«WASD»: По обе стороны Завесы. Сон и явь в серии Dragon Age
Общие сведения о мире Dragon Age
На мой личный вкус Dragon Age – очень хорошая игра. Потому как очень часто достоинства хорошей игры начинаются уже с проработки базовых вопросов мира игры – его возникновения и устройства. Мир, у которого есть история – история, что постепенно открывается игроку в рассказах и записях, в именах и необычных локациях – безусловно кажется более ярким и реалистичным. При этом нам хочется не просто пересказа уже известных мифов (мифов о происхождении мира или богах), а чего-то совершенно нового.
Отличный пример необычной концепции мы видим как раз в серии Dragon Age: вселенная этой игры представляется собой два мира, существующих рядом друг с другом – привычный земной мир и мир Тени. Эти миры разделены магическим барьером, неизвестной природы, который называют Завесой. Миры доступны друг для друга, в том числе все люди и эльфы, когда спят – перемещаются своим духом в Тень. Особенно драматично подчеркивается тот факт, что люди и эльфы с магическими способностями не только обладают определенной силой (как во всех фэнтези мирах с магией), но и находятся в постоянной опасности из-за своей связи с Тенью. Живущие в Тени духи, попадая в наш мир могут вселиться в человека. И, к сожалению, обычно это случается с магами, в которых вселяется злой дух или демон, воплощающий негативные эмоции – так появляется одержимый, опасный для окружающих.
Любопытно отметить, что две другие распространенные расы Тедаса лишены такой связи с Тенью: гномы и кунари/косситы вообще не видят снов и почти лишены магических способностей. В отношении гномов это возможно объясняется влиянием лириума: сосуществуя рядом с ним эта раса получила своеобразный иммунитет к магическим способностям. Лириум используют и храмовники, чтобы бороться с одержимыми или неподчиняющимися магами. А вот у кунари существует культурный запрет на связь с Тенью (они ее называют Загробным миром), поэтому возможно, что они перестали видеть сны благодаря направленной селекции своей расы. К культуре Кун тамассран – женщины-жрицы контролируют рождаемость и желаемые генетические качества, решая, кто с кем будет спариваться. Остается большим вопросом: видят ли сны тал-васготы, отвергшие доктрину Кун? Если вы играете за кунари в Dragon Age Inqusition, то как минимум одного такого васгота вы увидите (правда, в игре это может объясняться влиянием Якоря, в остальном же нигде не упоминается – видел ли ваш герой/героиня сны прежде).
Впоследствии в серии появляются намеки на то, что были времена, когда Завесы не существовало, а также о том, кто в итоге создал мир таким, каким его знают жители Тедаса – с Морами и загадками прошлого.
Сон и сознание
Стоит сказать, что эти идеи не новы, но очень здорово переосмыслены и скомпонованы в игре. Например, многие мифы и культуры считали, что сон – не иллюзия, а путешествие в другую реальность. Есть известный пример – философ Чжуан-цзы, живший в IV веке до нашей эры. Однажды Чжуан-цзы приснился очень реалистичный сон о том, что он был бабочкой. Он порхал и совсем не помнил о себе. И вот проснувшись философ оказался озадачен вопросом: если Чжуан-цзы во сне может стать бабочкой, то, возможно, сейчас бабочка уснула и ей снится, что она - Чжуан-цзы. Суть этого парадокса в том, что изнутри никогда нельзя сказать точно: ты – это всё тот же ты или уже другой. В обоих случаях сознание будет убеждено в идентичности себе самому. Звучит сложно, но по сути это всем известное явление: наша личность складывается из многих элементов, один из них — это вкусы и привязанности. Предположим вы сколько себя помните любите боевики, группу Кино или манную кашу, но фокус в том, что если однажды вы проснетесь и поймете, что разлюбили эти вещи, то вам даже в голову не придет мысль о том, вы ли это теперь. Но это-то и странно, ведь теперь вы состоите из каких-то других элементов и значит, вы – уже другой. Важным моментом такой устойчивости являются наши воспоминания (они в отличие от вкусов так резко не изменятся). А вот если ими проманипулировать?
Держа в голове эту проблему можно лучше понять замешательство героев DA, попадающих в Тень. Ведь нам как игроку виден переход, более того, чтобы было проще ориентироваться, локации Тени выглядят непривычно, совсем иначе, чем обычные, но для персонажей – все не так однозначно. Внутри Тени работает принцип, выраженный английским философом Джозефом Беркли: «быть – значит быть воспринимаемым». Этот девиз иногда называют формулой солипсизма (представление о том, что реален только Я, все остальное – мои фантазии). В этом смысле Тень – действительно мир, позволяющий людям существовать как солписистам в отдельных мирках, правда, в большинстве случаев похожи они будут на кошмар, а не на райский сон. Иными словами, переживания иллюзий в Тени могут быть весьма реалистичными, т.к. ничем не отличаются от столь же иллюзорного мира. Поэтому при попадании в Тень в одной из миссий в DA: Origin необманутыми оказываются только Морриган (потому что сильный и опытный маг) и Стен (потому что кунари).
