«Эротика Текста»: Препарировать речитатив. Что изменил русский рэп в поэзии?
Последние пару лет часто слышится фраза: «рэп – главная музыка сегодня». Можно по-разному относиться к этому музыкальному направлению, но оно действительно получило довольно широкую аудиторию благодаря качественным изменениям, которые внесли некоторые исполнители. Не все, естественно. Многие хип-хоп музыканты всё еще эксплуатируют тренды ранних 2000-х: заразительный ритм, образ «крутого парня» и дерзкое поведение. В таких треках нет существенной опоры на текст.
Но сейчас появились рэперы, которые претендуют на смысловую нагрузку. Их тексты нельзя назвать поэзией, но они снова заставили музыку и словесное искусство плотно взаимодействовать. Изменилось массовое понимание и «потребление» стихотворного искусства. Как, насколько и почему – попытаемся разобраться, проанализировав песни Оксимирона, Хаски, Кровостока и Niki-L.
Для начала нужно кое-что сказать о хип-хоп культуре. Она включает не только музыку, но и всё «искусство улиц»: граффити, брейк-данс, битбоксинг, диджеинг – всё это имеет общую стилистику, которая со временем меняется незначительно. Ошибаются те, кто думает, будто ренессанс рэпа в России и его особенности – что-то принципиальное новое. Это направление восходит к древнейшим африканским традициям. Известно, что рэп начинался в 80-х годах в США как «музыка черных», соответственно, на него повлиял стиль так называемой примитивной культуры.
Для европейской классической музыки характерно преобладание мелодии: именно она передает интонацию, которая отвечает за эмоциональное переживание и развитие. В африканской музыке наиболее важен ритм: только он способен ввести человека в транс, что было необходимо для проведения магических ритуалов. В рэпе слова накладываются на бит, то есть базис любого трека – ритм, который настраивает слушателя на конкретное, чаще всего эмоциональное, восприятие. Эти технические «устои» никуда не исчезли: они были в западной хип-хоп культуре, а потом перекочевали в русскую. А многие русские рэперы, такие как Pharaoh или Эндшпиль, всё еще ориентируются на родоначальников индустрии.
Возьмем баттл-рэп, но и там не произошло ничего революционного. Еще в Древней Ирландии существовала каста филидов, они считались поэтами и хранителями древних знаний. Филиды были духовной и интеллектуальной элитой, и ходило поверье, что их слово обладает магической силой: допустим, если филид сочинял против обычного человека сатирическую песню, это могло не только понизить социальный статус последнего, но и физически на него повлиять.
Поэтические «соревнования» в разных формах существовали при Пушкине, когда поэты писали друг на друга эпиграммы, а затем зачитывали их в литературных салонах. Особенное развитие словесное выяснение отношений получило в эпоху модернизма на диспутах, где представители одного направления соревновались в остроумии с другими. Сейчас диспуты известны из-за знаменитых стычек между футуристами и имажинистами, где талант в полной мере демонстрировали Маяковский и Есенин: из-за этого принято считать, что у поэтов были непростые отношения.
Рэп до сих пор так действует на публику, потому что использует самые древние способы воздействия. Многие рэп-композиции давят на основные инстинкты или даже низменные чувства: например, на зависть или агрессию, так как часто рэпер не только противопоставляет себя толпе или другим исполнителям, но и унижает их. Однородный ритмический рисунок позволяет сохранять это «состояние аффекта» у слушателя на протяжении всего трека. Парадоксально то, что это направление относится к современной культуре, в то время как трудно представить себе более древнюю форму искусства. Бесспорно, она трансформировалась, но сейчас только рэп всё еще обращается к магическим свойствам слова. Речитатив с преобладанием существительных направлен на создание эффекта заклинания, как это было с духовной музыкой или с языческими песнопениями.
Такой же древней остается форма речитатива: чаще всего он написан силлабо-метрикой, это значит, что в тексте рифмуются короткие и длинные слоги. Русская поэзия Золотого века в основном силлабо-тоническая, там чередуются ударные и безударные слоги, поэтому её надо читать, а рэп – напевать, как балладу. Античные авторы, например, Алкей, использовали только силлабо-метрическое стихосложение из-за особенностей древнегреческого языка.
Так что же нового дает рэп? У него есть мощный инструмент – более сильное психическое воздействие, чем у других направлений. Прибавим сюда круг тем, которые интересны аудитории или автору, получим способ влияния на общественное сознание. Сегодня рэп разделяется на андеграунд и «попсу». Андеграунд в жесткой форме говорит о том, о чем принято молчать – именно так работает «Кровосток». «Попса» призвана развлекать и расслаблять слушателя, её адепты иногда просто копируют призванных западных исполнителей. Острые темы и небанальные тексты стоит искать именно в подземке, в андеграунде. Итак, спустимся в зону неофициального творчества.
