Нескучные Жанры

«Около Кино»: Киногеничный гранит. Образ Санкт-Петербурга в современном кино

Санкт-Петербург – не только город с историей, но и со своим хорошо узнаваемым лицом и атмосферой. Возможно, поэтому он так любим режиссерами, ведь в кино длинные объяснения почти всегда выглядят неудачно, а потому ставка делается на легко читаемые, выразительные образы. Город Петра – своего рода персонаж, возникающий в самых разных фильмах. Concepture рассказывает об образе Петербурга в современном кино.
«Около Кино»: Киногеничный гранит. Образ Санкт-Петербурга в современном кино

Снова в центре внимания

Среди прочих российских городов Санкт-Петербург выделяется по нескольким причинам. Во-первых, на протяжении долгого и важного в истории страны времени он был столицей империи. В этом статусе он стал родиной многих поэтов и писателей, создавших золотой фонд русской классики, которая ценится по всему миру. Он послужил местом действия и вдохновением для огромного числа литературных произведений, обрастая, таким образом, большим количеством мифов, легенд, становясь, в некотором роде, художественным образом.

Во-вторых, Петербург стал результатом единого волевого решения, «вырос» из болот по инициативе Петра I и по образцам европейских городов. В этом смысле город уникален, что добавляет ему определенного шарма.

После бурных событий 17-го года и переноса столицы в Москву Петербург, ставший Ленинградом, отступил в тень по своей значимости и роли, которую он играл в жизни страны. На время Великой Отечественной Войны он снова притянул к себе взгляды, внимание и надежды людей как город-герой, который пережил 872-дневную блокаду, это страшное явление, которому не подвергался ни один другой русский город. Но после окончания войны Москва снова стала центром, а Ленинград слегка потерялся из виду.

Ситуация опять меняется, на этот раз в самом начале XXI века. Это связано с 300-летием Санкт-Петербурга, которое повлекло за собой огромное количество реставрационных работ, а также мощных вложений в новый облик города, его имидж, каким он должен представляться в умах людей. И это не могло не отобразиться в кинематографе. Здесь мы рассмотрим некоторые аспекты, которые чаще всего встречаются в современных фильмах о Петербурге, и попробуем разобраться, как они работают на образ города.

Исторический аспект

Санкт-Петербург – город, связанный с историей. С историей страны, политической и культурной жизнью, которой жила вся империя на протяжении двух столетий, пока он был столицей. Неудивительно, что сейчас к нему часто обращаются как к городу-музею. Помимо огромного количества непосредственно музеев, имеющих не только государственное, но и мировое значение, сам город предстает неким экспонатом, его улицы и здания – это тоже историческое наследие.

Дворцовый мост

В документах Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО отмечено, что исторический центр Санкт-Петербурга – «...единственное в своем роде и совершенное воплощение на обширном пространстве в течение 200 лет Европейской идеи регулярного города, гармонизированного с ландшафтом». Именно центр города становится своеобразной площадкой, обладающей свойствами машины времени, которой охотно и успешно пользуются кинематографисты.

Подавляющее большинство современных фильмов, посвященных Санкт-Петербургу, имеют местом действия центральную часть города. Часто это – узнаваемые памятники архитектуры вроде Исаакиевского или Казанского соборов, Дворцовой площади с Зимним дворцом, знаменитых Ростральных колонн, моста с грифонами через канал Грибоедова, храма Спаса на Крови.

Конечно, практически в любом городе, который появляется в кино, так или иначе представлены его достопримечательности, хотя бы одним заявочным планом. Но с Петербургом все немного иначе. Весь фильм будет снят в центре, потому что спальные районы города не представляют никакого интереса для камеры. Таким образом, весь Питер на экране сводится к центру.

