«Около Кино»: Семерых Одним Ударом. Рецензия на «One Punch Man»
Силачом Слыву Недаром – Семерых Одним Ударом!
По молодости чего я только ни делал, чтобы выяснить, какой из супергероев самый сильный: бил людей, не спал до утра, ходил в качалку, ел камни. Но теперь это в прошлом. Недавно вышедшее аниме «One punch man» расставило все по своим местам, представив сильнейшего героя, которым оказался обычный 25-летний безработный по имени Сайтама, похожий на моего соседа Петровича. К слову сказать, весьма заурядного обывателя. Да и рецепт всесилия оказался до безобразия простым: 100 отжиманий, 100 приседаний, 100 поднятий пресса, 10-километровая пробежка каждый день до полного облысения.
Что ж, авторы аниме в очередной раз доказали, что все гениальное – просто, как в свое время утверждал великий создатель супергероя Фауста. В самом деле, что может быть проще, чем придумать героя, убивающего всех врагов без исключения одним ударом? Однако удивляет именно то, что бедность сюжетной основы не помешала этому аниме войти в число первых по обилию юмора, гротеска, красочных сражений и философских прозрений. В данном случае мы имеем дело с восточным принципом искусства: максимум простоты – максимум смысла.
Итак, что же представляет собой художественный мир «One punch man»? На первый взгляд, перед нами типичная пародия на некое сообщество супергероев с классическим набором штампов: злодеи странного вида со странными мотивами, герои с самыми нелепыми способностями, смешение героического и иронического пафоса и тому подобное. Однако под этим поверхностным слоем мультсериала, обусловленным жанром пародии, есть и второй слой, имеющий мощную культурную и философскую основу.
Аниме «One punch man» формирует образ нового героя и противопоставляет его западному. Если западная традиция супергероев берет свое начало в мифологии, то веб-манга, созданная японским художником, основывается на кодексе самурая и правилах восточных боевых искусств. Более того, как мне кажется, «One punch man» – это, прежде всего, удар по западной цивилизации и ее ценностям.
Если отвлечься от первого впечатления, которое производит на нас Сайтама, главный герой аниме, можно понять, кто он на самом деле. Немногословный, пассивный, немного апатичный, не имеющий дел парень ни кто иной, как Мастер, который, как правило, внешне никогда не выделяется из толпы, если на то нет необходимости. Его способность убивать противника одним ударом – не мутация или дар небес, а доведенный до совершенства прием, согласующийся со старинным боевым принципом «иккэн хиссацу» – наповал одним ударом.
Можно сказать, «One punch man» – это история человека, который подчинил свою жизнь кодексу самурая, отчего и претерпевает все трудности, сталкиваясь с непониманием и недоверием современного общества, не соответствующего высоким идеалам древности. В этом несоответствии – вся проблематика аниме.
Сайтама резко отличается от своих предшественников-героев тем, что обрел великую силу не в результате неудачного эксперимента, особой наследственности или избранности свыше, а исключительно путем усиленных тренировок. Да и роль героя он принимает не по причине психологической травмы, случайности или какой-либо необходимости, а добровольно, руководствуясь внутренним побуждением. Как это необычно для современного человека! И как обычно для воина, следующему пути самурая: сила и мастерство приобретаются только постоянным трудом и неослабевающим намерением стать сильнее всех своих соперников. В свете этого фантастическая сила Сайтамы – вовсе не плод воображения автора, а высшая степень реалистичности. Достаточно вспомнить слова из «Бусидо»: «Не существует ничего невозможного. Если человек проявит решимость, он сможет сдвинуть небо и землю по своему желанию. Но поскольку люди не решительны, они не могут отважиться на это. Чтобы легко сдвинуть небо и землю, нужно просто сконцентрироваться».
В связи с этим интересен образ ученика (а не подручного, что очень важно) Сайтамы – киборга Геноса, сила которого является исключительно продуктом новейших технологий. Генос – не просто антипод Сайтамы, а воплощение западного пути реализации человеческого потенциала, тупиковость которого выражается в неспособности Геноса достичь силы своего учителя Сайтамы и постичь ее природу. Киборг, как и некоторые другие герои и злодеи, не верит, что подобная мощь заложена в человеке изначально, и что нужно только приложить усилия для ее пробуждения. Однако со временем ученик Сайтамы понимает, что сила – привилегия человека, знающего, что его удар может быть последним в жизни, и потому вкладывающего в него всю силу.
Так Сайтама следует еще одному принципу самурая: главное не победа, а намерение умереть за господина (в данном случае за идею справедливости). Отсутствие страха смерти делает Сайтаму неуязвимым, а его сознание пустым, что помогает одержать победу в бою даже без применения силы, как это хорошо показано в эпизоде с участием мутанта по имени Ашуракабуто. Другие герои так же руководствуются этим принципом, например, Бесправный Ездок, не имеющий сил противостоять на равных Морскому царю, но желающий пожертвовать своей жизнью во имя справедливости.
Не менее важны для Сайтамы и другие правила самурая: равнодушие к деньгам и славе (он не использует силу в целях наживы и удовлетворения тщеславия), отсутствие себялюбия и уважение к порядку (он смиренно принимает свое положение в C-классе и не пытается продвинуться дальше окольными путями), неугасающее желание превзойти по силе очередного соперника (постоянное ожидание более сильного противника – его обыденное состояние).
Наряду с вопросами самурайской этики, аниме освещает и общефилософские вопросы, например: что такое сила и к чему может привести ее обретение? На мой взгляд, ответ вполне определен: сила, направленная на разрушение, бесплодна, бессмысленна и опасна для самого носителя этой силы. И здесь снова нужно вспомнить философию восточных единоборств: нападающий нарушает гармонию бытия, защищающийся мастер восстанавливает ее, поэтому управляет силой без вреда себе самому.
Повторюсь, что аниме «One punch man» ценно и однозначно достойно просмотра не как пародия на другие мультсериалы о героях, а как критика основ современного общества потребления, захваченного техницизмом и корыстолюбием. Вот что, прежде всего, одним ударом разрушает Учитель Сайтама.