Думается, детальный анализ текста позволит нам увидеть некоторые уже ощутимые изменения. Многие молодые поэты непременно стремятся превратить свои стихи в речитатив – это сильный аргумент в пользу неосознанного воздействия хип-хоп культуры. Она сделала поэзию более массовой, а это всегда приводит к упрощению и стандартизации текстов. С другой стороны, рэп вышел из подполья, и с ним приходится считаться: об этом всерьез говорят не только музыканты диаметрально противоположенных направлений, но и исследователи. Слияние полярных течений полезно, во-первых, для искусства (оно может породить нечто новое), во-вторых, для социума: присоединение старшего поколения если не в ряды поклонников, то в круг заинтересованных, помогает преодолеть проблему «отцов и детей».
Эти песни настолько динамичны, что мы слышим только «ключевые слова» – намеренно акцентированные места, которые имеют наиболее яркий эмоциональный окрас. Рэп редко направлен на осмысление, он существует для получения разрядки или удовольствия, поэтому к нему надо применять аналогичные критерии. Трудно судить, заменит ли рэп поэзию – скорее всего этого не случится, но его свойства точно не останутся без внимания при дальнейшем развитии стихотворного сложения.
Рэп, как и поэзия, настроен на процесс высказывания, а не на его результат. Конечно, ни одна интерпретация любого художественного произведения не является точной и избыточной, и, как писала Сьюзен Зонтаг, интерпретировать – значит ограничить. Однако анализ некоторых, скорее исключительных русских рэп-текстов дал нам понять, как менялся этот жанр в последние годы, и есть ли у него надежда на будущее.
Пример №1. Хаски – «Пироман»
Все мы в конечном счете удобрения
Ты равнодушен к людям был, но поможешь растениям,
Пальцем по кремню, непреложная кара,
По тебе скорблю, ничтожный опарыш.
Мне бросит вслед больная паства диагноз,
Но я столь же сатана, сколь ты агнец (Сатана, сколь ты агнец).
Вы все мертвы, я жив, к горлу подкатит желчь
Запись в блокноте: Обезглавить, обоссать и сжечь
(Обоссать и сжечь!)
Ave, пироман!
Ave, пироман!
Ave, пироман!
Ave-ave...
Обезглавить, обоссать и сжечь... обоссать и сжечь!
Обезглавить, обоссать и сжечь... обоссать и сжечь!
Обезглавить, обоссать и сжечь... обоссать и сжечь!
Обезглавить, обоссать и сжечь... обоссать и сжечь!
Мне снятся ядерные зимы 45'ой Хиросимы
Вы замерзли? Я купил на всю зарплату керосина,
Чтоб зажечь вас, но вы тлеете у мониторов
В хибарах арендованных делите коридоры.
Мой маршрут обозначит дыма черный исполин.
Ты дрочил на свою падчерицу – я тебя спалил,
Тело съежилось и потемнело, словно жухлый лист
Жгу на бис, надо мною Бог как гонзо-журналист.
Ave, пироман!
Ave, пироман!
Ave, пироман!
Ave-ave...
Обезглавить, обоссать и сжечь... обоссать и сжечь!
Обезглавить, обоссать и сжечь... обоссать и сжечь!
Обезглавить, обоссать и сжечь... обоссать и сжечь!
Обезглавить, обоссать и сжечь... обоссать и сжечь!
Дым садится на хвост, а я удираю.
Вокруг благоухает ненавистный мне террариум
Вагон метро, подъезды - и вниз, под одеяло
Сном младенца захлебнусь в пучине чистых идеалов.
Завтра зеваки толпами повалят в то кафе,
Где я за завтраком усну навеки – аутодафе.
Моя страна – бухой ребенок, наблевавший в варежку
Ей холодно в снегу, и я бензином обливаю, жгу.
Ave, пироман!
Ave, пироман!
Ave, пироман!
Я бензином обливаю, жгу... обливаю, жгу!
Я бензином обливаю, жгу... обливаю, жгу!
Обезглавить, обоссать и сжечь... обоссать и сжечь!
Справка: Сам Хаски считает себя поэтом, а не рэпером. Об этом он говорил в интервью журналу GQ: «Очевидно, что я один из самых сильных лириков. <…> Сейчас я пытаюсь создать некий акт искусства. Регалии сильного лирика в рамках хип-хопа это сомнительная штука, так и этот акт искусства существует в некоем компромиссном регистре. <…> Если бы я был действительно рэпером, то я бы покончил с собой, потому что, мне кажется, это очень унизительно и отвратительно – быть рэпером. Рэпер не выражает собственную личность, через него в определенном смысле говорит рынок».
Трек «Пироман 17» вышел в составе альбома «Любимые песни (воображаемых) людей» в 2017 году. За ним последовал клип.