В фильме-альманахе «Петербург. Только по любви» (2016), направленном именно на то, чтобы отобразить на экране Петербург и любовь авторов к этому городу, это особенно очевидно. В «Девочках» (режиссер Анна Пармас) героини проезжают по набережной Невы, мимо Дворцового моста, рядом с которым одетые в Петра и Екатерину актеры развлекают туристов. В новелле «Аничков мост» (режиссер Наталья Кудряшова) одна из самых узнаваемых достопримечательностей города вынесена в название и подвергается пристальному анализу. Героиня новеллы «Селфи» (режиссер Аксинья Гог) пытается броситься с моста недалеко от храма Спаса на Крови.

Даже в таком своеобразном и необычном фильме, как «Нирвана» (режиссер Игорь Волошин, 2008), не обошлось без внешних признаков Петербурга. В связи с оригинальным визуальным решением фильма «обычная жизнь» питерских улиц не должна была попасть в кадр, но не обошлось без визитных карточек Петербурга. Героини прогуливаются по гранитным набережным, смотрят вниз на Неву с Большеохтинского моста и объезжают на мотоцикле Исаакиевский собор.

В фильме Алексея Учителя «Прогулка» (2003) мы и вовсе наблюдаем чуть ли не все основные туристические места города (Невский проспект, Исаакиевский собор, Дворцовая площадь и др.) в одной длинной череде видов, сменяющих друг друга во время длительной прогулки героев. Таким образом, фильм невольно становится экскурсией по городу, да еще в такой необычный для Петербурга момент, как подготовка к празднованию 300-летия.

Другой, не менее примечательной экскурсией и прогулкой становится фильм Александра Сокурова «Русский ковчег» (2002), который хоть и не выходит за пределы главной достопримечательности города – Зимнего дворца, музея «Эрмитаж» – зато как ни один другой фильм о Петербурге показывает его историческое значение в жизни страны. Все эпохи – от основания города Петром Первым, через правление Екатерины, Николая I, Николая II, через Великую Октябрьскую Революцию, Войну и Блокаду и вплоть до нашего времени – предстают в красочном, невероятном хороводе образов перед зрителем.

Зимний дворец

Прошлое преследует героев фильма не только в исторических зданиях, на улицах и в знаменитых питерских дворах-колодцах (которые прекрасно предстают в фильме «Нирвана» и гармонично вписываются в образ «странного» Петербурга). Практически в каждом фильме эпоха прошлого столетия будет присутствовать в интерьерах, а именно – в квартирах, где живут герои.

В фильме «В ожидании чуда» (режиссер Евгений Бедарев, 2007) героиня получает в наследство от бабушки квартиру. Уже чувствуется связь с прошлым, преемственность поколений. И сама квартира оказывается уникальным пространством, в котором все пронизано временем, а предметы интерьера больше напоминают ассортимент антикварного магазина. Кроме того, к квартире прилагается чердак, на котором скоплено годами нажитое имущество бабушки и, среди прочего, некоторые предметы из детства героини, о которых она уже забыла. Так поход на чердак становится путешествием в прошлое, в мир забытых историй.

Фильм «Кококо» (режиссер Авдотья Смирнова, 2012) знакомит нас с квартирой, которую снимает героиня Лиза – этнограф и работник музея. Это – мастерская художника, которая, конечно же, выглядит соответствующе: много пространства, заставленного различными нужными и не очень вещами, от старинных шкафов до гипсовых скульптур, не считая огромного количества картин, развешенных по стенам. А вот коммунальные удобства, вроде кухни и ванной, как и в многих других фильмах о Петербурге, оставляют желать лучшего.

Герой фильма «Питер FM» (режиссер Оксана Бычкова, 2008) живет в мансарде под самой крышей дома. Собственно, и выход на крышу там тоже имеется. Огромные окна наполняют комнату светом и воздухом, как и положено в квартире творческого человека, тем более архитектора. Но советские еще порядки проживания в этой мансарде напоминают о суровом прошлом с завидной настойчивостью, с которой герою приходится считаться.

