Инфополоз

«Современное»: The Black Heart Rebellion исполняет альтернативный саундтрек к фильму «A Girl Walks Home Alone At Night»

Concepture публикует материал о новом альбоме, пожалуй, самых незаурядных представителей сцены «пост» жанров – The Black Heart Rebellion. Разбираемся в том, что это вообще за группа и почему для описания их творчества срочно требуется новый жанр.
«Современное»: The Black Heart Rebellion исполняет альтернативный саундтрек к фильму «A Girl Walks Home Alone At Night»

О группе

Для начала краткий ликбез для тех, кто вообще никогда не слышал о The Black Heart Rebellion, а точнее, почти для всех читателей этой статьи. Это бельгийская группа, участники небезызвестного творческого объединения «Church of Ra». Обычно музыку TBHR описывают такими «страшными» жанрам, как пост-рок, пост-метал, скримо и дум-метал. Верно это лишь для раннего творчества группы, которое действительно было довольно-таки стереотипным и малоинтересным вне контекста пост-рок сообщества.  

Кардинально всё изменилось в 2012 году, когда TBHR выпустили довольно нетривиальный альбом «Har Nevo». Именно в нём бельгийцы нашли и обозначили свою особую музыкальную стилистику, которая значительно отдалила их от привычного «пост» звучания. От таких глупостей, как заигрывания со скримо-вокалом ребята и вовсе отказались. Да и в целом TBHR отошли от характерных жанровых приемов, принявшись за эксперименты с вещами, на которые в пост жанрах обычно не делают сильного упора.

Группа сместила акцент с мелодии на ритм, а зачастую и даже на темп, который нередко приобретает характер первобытного и неотёсанного порыва. Собственно, именно растяжная мелодичность в совокупности с использованием характерных эффектов (что обычно описывают, как космическое или эмоционально звучание) вроде дилея и есть самая главная особенность пост-рока, которую TBHR задвигает на задний план, делая мелодию по сути второстепенной. Динамика, соответственно, выходит на первый. Поддерживается она продуманным перкуссионным рядом, который придает группе этнического и нередко оккультного звучания.

Cтруктура композиций приобретает повествовательный характер, когда, если можно так сказать, задается определённый сюжет, который со временем развивается. По-другому это можно описать так: если обычно в музыке присутствуют возвращения к смысловым частям и их повторы, то в случае с TBHR нередко происходит линейное движение, по ходу которого смысловая часть обрастает новыми нюансами и подробностями.

Одновременно с этим группа также начала уделять много внимания саунд-дизайну или, а точнее – построению определенной атмосферы. Разница по сравнению с «обычным случаем» заключается в том, что TBHR именно создает продуманное музыкальное полотно, а не просто использует расхожие эффекты для «космического звучания». Таким образом, у команды получается создавать такое незаурядное звучание, которое в одном случае можно назвать первобытным, в другом – религиозным, а в третьем – этническим. А вообще, всё настолько хорошо, что действительно значительно проще понять, о чем речь, именно послушав, а не прочитав текст, в котором аудио-полотно приходится умещать в ёмкие слова-ограничители.

Собственно, заданное направление группа в 2015 году подкрепила альбомом «People, when you see the smoke, do not think it is fields they're burning», в 2016 синглом «For Lucia» и новой работой, вышедшей в 2018.

The Black Heart Rebellion plays A Girl Walks Home Alone At Night

На этот раз в первую очередь внимание привлекает концепция альбома. Он являет собой альтернативный саундтрек к фильму «Девушка возвращается одна ночью домой» – картине 2014 года, которую сами создатели описывают как первый иранский вампирский вестерн. Если вас смущает формулировка, то проясним чуть прозаичнее. На деле фильм представляет собой крепкий визуальный арт-хаус в нуарном ближневосточном сеттинге с около-уэлшовскими сюжетными мотивами и, конечно, же вампиршой в хиджабе. В целом, напрашивается очень много параллелей c «Выживут только любовники» Джармуша, но режиссер «Девушки, возвращающейся в одиночку ночью домой» Ана Лили Амирпур на самом-то деле даже опередила гуру арт-хауса, выпустив одноименную короткометражку еще в 2011 году.

Визуальную составляющую фильма, пожалуй, можно назвать действительно выдающейся – картину можно разбирать на глубокомысленные и эстетичные стоп-кадры в абсолютно любом моменте хронометража. При этом полученного материала хватит не на одну неделю ведения тематического паблика.