Место трека в творчестве. Клип и песня, в соответствии со стилем Хаски, пропитаны мрачной эстетикой городских окраин, что соответствует общему замыслу – рассказать о жизни и представлениях «очень среднего класса», откуда вышел сам автор. Однако тут нет характерного для жанра посыла «я поднялся из низов», доминирующего в американском рэпе и в творчестве новой школы российских рэп-исполнителей. «Пироман» – это русский рэп в самом национальном понимании.
Идея и тема. Можно предположить, что Хаски обличает пороки современников. Но это не просто обличение – исполнитель выступает в качестве спасителя для опустившегося общества, он использует сакральный символ – огонь.
На этом стоит остановиться подробнее. Огонь – один из самых древних символов, он встречается почти во всех культурных традициях. В первую очередь это связано с тем, что овладение стихией помогло человеку перейти на новый эволюционный уровень. Огонь олицетворяет довольно агрессивную деятельность, направленную вовне – это захват, удержание или подчинение. Он обладает сильнейшей энергетикой, которая чаще всего ассоциируется с мужским началом, войной или разрушением. Однако так обстоит только с наиболее «земным» пониманием огня.
Во многих религиях и духовных практиках огонь есть очищение. Например, славянская традиция прыгать через костер во время празднеств связана с защитой от нечистой силы и духовным преображением. Считается, что славяне неоднозначно оценивали силу огня: с одной стороны – огонь дает свет и жизнь, с другой – разрушает всё живое. Такая дуалистичность лишь подчеркивала значимость огня в жизни человека. Предполагается, что в пантеоне славян встречались существа, символизирующие эту стихию: например, огневики или бог Семаргл.
В эзотерике и оккультных учениях, огонь – первостепенный элемент всего сущего. «Огонь есть наиболее совершенное и чистое отражение Единого Пламени, как на Небе, так и на Земле. Это есть Жизнь и Смерть, начало и конец каждой материальной вещи. Это Божественная Сущность», – пишет Елена Блаватская в «Тайной доктрине». Веды в аллегоричной форме повествуют о трех видах Огня и «Сорока-девяти изначальных видах Огня», которые олицетворяют различные божества. Карлос Кастанеда считал, что огонь и горение в частности – метафора соединения жизненного опыта с осознанием: когда эти два начала встречаются, человек начинает «гореть» – то есть жить полной жизнью.
Основная мысль и её развитие
Все мы в конечном счете удобрения
Ты равнодушен к людям был, но поможешь растениям
Хаски уравнивает всех людей перед лицом смерти, обличая бытовой эгоизм. В чем же особая роль Пиромана?
Предположим, что пироман в данном контексте – тот, кто овладел стихией огня и познал некую истину. Теперь он должен донести её до людей самым доступным ему способом – сжечь, тем самым «зажигая их» (разрушение и созидание – свойства огня). Керосин – поэзия, в которую герой вкладывает всего себя и которая и должна воздействовать, но люди лишь «тлеют», а не «горят».
Вы замерзли? Я купил на всю зарплату керосина
Чтоб зажечь вас, но вы тлеете у мониторов
В хибарах арендованных делите коридоры
В первом куплете Хаски (или его альтер-эго) подчеркивает, что это его долг или даже карма:
Пальцем по кремню, непреложная кара,
По тебе скорблю, ничтожный опарыш
В этом же куплете он предупреждает, что не все могут понять и оценить его действия без навешивания ярлыков:
Мне бросит вслед больная паства диагноз
Но я столь же сатана, сколь ты агнец (сатана, сколь ты агнец)
Тут есть указание на относительность любых идеологических или религиозных догматов и сомнение в непогрешимости представляющих эти установки лидеров. Автор говорит, что нет абсолютно злых или абсолютно добрых людей – всё смешалось в полутонах. В творчестве Хаски вообще нередки отсылки к христианским образам: они встречаются в тексте песни «Иуда» или «Бит шатает голову».
Строчка «вы все мертвы, я жив» также подчеркивает особую значимость Пиромана. Возможно, в понимании автора, словесное творчество («запись в блокноте») – тот самый огонь, который должен разбудить людей. Автор всё же не скрывает, что ему ненавистен социум и даже его аудитория, далекая от идеала, но ради неё он всё же совершает жертвоприношение. Такой «младенческий максимализм».
Дым садится на хвост, а я удираю
Вокруг благоухает ненавистный мне террариум
Вагон метро, подъезды – и вниз, под одеяло
Сном младенца захлебнусь в пучине чистых идеалов
О собственной жертве автор говорит в этом отрывке:
Завтра зеваки толпами повалят в то кафе
Где я за завтраком усну навеки – аутодафе
Аутодафе – средневековая религиозная церемония, включающая публичное осуждение и сожжение еретиков. Здесь имеется в виду либо самосожжение, либо публичная казнь в наказание за игнорирование общественных норм.