Короткометражка «Утро» (режиссер Оксана Бычкова, 2016) в альманахе «Петербург. Только по любви» рассказывает о семье питерских интеллигентов, дочери и отце, которые живут в центре города в старой квартире. Здесь тоже высокие потолки, старый паркет, мебель и посуда времен начала прошлого века. Все это тщательно хранится в семье, а современный компьютер iMac среди этого всего этого великолепия выглядит как инопланетянин.

Кстати, выход на крышу – еще один повторяющийся элемент в лентах о Санкт-Петербурге. Кроме уже упомянутых фильмов «В ожидании чуда» и «Питер FM», он также присутствует в новелле «Селфи» из альманаха о Петербурге. Там героиня просыпается после веселой ночи в квартире (которая тоже служит примером стереотипной «питерской» обстановки – полной предметов интерьера из прошлого века, под белым тюлем, который призван напоминать балдахин, но больше похож на театральные декорации) и выбирается на крышу. Там происходит ее диалог с героем на фоне соседних крыш и с видом на типичный двор-колодец. Все это отсылает нас к еще одной визитной карточке города – прогулкам по крышам, о которых любой приезжий может узнать из уличной рекламы.

Мост с грифонами

И все же такая плотная связь с прошлым проявляется не только во внешних признаках. То же можно сказать и о самих героях фильмов, которые порой слишком привязаны к привычному распорядку и трудно расстаются с прошлым. В короткометражке «Утро» героиня бережно протирает пыль с полок, где стоят собрания сочинений классиков, старые фотографии, проигрыватель для виниловых пластинок – вещь из прошлого века. В фильме «Питер FM» герой сначала выкидывает пачку фотографий с бывшей девушкой на помойку, а потом снова возвращается за ними, не решаясь вот так резко порвать с воспоминаниями о прошлом.

И, конечно, очень показателен в этом смысле «Русский ковчег». Этот фильм настолько погружен в прошлое, что он, по сути, становится им. Это история Санкт-Петербурга, перенесенная на экран. Это ностальгия автора и героев по временам столетней и двухсотлетней давности. Спутник главного героя, Европеец, этот Вергилий наоборот (потому что не он ведет, а его ведут) с любопытством задерживается в каждом эпизоде, где перед ним разворачивается новая эпоха, разглядывая костюмы, предметы интерьера, прислушиваясь к разговорам, смакуя ожившую историю.

Ростральные колонны

В конце концов он решает остаться в XIX веке, на балу, где прекрасно одетые дамы танцуют со своими кавалерами под музыку вальсов, мазурок и полонезов. Ему не нужен ни XX век с его войнами, с суровой Блокадой, которую пришлось пережить этому городу, ни тем более XXI век, где все так перемешалось, что уже ничего непонятно человеку его времени. И за этой позицией персонажа естественно проглядывает и мнение автора, режиссера, который, безусловно, тоже тоскует по безвозвратно утраченному времени.

Культурный аспект

«Санкт-Петербург – культурная столица». Это словосочетание стало устойчивым выражением, которое прочно укоренилось в сознании жителей нашей страны. Где бы вы ни находились, спросите людей на улице, с чем у них ассоциируется Питер, они ответят – с культурой. И именно за этим, в первую очередь, едут в северную столицу – приобщиться к прекрасному.

Это и знаменитые на весь мир музеи, дворцы, соборы, это и многочисленные театры, да и просто прогулка по городу становится своеобразной музейной экскурсией. Все это присутствует и в кино, но, как ни странно, на этом не делается большого акцента, все эти высококультурные заведения фигурируют, скорее, как фон. А высокий уровень культуры становится более заметен в людях, населяющих этот город.

Кинематографические жители Петербурга – это практически всегда очень интеллигентные, образованные люди. Если это молодые герои, то часто они будут студентами гуманитарных профессий. Если это взрослые, то они будут обладателями профессий, связанными с искусством, с преподаванием, так или иначе представать хранителями знаний и культуры.