Представления о потустороннем мире часто оказываются схожими, поэтому ту же Тень легко сравнить с целым рядом идей из разных фэнтези-сеттингов. Например, психическое измерение Варп из Вархаммер: мир Искажения тоже крайне изменчив и чувствителен к эмоциям, фантазиям людей. Как и в Тени здесь в Имматериуме чувства не проживаются, а воплощаются, обретают форму – например, демонов. В Вархаммере также все живые существа связаны с Варпом, причем, здесь разрывы могут создавать даже смертные. Другие очевидные аналогии - Тел'аран'риод, Мир Снов из цикла «Колесо Времени» Роберта Джордана и Мир Снов из Мифов Ктулху Говарда Лавкрафта. В последнем, например, спящие тоже попадают в этот мир, а некоторые могут и осознанно остаться в нём. Кстати в локациях Тени в Dragon Age и в ее концептах часто подчеркивается именно текучесть этого мира: то вокруг плывущие образы и стены, то что-то капает с потолка или просто вода под ногами (также и характерные для сна странные переходы от глыб к стройным готическим храмам, плюс парящие в небе скалы).
Сон как путешествие
Сон как путешествие в другой мир – очень сильная метафора, лежащая в том числе и в основе идеи магии. Именно во сне многие вещи подвластны нам, поэтому всякое магическое фэнтези – лишь проекция нашего опыта всемогущества из снов. Но возможно значение сновидения куда как больше. Философ Фридрих Ницше считал, что если бы люди не видели сны, то они бы вообще никогда не создали развитой культуры. Без опыта сновидений они не придумали бы мифы, загробный мир, магические ритуалы, религию и метафизику – ведь тогда реальность казалась им всегда одной и очевидной. Сон, в котором древний человек увидел (по сути вспомнил) умершего близкого – возможно и был прообразом культа предков и веры в духов.
То же самое касается и магии: магия строится на принципе, что все в мире связано. Яркий пример: приворотная магия, сглаз, проклятия, обереги и куклы вуду – все они верят, что, воздействуя на часть человека или что-то что с ним связано (волос, личная вещь, имя, даже фото) можно повлиять на него целиком. Но где мы видим подобный опыт, что «все связано со всем»? Обычно в двух случаях: либо когда человек бредит (например, при острой паранойе любую деталь он объясняет тем, что ему что-то угрожает), либо когда спит (во сне могут внезапно сплестись события вчерашнего дня, друг детства, случайное воспоминание десятилетней давности и страхи из эпохи, когда вы еще под стол пешком ходили).
Покрывало иллюзии
Надо заметить, что многие религии и культуры очень серьезно относятся ко сну. В ведической традиции сон – даже более реален, чем реальность. А Завеса в DA очень напоминает идею «покрывала Майи», с той лишь разницей, что индуисты считают материальный мир – своеобразной иллюзией. Уже в Упанишадах (философские комментарии к Ведам) можно найти идею, что материальный мир слишком изменчив и недолговечен, поэтому не может быть истинным. Истинное должно быть божественным и вечным, поэтому просветление или освобождение можно найти на пути отказа от всего, что предлагает этот мир с его потребностями, страстями и желаниями.
Многие учителя Вед также утверждают, что есть три состояния сознания: бодрствование, сон и сон без сновидений. Именно в последнем мы ближе всего к истинному Я и к Абсолюту (это состояние называется Атман). Любопытно отметить, что эти учения верят, что внутри каждого из нас есть божественное начало, поэтому-то во снах мы можем быть гораздо более свободны, чем в реальности. Впрочем, здесь возникает и важное отличие: в мире DA как раз Тень описывается как более текучая и изменчивая, а наш мир с устойчивыми вещами – очень сильно сбивает с толку духов, попавших в него. В мире Тени все подчиняется силе воле, но в реальном мире и «телосложение» прокачать будет не лишним. Так в DA: Inquisition есть забавный эпизод (квест «Груз ответственности»): физически попавший в наш мир через разрыв Завесы Дух Господства жутко бесится от того, что скала не расступается от его приказа, и в итоге он отказывается вернуться в свой мир пока кто-то не выполнит хоть какой-то его приказ.