Моя страна – бухой ребенок, наблевавший в варежку
Ей холодно в снегу, и я бензином обливаю, жгу
Здесь представлен важный для творчества Хаски образ страдающей России, страны-подростка, которая только ищет свой путь и познает порок. Наиболее полно эта тема раскрыта в «Поэме о Родине», там есть такие строчки:
Мы выглядим как ровесники в вагоне-ресторане,
За соседними столами нечайные сотрапезники.
Помнишь, ты умерла? И мы твое мясо ели,
Что пахло как мумия, забытая в мавзолее
Хаски родился в 1993 году, Советский Союз распался в 1991: Россию и его самого можно условно назвать ровесниками. Несмотря на пришествие лет, страна всё еще пожинает наследие умершего СССР. Примечательно, что здесь присутствует намек на известное у русских классиков сравнение российского пути с поездом, который вечно ходит по кругу.
Итак, мы возвращаемся к вечной теме, которая проходит через произведения художников всех времен. Проблема творца и толпы и роли творчества в жизни обывателей – об этом еще в школе пишут сочинения. Творить – это значит гореть самому и поджигать других, являть свет, который приводит к качественным изменениям, даже быть на страже морального здоровья общества. Несмотря на то, что текст можно считать циничным, он выражает, пусть даже своеобразно, сострадание к людям, которые замерзают, то есть умирают духовно.
Система образов. Чтобы полностью понять песню, нужно анализировать и музыкальное сопровождение, то есть ритм и бит, а также клип – он наполнен визуальными метафорами. Например, в клипе Хаски стоит на возвышении, как будто проповедник, а люди находятся внизу. Затем та же группа людей разбивает телевизоры, что олицетворяет борьбу с властью СМИ. В это время Пироман находится среди них: можно подумать, что они делают это по его наставлению. После клипа идет небольшой эпизод, который, видимо, отсылает к этим строчкам с игрой омонимов:
Ты дрочил на свою падчерицу – я тебя спалил
Тело съежилось и потемнело, словно жухлый лис.
Далее идет сцена, показанная в обратном хронологическом порядке, как при перемотке на видеокассете. Пироман и его люди громят машину человека, который имеет связь с девочкой-подростком (оба не раз двадцать пятым кадром мелькают в основной части видео), а затем поджигают самого преступника. Возможно, это отсылка к картине «Необратимость», фильму, переполненному сценами насилия, где использован тот же прием с хронологией и похожее давящее музыкальное сопровождение.
Для клипов Хаски характерна демонстрация непрезентабельного, каждодневного, даже серого – жизни городских трущоб, и это отличает его от других рэп-исполнителей, многие из которых подчеркивают роскошь. Для съемок использовали VHS-камеру, что создает «винтажную» картину. Близость огня усиливает ощущение опасности и злости.
Эмоциональное воздействие достигается через употребление экспрессивной лексики и синтаксиса, большого количества глаголов и рефренов (Обезглавить, обоссать и сжечь... обоссать и сжечь!). Конкретно этот призыв направлен против популярной культуры – как раз она насаждается телевидением.
Особенности формы и подачи. Песня по ритму и экспрессии скорее «качевая», так как панчей (образно говоря, словесных «ударов», выстроенных в систему) в ней не так много. По звучанию композиция больше тяготеет к року, чем к рэпу: она давит на эмоции слушателей, в то время как текст лишь подкрепляет образы и общую атмосферу.
В русской поэзии довольно широко представлена тема роли художника и его взаимодействия с простыми смертными – это пушкинское «Поэт и толпа» и «Пророк», «Смерть поэта» и «Молитва» Лермонтова, в который автор сравнивает творчество со «всесожигающим костром». В прозе наиболее сильно проблему огненного самопожертвования раскрыл Горький в легенде о Данко, к теме огня возвращались и символисты. Получается, Хаски не открыл что-то новое, он лишь перерабатывает вечные вопросы.
Сейчас для искусства как никогда важна форма, и она становится всё более мощной при соединении музыки, поэзии и кино. Хаски завуалировано преподносит себя как спасителя, возвышает свою личность благодаря творческому содержанию, символам, а не внешним или вербальным атрибутам. Пока что в русрэпе доминирует противоположенная подача.
Пример №2. Oxxxymiron – «Переплетено»
[гудок автоответчика] Марк, я тебе кто вообще: литературный агент или мамочка? Ты когда-нибудь трубку возьмешь? Я совершенно не хочу лезть в твои дела, но та юная особа, с которой тебя видели под утро… Короче, будь осторожен... случается вплоть до знаешь кого? … Гуру. Давай серьезно: если она вдруг потащит тебя на фавелу или, не дай Бог, к нему, пожалуйста, не ведись на эту хрень про переплетено и на всю остальную эзотерику.
