев или часть композиции, исполняющую его функцию). Среди наиболее известных кей-поп групп можно назвать EXO, BTS, Big Bang, Super Junior, Twice, BTOB.

Фундаментально кей-поп отличается от западной поп-музыки тем, как с артистами работают продюсеры. Там этот процесс отлажен тотально: продюсерские агентства проводят прослушивания среди детей 10-12 лет, отбирают самых перспективных и затем на протяжении долгого времени воспитывают ребят специально для музыкальной карьеры – это несколько напоминает принцип работы иезуитских школ. Кей-поп группы – долгосрочные проекты, за которыми стоят годы кропотливой работы.

В то же время бум корейской музыки во многом основывается на особо теплых и близких отношениях между артистами и их фанатами, что стало возможно благодаря умелому использованию соцсетей. Возможно, члены кей-поп групп пленяют своих поклонников не столько своей музыкой, сколько своей харизмой, личными качествами и попросту милашностью. Их ценности – перфекционизм, трудолюбие, целеустремленность, доброта, дружба, уважение. Также обращает на себя внимание и сам формат бэндов, состав которых обычно насчитывает от 5 до 9 человек – это не только подчеркивает важность работы в команде, но и отражает коллективистскую культуру Кореи, Японии, Китая и других азиатских стран.

Создание обаятельных героев с положительными ценностями – еще одна уловка поп-музыки.

Уловка №6. Up to Eleven

Напоследок упомянем об одном малоизвестном для рядовых слушателей факте о популярной музыке. Несмотря на то, что композиционно она действительно проста и тривиальна, есть один музыкальный аспект, в котором поп-музыка преуспевает. Речь идет о звукорежиссуре, или даже скорее о ее части, связанной именно с обработкой звука – саунд-дизайне, сведении и мастеринге.

Примитивность аранжировок и простота песен дают огромное пространство для раскрытия имеющегося минимума звуков. В сущности, чем меньше в композиции инструментов, тем больше возможностей для обработки конкретного. Усиливается это и тем, что если инструменты электронные, то с ними также можно более свободно и широко работать. К примеру, понятно, что больше вариаций звучания у электронных ударных и синтезаторов, нежели у реальных барабанов и фортепиано.

Как-бы это смешно не звучало, но в рамках поп-композиции действительно есть над чем поработать пяти саунд-продюсерам. Тем более, что для этого жанра свойственен и гост-продакшн – явление, когда над треком помимо официальных саундпродюсеров трудится и ряд анонимных. Обычно гост-продюсерам делегируются конкретные и строго ограниченные задачи, хотя вполне вероятна и работа под чужим именем, но это вряд ли верно для топ-сегмента популярной музыки.

Тем не менее, не всё так радужно, как может показаться. Популярная музыка также славится сведением и мастерингом под референт-трек, то есть звучание нового трека делается под звучание другого, как правило, успешного и нацеленного на схожий сегмент. Причем не стоит думать об этом как о простом копировании чужих наработок. На деле это процесс, требующий мастерства от исполнителя и походящий скорее на то, когда инженерам одной страны ставят задачу сделать корабль не хуже, чем у другой.

Отчасти дело в том, что звукорежиссура сама по себе структурно консервативна, поэтому довольно логично, что она лучше всего чувствует себя в рамках популярной музыки. Тем не менее, в этом есть и что-то от бизнес-подхода – зачем создавать множество разнообразных продуктов, если можно сосредоточиться на совершенствовании чего-то одного, да и еще желательно простого в производстве?

Такова еще одна уловка – популярная музыка не так уж и проста на самом деле. Правда, она умеет это хорошо скрывать.

Итог

Участки человеческого мозга, отвечающие за эмоции и удовольствие, более активно реагируют на музыку, которая кажется знакомой, чем на что-то новое, требующее особых усилий при восприятии – и тут дело не всегда в личных музыкальных пристрастиях и вкусах. Если обобщать, то популярная музыка работает именно по принципу консервативности, узнаваемости и развлекательности.

Людям нравится повторение. Мы чувствуем себя уверенно и комфортно, взаимодействуя с чем-то, что нам знакомо и близко. Такой опыт более устойчив и приятен. Повторение побуждает слушателя мгновенно включиться в музыку. Повторяемость – характерная черта музыки в целом, но еще большее значение она имеет для поп-музыки.

Кроме того, поп-музыка – тот жанр, которому мы подвержены более всего, вне зависимости от нас самих. Иногда кажется, что та или иная песня популярна, а поэтому она играет повсюду. Хотя не менее вероятна и обратная ситуация: песня становится популярной потому, что повсеместно воспроизводится. Как ни странно, но на деле обычно это неотделимые друг от друга явления.

В результате популярная музыка вписывается в личные переживания и воспоминания, становясь ее автоматическим саундтреком. Чем с большей частотой проигрывается песня, тем больше вероятность того, что она интегрируется в положительные эмоции слушателя и станет хитом. Наверное, каждый может припомнить хотя бы одну популярную в прошлом песню, с которой связаны какие-то особые воспоминания, тогда как сама по себе песня вовсе и не отличается какой-то эстетической ценностью и оригинальностью.

В таких случаях ценность поп-музыки – сохранение частички ушедшего времени.

Возможно вы не знали:
BPM (англ. beats per minute, удары в минуту)
показатель, определяющий скорость исполнения или воспроизведения композиции. BPM – это количество четвертных нот в минуту, например, 120 BPM означает, что в минуту играется 120 четвертных нот (следовательно, 2 четверти в секунду), или 120 четвертных ударов метронома в минуту.
Остинато (от лат. obstinatus – упорный, упрямый)
метод и техника музыкальной композиции, многократное повторение мелодической фразы (мелодическое остинато), ритмической фигуры (ритмическое остинато) или гармонического оборота (гармоническое остинато).
Хук (англ. hook – крючок, цеплялка)
часть песни или композиции, которая каким-либо образом выделяется и особенно нравится слушателю, «цепляет» его. Данный термин чаще всего применяют по отношению к поп-, рэп-, рок- и танцевальной музыке. Чаще всего в данных жанрах хук обнаруживается в припеве.
Гост-продакшн (англ. ghost production)
термин, созданный в EDM-среде электронной танцевальной музыки. Он применим к музыкальным композициям формата EDM в случае, если автором или соавтором композиции является музыкант — теневой продюсер, при этом композиция издается под брендом или указанием авторства другого музыканта, диджея или артиста.