Сон как опасность
Стоит, пожалуй, еще сказать пару слов об идее, что для некоторых людей (особенно магов) всегда есть опасность, что нечто завладеет ими из Тени – то есть они станут одержимыми демоном. Как это ни печально, но многие психиатрические теории прошлого недалеко ушли от этого предрассудка: так еще в 18-19 веке считалось, что, если много фантазировать или спать, то можно потерять рассудок. Сны безусловно очень интересный объект для изучения, например, благодаря попытке истолковать их – оформляется психоанализ Зигмунда Фрейда. Однако если Фрейд видел в сновидениях «королевскую дорогу» к бессознательному, то более ранние теории с большим подозрением относились ко снам. Связано это во многом с тем, что во сне намного слабее работает сознательный контроль, поэтому человеку могут сниться вещи, которые для него недопустимы в обычной жизни. Например, сексуальные отклонения, столь строго цензурируемые в христианском, а затем викторианском обществе Западной Европы. Кстати, судя по всему отношение к сексуальности (в том числе к гомосексуальности и другим особенностям) в мире Тедаса более спокойное чем в Средневековой Европе, на которую больше всего похож по своему технологическому и идейному развитию мир DA.
Ну и безусловно «одержимость» - термин, который родился потому что в ранние эпохи психиатрические заболевания было проще объяснить вторжением злого духа. Есть в Тедасе и свой аналог лоботомии, используемой как крайнее средство в случаях неподлежащих лечению - «ритуал усмирения». По сути в игре этот ритуал воспринимается точно так же, как и все эти допотопные психиатрические средства лечения (вроде лоботомии, электрошока, искусственной комы и т.п.) – как огромная несправедливость в отношении людей, обладающих талантом. Интересно, что в DA: Inquisition появляется информация о том, что «ритуал усмирения» обратим.
Гностические мотивы и переклички
Помимо ведических мотивов в DA обнаруживаются и сходства с гностицизмом – около-христианской ересью, верившей в то, что наш мир является результатом ошибки или злого намерения младшего бога (Демиурга). Система гностических учений весьма запутана, но в общих чертах она выглядит так. Есть высшее доброе божество Абраксас, он не столько творец, сколько создатель бытия, от него происходят Эоны (младшие боги). Эон София, самая младшая, так стремилась к Абраксасу, что нарушила целостность мира и была исторгнута из него. Из ее страданий, слёз одиночества и ужаса в итоге и появится эгоистичный, злой бог – Демиург, который попытался создать свой мир, лучше, чем у Абраксаса, но получилась у него – лишь материя с разъединенными душами. И лишь самая малая частица духа от Софии попала в каждого человека. В этом несовершенном, греховном мире живут люди, и единственное на что им остается уповать – это на тайное знание (гнозис) способное сделать человека просветленным и вернуть его дух к высшему создателю.
Несложно заметить целую серию аналогий с миром DA. История с магистрами Тевинтера, которые во плоти отправились в мир Тени, чтобы войти в Золотой город, где живет Создатель. Вступив в него, они исказили природу божественного – и потому он стал Черным городом. Другие же считают, что Создатель сам покинул город, после чего его заняли Древние боги (у гностиков – Архонты). Есть также и версия, что сам город, стоящий посреди Тени (и видимый из всех ее уголков) – был вовсе не чертогом Бога, а скорее тюрьмой или «ящиком Пандоры», содержащим в себе некую силу, которая при освобождении обернулась скверной. Безусловно скверна – это нечто материальное, и возможно это и есть некая изначальная форма всякой материи. Для гностиков материя является ошибкой, темницей души, которая связана с гордыней Демиурга, а в DA Inqusition появление Моров и Архидемонов считается результатом попыток магистров войти без приглашения в чертоги Бога. Но возможно все произошло уже в тот момент, когда мир оказался разделен Завесой – и материя стала обособленной от духа.
Кстати, в лоре игры есть указание и на самого первого соперника (Демиурга) создателя – это Думат, первый из древнейших богов, превратившийся в первого архидемона. Впрочем, многие вопросы насчет происхождения лириума, Завесы и Древних богов в итоге проясняются в DLC Dragon Age: Чужак. Однако возникают и новые вопросы.
В целом же серия Dragon Age благодаря в том числе ее сложной символической системе, связанной с миром Тени, остается весьма перспективным сеттингом. Само напряжение между мирами (и психологическая убедительность этой идеи) – хороший потенциал для множества сюжетных драматических ходов и квестов. Надеюсь, что какие-то продолжения историй Тедаса еще увидят свет.