Всё переплетено, море нитей, но
Потяни за нить – за ней потянется клубок.
Этот мир – веретено, совпадений ноль
Нитью быть или струной или для битвы тетивой.
Всё переплетено в единый моток
Нитяной комок, а не ситцевый платок.
Перекати-поле гонит с неба ветерок.
Всё переплетено, но не предопределено.
Это картина мира тех, кто
Вашей давно противится, как секта,
Ведь у всего не единый архитектор.
Всё переплетено, мне суждено тут помереть еретиком.
Ваша картина мира – сетка,
Полотно, текстильная салфетка,
Будто работала ткачиха или швейка,
Но всё переплетено, само собою, набекрень, наискосок.
Всё переплетено, в руке сертификат, что я
Сдерживаю мозг, только сердце – никак.
Мой город устает чинить за деспотами власть.
В разрезе предстает причинно-следственная связь,
И там всё переплетено, везде сатирикон,
Бездействие закона при содействии икон.
Убейся, если ты не коп и если ты не власть.
Наш город не спасет и чудодейственная мазь, хотя всё переплетено:
Время и цейтнот, смерть и натюрморт,
Постель чиновника, делооборот,
Но каждый в своем теле одинок.
Рабовладелец и зелот, город – слоеный пирог.
Знай, мир, по сути, прост:
Не берите в долг, не ведите торг,
Стерегите кров, не ебите голову, не говорите «гоп»,
Берегите психов, чужаков, еретиков.
Ведь всё переплетено:
Телек и террор, с церковью бордель и казино,
Картели, детдом, над мэрией темно где.
Всей этой системе антипод, ежели с денег за дерьмо,
Концерны делают патент на антидот?
Здесь, не понимая целых категорий экосистемы,
Эти олухи всё делят, как совет директоров, но
Кабинеты, фавелы, притоны, горсовет
Политтехнологи, кредиторы, синод.
Это картина мира тех, кто
Вашей давно противится, как секта,
Ведь у всего не единый архитектор.
Всё переплетено, мне суждено тут помереть еретиком.
Ваша картина мира – сетка,
Полотно, текстильная салфетка,
Будто работала ткачиха или швейка.
Но всё переплетено, само собою, черти с чем, наискосок.
Всё переплетено, в руке сертификат, что я
Выше держу выше нос, только с сердцем в бегах.
Люто хочется весны, слепо на краю,
Осознанные сны флэшбэки, дежавю.
Тут ногу сломит чёрт, и даже Астарот всё
Так же – прыг-скок с островка на островок.
Шиномонтаж и пит-стоп,
А дальше остановок не видать, пока нам ног не сломит вражий костолом.
Вот так мы и живем, и так мы и умрем,
Удобрим эту гору собой, став её углем.
В недобром этом городе рабом ли, бунтарем,
Это круговорот природы: червяков доест орел, а после червяки – орла.
Всё переплетено,
Внедрим полутона в их черно-белое кино.
Оттенки и цвета, Левиафан ли, Бегемот ли,
Мэр – лишь серый кардинал, а нас тут целый легион.
Всё переплетено, лев и козерог,
С девою телец и скорпион,
Стрелец или водолей у близнецов.
Тут нету эзотерики, сынок, на соседей идут войной, если у населения спермотоксикоз.
Пусть, не понимая всех моих теорий, из нас лепят конспирологов,
Мол, у нас варит еле котелок, но
Чья наркоимперия, по-твоему, по артериям города
Гонит эти контейнеры с отходами переработки, добытой под горою рудой,
Проданной за бугор, пока дома в лабораториях из её же отходов
Путем обработки гонят в народ тот самый наркотик, что называется гор?
[гудок автоответчика] Ну, как сходили к Гуру? Ты теперь тоже жаждешь крови Мэра? А вообще, смешного мало, конечно. Я тебе говорила, что эта твоя загадочная Алиса до добра не доведет? Откуда у тебя вообще время на заигрывание с радикалами? Хотя, если тебя это вдохновляет, и ты снова хоть что-то пишешь… Кстати, у тебя будет прекрасная возможность: короче, можно мы с мужем единственный раз в жизни выберемся из дома? Посидишь с Ником, ладно? Он быстро отрубится. Ты сможешь спокойно закончить «Поли…», «Полигон», или как ты там говорил? А то я уже, честно, не помню, когда в последний раз что-то твое читала.
Справка: Эта песня из концептуального альбома «Горгород». Он требует особого прочтения, так как все треки выстроены в определенной последовательности, объединены сюжетом и общей идеей, что делает альбом схожим с литературным произведением. Чтобы понять замысел, Оксимирон рекомендовал слушать песни по порядку.