Потому и не удивительно, что независимые бельгийские музыканты вдохновились независимым иранским кино. Сам же подход к концепции альбома напротив весьма необычен отчасти потому, что до TBHR, насколько мне известно, альтернативных саундтреков никто не выпускал, а во многом – из-за уровня группы. Саундтрек от одной из самых нетривиальных пост-метал групп современности? Звучит как что-то, что обойдется в приличную сумму, но «Девушка возвращается одна ночью домой» получает поистине щедрый подарок совершенно бесплатно.

Стоит сразу прояснить, что новая работа TBHR самостоятельна, и скорее можно говорить о глубокой вдохновленности фильмом. Как альтернативный саундтрек альбом идентифицируют сами музыканты. На деле же музыка вышла куда более масштабной вещью, чем просто дополнением к визуальному ряду.

Альбом в первую очередь примечателен тем, что в нём TBHR ещё дальше отошли от пост-метального звучания. Эстетика ближневосточного нуара подчеркивается этническими инструментами, а также специфичной обработкой привычных рок-инструментов. Гитары походят на ситар (тем самым они крайне любопытно смешиваются с реальными восточными струнными), ударные и бас в свою очередь обладают сырым, перкуссиоподобным звуком. Вокал стилизован под вид пения, характерный для восточной народной музыки. Его партии построены и обработаны так, что походят на религиозные и оккультные напевы или проповеди.

Помимо расширения этнической музыкальной составляющей, TBHR также сильнее сосредоточили внимание на работе с элементами эмбиента. Атмосфера композиций обогатилась нюансами и стала еще более продуманной. Несколько треков и вовсе вышли чисто дарк-эмбиентовыми саундскейпами.

Новый альбом TBHR является неплохим примером глубоко проработанной музыки, начиная от того, как написаны композиции, и заканчивая тем, как они сведены. Чувствуется, что ребята создают не по кирпичикам, а материализуя из пустоты сразу всё строение.

Более того, в данном случае вместо «сведения» хочется говорить «саунд-дизайн» в положительной коннотации. Ведь действительно, в большей мере группа занимается не приведением звучания к приемлемому виду, а построением определённой картины посредством звучания. То есть, в том, как звучат конкретные композиции, нередко улавливается сеттинг и даже сюжет. Фоновые звуки задают место действия вплоть до того, что невольно начинаешь представлять постапокалиптичный или нуарный ближний восток. Почти сразу же на атмосферу накладываются инструменты и вокал, которые определяют характер происходящего. В отличие от прошлых релизов на «TBHR plays AGWHAN» (сокращённое название альбома), присутствуют композиции описательного характера, когда словно бы сам бродишь по улицам пропащего города, воспринимая его лишь аудиально, посредством звуков, которые издаёт это место.

Итог

Звучание TBHR сильно отдалилось от коллег по «Church of Ra» вроде Amenra и Oathbreaker, которые в индивидуальности своего звучания не выходят за рамки тяжелой музыки столь явно. «TBHR plays AGWHAN» скорее близок к сольному творчеству Карла Сандерса, который, имея серьезный бэкграунд в метале, записал два крайне любопытных альбома в жанре этнической музыки. Исполнителей объединяет мрачность звучания, умелая работа с ритмом и перкуссионным рядом.

Ещё одной общей чертой является то, что на самом-то деле и сольное творчество Сандерса, и новый альбом TBHR нуждаются в отдельном жанре. Ведь попытка словесно описать их музыку довольно быстро оборачивается россыпью самых различных тегов, в которых слушателю очень легко потеряться. Правильно и емко описать такую музыку, как мне кажется, можно термином этнический кроссовер (ethnical crossover) по аналогии с классическим кроссовером (classical crossover), что обозначает смешение и синтез жанров на основе главенствующего элемента этнической или классической музыки.

Целиком альбом можно послушать здесь.

Возможно вы не знали:
«Church of Ra»
творческое объединение музыкантов, исполняющих темную и тяжелую музыку, нередко на оккультную или эзотерическую тематику.
Рекомендуем:
  1. The Black Heart Rebellion The Black Heart Rebellion plays A Girl Walks Home Alone At Night
  2. The Black Heart Rebellion People, when you see the smoke, do not think it is fields they're burning
  3. The Black Heart Rebellion Har Nevo
  4. Karl Sanders Saurian Meditation
  5. Karl Sanders Saurian Exorcisms