Герои новеллы «Сны Иосифа» (режиссер Рената Литвинова) – все, как на подбор, актрисы, которые снимаются в очередном фильме про любимого поэта Петербурга – Бродского. Главная героиня новеллы «Аничков мост» – экскурсовод, рассказывающая иностранцам о богатой истории города. Отец героини «Утра», как мы можем заметить по короткому кадру, где он работает – режиссер. Также почетом пользуются медики. Например, героини новеллы «Девочки» приходят в больницу с определенным уважением и осознанием важности заведения. А главная героиня фильма «Нирвана» работает медсестрой и пользуется хорошей репутацией как у коллег, так и у пациентов.

Но это касается тех, кто уже стоит на высокой ступеньке культурной лестницы. Однако ведь не все могут занимать эти места, (даже в Питере) будут люди, которые играют более приземленные роли. Как же они отображаются в кино? Как правило, такие герои играют или отрицательные роли, или охвачены тягой к прекрасному. Что интересно, в кино про Питер отрицательными чертами могут наделяться не только представители «простых» профессий, но ими могут стать и люди, связанные с деньгами, властью, управлением. По мнению петербуржцев, эти профессии также относятся к бездуховным.

Храм Спаса на Крови

В фильме «Прогулка», «отрицательным» героем становится жених героини – бизнесмен. В фильме «Питер FM» антагонистом является директор радиостанции, а романтическому герою (архитектору) противопоставляется «обычный» – жених героини, бывший одноклассник, хороший, положительный, со стабильным доходом. Но не творческий, не романтик.

Что же касается тех самых представителей приземленных профессий, которые тянутся к высокому и духовному, то забавным примером может послужить бомж из «Питер FM», живущий во дворе главного героя и проявляющий особый интерес к фотографиям, которые тот приносит на помойку. Но это скорее комический эпизод.

Более ярким примером становится короткометражка «Просто концерт» (режиссер Наталья Назарова) из альманаха «Петербург. Только по любви». Там главная героиня работает на стройке, но в день концерта делает все возможное и невозможное, чтобы привести себя в «приличный вид» и явиться в филармонию, где будет выступать детский хор. Это не просто стремление матери послушать, как поет ее ребенок, это тяга к прекрасному, высокому, с которым хочется соприкоснуться хотя косвенно.

Фильм «Кококо» и вовсе берет этот контраст между «культурой» и «бескультурьем» за сюжетную основу. Здесь со всей ясностью и выразительностью режиссер обыгрывает разницу между высокообразованной Лизой, жительницей Петербурга, и простушкой Викой, приехавшей из глубинки.

Первая героиня – стереотипный пример интеллигентки: этнограф, работник музея, скорбящая о «судьбах народа» в общем и в лице Вики – в частности. Вторая – полная ее противоположность: приземленная натура, наделенная житейской смекалкой, настроенная на выживание в любых условиях. Лиза пытается «вытянуть» Вику на свой уровень, приобщить к культуре, пристроить работать в музее. Вика старается втянуться, усердно учится, но ее «народные замашки» остаются при ней и постоянно напоминают о себе.

«Окно в Европу»

С момента своего зарождения Санкт-Петербург задумывался как окно в Европу. Неудивительно, что даже три столетия спустя этот статус сохраняется в сознании жителей страны, а также в фильмах о нем. Причем если в фильмах о современной Москве нам могут встретиться иностранцы-бизнесмены, то в кино про Петербург будут встречаться скорее иностранцы-туристы, приехавшие восхититься культурным наследием.

Казанский собор

В альманахе «Петербург. Только по любви» это проявляется в двух новеллах. Во-первых, в «Снах Иосифа» мы встречаем режиссера-француженку, которая приехала в заснеженный Питер снимать фильм о Бродском. Во-вторых, «Аничков мост» почти полностью снят на английском языке и повествует об экскурсоводе, которая показывает приезжим город. Эти герои-иностранцы позволяют посмотреть на сам город и на жизнь в нем в новом, необычном свете.