На обложке «Горгорода» – картина Питера Брейгеля «Вавилонская башня»: это указывает на наличие общего пространства как важного компонента сюжета. Название созвучно с именем мрачного места «Gorgoroth» из «Властелина колец» Дж. Р. Р. Толкина. С эльфийского языка это слово переводится как «равнина призраков» – город, контролируемый Сауроном с башни Барад-дур.
Главные действующие лица – писатель Марк и его литературный агент Кира, только их голоса мы напрямую слышим в композициях, все остальные герои находятся как бы за кадром или их высказывания завуалированы в текстах песен. В предыдущей песне «Девочка Пиздец» Марк описывает новую знакомую Алису, которая приводит его к некому Гуру, выступающему против антагониста главного героя – Мэра. Можно предположить, что прообраз Мэра – Саурон, отрицательный персонаж из вселенной Толкина. Голос Киры звучит практически перед началом каждого трека, она обеспокоена состоянием дел Марка.
Идея и тема. «Переплетено» – идеологическое ядро «Горгорода». В нем писатель рассказывает о своих впечатлениях после встречи с Гуру. Он посвящает Марка в теорию о связи всего со всем, и, согласно сюжету, после осознания этой концепции Марк начинает писать разоблачительную антиутопию «Полигон».
Основная мысль и её развитие. В треке, как и во всем творчестве Окимирона, много отсылок к литературным образам и завуалированных метафор. Главная тема разворачивается в припеве:
Всё переплетено, море нитей, но
Потяни за нить – за ней потянется клубок.
Этот мир – веретено, совпадений ноль
Нитью быть или струной, или для битвы тетивой.
Кроме того, что в этом куплете представлен тезис всей композиции, тут есть и указание на разделение людей – либо человек находится в системе и её поддерживает («нитью быть»), либо говорит о недостатках или изображает их в творчестве («быть струной»), либо становится воином и напрямую борется против несовершенства и подлости («тетива для битвы»). Возможно, тут есть литературная отсылка к стихотворению Мандельштама «Бесшумное веретено»:
Всё одинаково темно;
Всё в мире переплетено
Моею собственной рукою;
И, непрерывно и одно,
Обуреваемое мною
Остановить мне не дано –
Веретено.
Всё переплетено в единый моток
Нитяной комок, а не ситцевый платок.
Перекати-поле гонит с неба ветерок.
Всё переплетено, но не предопределено.
Интересно противопоставление сравнений «нитяной комок» и «ситцевый платок» – образы противопоставлены по эстетическому принципу. Нитяной комок выражает несовершенство и запущенность, возможно, указание на первобытное состояние общества: из мотка ниток еще можно что-то смастерить. Ситцевый платок – законченная форма, которая имеет структуру и внешнюю привлекательность.
Неоднозначен образ «перекати поле». Если учитывать, что перекати полем называют людей, ведущих кочевой образ жизни, бродяг, то можно предположить, что таковым себя считает Марк. Его «гонит с неба ветерок», то есть что-то свыше призывает его к борьбе. Последняя строфа указывает на надежду: для Горгорода еще не всё потеряно.
Это картина мира тех, кто
Вашей давно противится, как секта,
Ведь у всего не единый архитектор.
Всё переплетено, мне суждено тут помереть еретиком.
Теория о том, что всё переплетено, противопоставляется официальной идеологии города-государства. Для Марка ересь – основа протеста, но еретик – не только бунтарь, но и человек, который получил некое откровение. Архитектор является известным масонским символом божества, однако тут этот образ политически окрашен. Возможно, Марк отрицает веру в заговоры, власть одного человека и невозможность что-либо изменить.
Ваша картина мира – сетка,
Полотно, текстильная салфетка,
Будто работала ткачиха или швейка,
Но всё переплетено, само собою, набекрень, наискосок.
Жители Горгоррда думают, что живут в идеально организованном месте. Они пребывают в матрице, погрязли в иллюзиях и не видят реальной картины мира, где всё «набекрень» и «наискосок».
Всё переплетено, в руке сертификат, что я
Сдерживаю мозг, только сердце – никак.
Мой город устает чинить за деспотами власть.
В разрезе предстает причинно-следственная связь,
И там всё переплетено, везде сатирикон,
Бездействие закона при содействии икон.
Сертификат выражает некое подтверждение того, что Марк вписывается в систему координат государства, что у него есть какое-то формальное признание. Такой документ предполагает наличие в голове штампов, по которым должно жить и не предусматривает самостоятельного мышления. Скорее всего, под ним нужно понимать диплом об образовании, которое помогает человеку Горгорода стать очередным рычагом механизма. Сертификат обязывает «сдерживать мозг», но Марк не в состоянии этому соответствовать. Он уже увидел истинное состояние дел и понял, что должен что-то предпринять.
В последних строфах куплета речь идет о сатирическом античном романе Петрония Арбитра «Сатирикон», где автор высмеивает трех главных персонажей и элиту города, в котором происходит действие. Под внешним благополучием скрываются глобальные проблемы, Церковь отступилась от своей первоначальной мисси и покрывает власть.