Но не только город привлекает и притягивает к себе приезжих. Сами жители тоже то и дело порываются воспользоваться окном в Европу. Герой фильма «Питер FM» получает приглашение работать в Берлине. Правда, после всех событий в фильме он раздумывает и решает остаться в любимом Петербурге. В фильме «Кококо» работники музея обсуждают возможности (и невозможности) рабочих командировок в Европу. Но опять же, когда героине представляется шанс поехать в Гетебург, она отказывается.

Больше всего европейская тема раскрывается в фильме «Русский ковчег». Главный персонаж (по крайней мере, тот, которого мы видим) – Европеец, попавший в это странное путешествие по различным эпохам Петербурга, так же неожиданно и загадочно, как и рассказчик, закадровый герой. И в отличие от него, иностранец показывает временами отсутствие пиетета перед великими историческими личностями, которые встречаются им в этом путешествии, его глубокое восхищение и уважение (да и то, не всегда) вызывают только произведения искусства.

Но здесь Европа проявляется не только в этом герое, вся история Петербурга дышит ею. Перед камерой проплывают одна за другой эпохи Петра, Екатерины, времена Пушкина, когда первым придворным языком был французский, манеры и мода тоже царили зарубежные. Город предстает буквально пропитанным зарубежной культурой. И не только Эрмитаж, где происходит действие фильма, но весь Петербург построен по европейским канонам. Имперский город, как нам напоминает короткий эпизод с Петром Первым в фильме, и о чем знает любой современный житель страны. Именно таким – необычным, европейским, практически нерусским – предстает город в сознании современных россиян.

Романтический аспект

В современном кинематографе Петербург часто предстает в фильмах с романтическим уклоном – в независимости от жанра. Причем здесь нужно разделять романтические отношения между героями фильма и любовное отношение автора к городу, в котором он снимает кино. И то, и другое проявляется в фильмах про Питер с завидным постоянством, часто переплетаясь в единое целое.

Красота города, его архитектурные достопримечательности и бесконечные набережные настраивают на прогулки по нему. Не зря во всех без исключения фильмах герои будут гулять на фоне памятников архитектуры, гранитных набережных и мостов. Но, конечно же, ярче всего это проявляется в фильме «Прогулка» Алексея Учителя, где само это занятие вынесено в название и является главным движущим элементом фильма. О романтике в этой картине хочется сказать отдельно.

Аничков мост

В фильме два героя – Алексей и Петр. Леша – романтик, мечтатель, верит в любовь с первого взгляда и готов ввязаться в любую авантюру. Петя – его противоположность: серьезный, обстоятельный, циничный и практичный. Но оба они проникаются серьезным искренним чувством к своей внезапной спутнице. И вероятно это совсем не случайность, что именно в прогулке по Петербургу героине встретились такие персонажи.

Один – романтик, простодушный, доверчивый, готовый влюбиться, писать стихи – все это узнаваемые образы из стихов Пушкина, романов Толстого. Другой – с более тяжелым, холодным, северным характером, но при этом ответственный, решительный, верный слову – тоже знакомые черты персонажей из романов классиков XIX и XX веков. Можно представить, как эти два характера сливаются в один, принадлежащий городу, который на протяжении всего фильма служит местом действия, декорацией и незаметным персонажем. Кажется, такая история с такими героями могла произойти только в Питере.

Фильм «Питер FM» практически целиком пропитан романтикой. Как уже говорилось, романтический герой берет верх над «обычным» женихом в глазах героини; полные солнца и летнего дождя, нежности и любви к городу кадры то и дело прорезают повествование, чтобы дать зрителю возможность полюбоваться красотами Петербурга. Даже такой странный и выбивающийся из общей стилистики фильм как «Нирвана» передает особенную питерскую романтику. Да, она – мрачная, ночная, заимствованная из 90-х и культового фильма «Брат», но она, тем не менее, присутствует. В замкнутых дворах-колодцах, в темных подворотнях, освещенных неоновыми вывесками, в вычурной визуальной стилистике фильма. Это – другой Петербург, но он тоже полон романтики.

Что касается альманаха «Петербург. Только по любви», фильмов «Кококо» и «В ожидании чуда», то там есть своя особенность, которую трудно не заметить в разговоре о романтических отношениях. В этих фильмах все главные герои – женщины. Причем все они одиноки и так или иначе ищут любовь. Это наталкивает на мысль о том, что Питер – идеальное место для таких поисков, по крайней мере, по мнению авторов фильмов. В этих лентах город предстает в таком свете, что становится понятно – здесь сбываются мечты, здесь случаются романтические истории, здесь можно найти любовь, здесь хочется ее искать.

И последнее, что хочется сказать о жителях Петербурга, предстающих перед нами на экране, это то, что в каждом фильме будет присутствовать «странный» персонаж. Эту странность трудно охарактеризовать одним словом. Например, чрезмерная романтичность парня, который пытается ухаживать за девушкой, и для того, чтобы пригласить ее на свидание, залезает к ней в окно (фильм «Питер FM»). Или странный шаман, к которому приходит героиня новеллы «Выгул собак» (режиссер Авдотья Смирнова) с целью приворожить мужчину своей мечты.

Исаакиевский собор

И даже в таком серьезном и созерцательном фильме как «Русский ковчег» находится место женщине, которая общается с картиной с помощью рук и пения. Нельзя точно сказать, повлияли ли реальные персонажи на героев фильмов, или наоборот, но и в жизни мы уже привыкли к тому, что именно в Санкт-Петербурге «странные» люди встречаются гораздо чаще, чем в других городах страны.

Итог

Все перечисленные выше элементы, конечно, не складываются в полную картину, которая описала бы северную столицу целиком. Это лишь самые яркие проявления, которые лежат на поверхности, и их трудно не заметить. Они действительно так или иначе присутствуют во всех современных фильмах, снимаемых о и в Петербурге. И это нельзя игнорировать, потому что из таких вот явлений, таких кусочков мозаики складывается образ города, его стереотип, его визитная карточка. Особенно это влияет на представление людей, которые в Питере никогда не были.

Как показывают социальные опросы, мнение людей, часто посещающих Петербург, отличается от позиции тех, кто никогда там не бывал или был один-два раза. Еще сильнее отличается мнение самих петербуржцев, для них это – самый обычный город, не отличающийся от других, серый и унылый, город, где мало солнца и много дождей.

Кстати, эту часть мозаики практически никогда не увидишь на экране, кинообраз Питера чаще всего предстает солнечным и без продолжительных дождей. То ли власти города следят за позитивным имиджем, который будет привлекать туристов, то ли сами авторы фильмов хотят в своих произведениях видеть только самое лучшие моменты, с которыми у них ассоциируется любимый город. А может и то, и другое.

В любом случае, нельзя отрицать того, что образ города на экране влияет на наше представление о нем. И наоборот – самые устоявшиеся стереотипы в сознании людей находят себе путь на экран в качестве узнаваемых штампов. Наверное, за это мы и любим Питер – за то, что он соответствует нашим ожиданиям.

Рекомендуем:
  1. Киноальманах «Петербург. Только по любви» (2016)
  2. Алексей Учитель «Прогулка» (2003)
  3. Александр Сокуров «Русский ковчег» (2002)
  4. Евгений Бедарев «В ожидании чуда» (2007)
  5. Оксана Бычкова «Питер FM» (2008)
  6. Авдотья Смирнова «Кококо» (2012)
  7. Игорь Волошин «Нирвана» (2008)