Убейся, если ты не коп и если ты не власть.
Наш город не спасет и чудодейственная мазь, хотя всё переплетено.
Время и цейтнот, смерть и натюрморт,
Постель чиновника, делооборот,
Но каждый в своем теле одинок.
Рабовладелец и зелот, но город – слоеный пирог.
Свободны в Горгороде только власть имущие. Под чудодейственной мазью понимается либо взятка, либо волшебное средство Маргариты из романа Булгакова, которое позволяет ей попасть на бал Сатаны и исполнить свое желание.
Далее следует игра противопоставлений: время – недостаток времени, «смерть и натюрморт» можно трактовать по-разному: либо имеется в виду неизбежность смерти для человека и вечность искусства, либо это упоминание жанра аллегорической живописи под названием ванитас. Ванитас – жанр аллегорического натюрморта, в котором обязательно присутствует человеческий череп, напоминающий зрителю о тленности земных наслаждений.
Затем автор говорит о том, что люди забыли про настоящую любовь, заменив её «взаимовыгодными отношениями» и одиночеством. Оно не зависит от социального положения: одинок и рабовладелец, и зелот. Зелотами в Римской Империи называли иудеев, которые выступали за национальную свободу и против римской гегемонии. Еще зелот – человек, который находится в чей-то власти. «Город – слоеный пирог» – намек на жесткое иерархическое деление Горгорода и социальное неравенство.
Знай, мир, по сути, прост:
Не берите в долг, не ведите торг,
Стерегите кров, не ебите голову, не говорите «гоп»,
Берегите психов, чужаков, еретиков.
«Переплетено» – наиболее «полифоничная» песня: здесь мы слышим не только голос Марка, но и мнение Гуру. В этом фрагменте он озвучивает общечеловеческие принципы: поступайте честно сами с собой и с другими, стройте свою жизнь, не хвастайтесь и не волнуйтесь по пустякам. Перечисление ценностей обычных людей, которые должны беречь «психов, чужаков, еретиков», ведь именно они способы дать человечеству что-то новое. Подобные идеи высказывал Евгений Замятин в эссе «Я боюсь»: «Главное в том, что настоящая литература может быть только там, где её делают не исполнительные и благонадежные чиновники, а безумцы, отшельники, еретики, мечтатели, бунтари, скептики».
Ведь всё переплетено:
Телек и террор, с церковью бордель и казино,
Картели, детдом, над мэрией темно где.
Всей этой системе антипод, ежели с денег за дерьмо,
Концерны делают патент на антидот?
Без СМИ не может быть страха терроризма, без строгих правил не существует их нарушения, детдомы, наркомания и проституция – следствия социального устройства города и работы мэрии. Деньги связывают государственные органы и преступность, одно существует с позволения другого. Правительство Горгорода выдает «патент», то есть разрешает торговлю наркотиками, если ему самому это выгодно.
Здесь, не понимая целых категорий экосистемы,
Эти олухи всё делят, как совет директоров, но
Кабинеты, фавелы, притоны, горсовет
Политтехнологи, кредиторы, синод.
Жители глухи и слепы и не осознают связь неблагополучия с властью. Их намеренно разделяют для того, чтобы ими было проще управлять, получается, что они, сами не понимая, работают на гниющую систему. Они устраняют симптомы, но не в силах дойти до причин.
Всё переплетено, в руке сертификат, что я
Выше держу выше нос, только с сердцем в бегах.
Люто хочется весны, слепо на краю
Осознанные сны флэшбэки, дежавю.
Как уже было сказано, диплом или паспорт подтверждают устойчивое социальное положение Марка, но его душа противится этому состоянию либо старается не видеть всего, что происходит. Он верит, что Горгород можно возродить и спасти (это выражает метафора «весна») и вспоминает, что раньше было намного лучше.
Тут ногу сломит черт, и даже Астарот всё
Так же – прыг-скок с островка на островок.
Шиномонтаж и пит-стоп,
А дальше остановок не видать, пока нам ног не сломит вражий костолом.
Астарот – один из самых сильных демонов ада, здесь он также символизирует Мэра, который, видимо, прячется, пытается сбежать или минимально взаимодействует с людьми.
Вот так мы и живем, и так мы и умрем,
Удобрим эту гору собой, став её углем.
В недобром этом городе рабом ли, бунтарем,
Это круговорот природы: червяков доест орел, а после червяки – орла.
Люди – топливо системы Мэра, они обязаны её поддерживать, иначе не выживут. Отсутствие выбора порождает вечный круговорот, где кто-то сначала был червяком, стал орлом, а затем снова вернулся в первоначальное состояние. Здесь проходит главный рефрен «верхи тесно связаны с низами, и все зависят друг от друга».
Всё переплетено,
Внедрим полутона в их черно-белое кино.
Оттенки и цвета, Левиафан ли, Бегемот ли,
Мэр – лишь серый кардинал, а нас тут целый легион.
Марк окончательно приходит к решению всё изменить. Он призывает отказаться от деления на черное и белое, так как мир гораздо сложнее этих представлений. Он говорит, что даже если Мэр имеет огромное влияние сродни серому кардиналу, бунтарей становится всё больше. Альбом не дает четкого ответа на вопросы о месте художника в обществе и об отношении к протесту в любой форме, поэтому здесь слово «легион» можно интерпретировать по-разному: либо как нашествие еще более темных сил, либо просто как метонимический прием.
Всё переплетено, лев и козерог,
С девою телец и скорпион,
Стрелец или водолей у близнецов.
Тут нету эзотерики, сынок, на соседей идут войной, если у населения спермотоксикоз.
В этом куплете содержится ответ Марка на высказывание Киры «не ведись на эзотерику». Можно трактовать и как саркастическую реакцию Гуру на эти же слова. Использование знаков зодиака, которые в массовом сознании ассоциируются с эзотерикой, подчеркивает общность заданной писателем цели – лишить Мэра власти. Бунт, как и война, поможет населению выпустить пар.
Пусть, не понимая всех моих теорий, из нас лепят конспирологов,
Мол, у нас варит еле котелок, но
Чья наркоимперия, по-твоему, по артериям города
Гонит эти контейнеры с отходами переработки, добытой под горою рудой
Проданной за бугор, пока дома в лабораториях из её же отходов
Путем обработки гонят в народ тот самый наркотик, что называется гор?
Герой опять обличает власть и её темные дела. Гор – средство затуманивания человеческого сознания, еще несколько раз появляется в текстах других песен альбома.
«Переплетено» заканчивается реакцией Киры на встречу с Гуру. Кира не способна до конца понять Марка, она принадлежит к тем людям, которые имеют устоявшийся быт и не хотят ничего менять. Именно поэтому Марк сближается с Алисой, которая оказывается дочерью Мэра. У «Горгорода» открытая концовка, нет полного разрешения конфликта. Несмотря на то, что сюжет и поднимаемые проблемы этого музыкально-литературного произведения далеко не оригинальны, этот альбом открывает новый этап в истории русского рэпа. После него хип-хоп достиг нового уровня, тексты стали более осмысленными, а само направление – остросоциальным.
Пример №3. Niki L – «Lord Knows»
…но и тут ты судил о людях слишком высоко…
Lord knows
Меня не спасет ни один из святых
Оставьте меня на цепи, принесите на храм моей веры цветы.
Lord knows
Just bless mе on my sins,
И молча смотри, как сжигаю всю жизнь
Свою жизнь, свою чертову жизнь.
Господь видит
Кем я стал, кем не стал,
Для кого друг, для кого – враг, для кого – лидер.
Он слышит, он видит
Все мои кровные нити
Грехи все и все подвиги, будто на видео,
И из-под надзора своего метотрона вряд ли когда-то позволит хоть на минуточку выйти.
Но мне никак в это не верится.
Я открываю Хэннеси и убиваю всё, что во мне было,
Чтобы не думать о переживаниях или какой-то неведомой силе
Меня бы казнили, а даже не парят, бич, муки внутри меня
Страхи внутри меня прахом пусть выветрят
Мои грехи, я лелею их.
Правда, отец, уж таким ты прими меня,
Но ты молчишь столько времени!
Что бы тебе отдать взамен за мне данное право ощущать ветер кожей?
Давай, назови цену, Боже
Выплатить сможем или за чертову жизнь я тебе всё же не должен?
Я так давно искал ангела среди шлюх и эгоисток, даже страшно насколько мы с ними стали похожи.
Я знаю, ты близко,
Так почему ты молчишь?
Господи, как ты ничтожен.
(Господи как я ничтожен)
Мой Бог – это ад. Мой Бог – это небо, что давит, что слепит и жжет
Мой Бог – это трап. Трап прямо вверх, что б я по нему не пошел
Мой Бог – это тьма, мой Бог – это свет, лекарство, вино, сладкий яд
Мой Бог – это рудимент, что мне никак никогда не принять
Да, милорд. Москва изменилась, а люди те же
И похоже, что этот исход неизбежен.
Кто-то повесится снова рядом с той же самой горой
Предатель, единственный искренне любивший, время снова кого-то подобрать на эту роль.
Смотри, у меня есть полный набор грехопадений:
Я в дерьмо иду из клуба, бич, святое воскресенье
Поведение – Есенин, для меня это веселье
А тщеславие сделает всё, только бы выйти из тени.
Эгоизм уровня: «Да и хуй бы с ними со всеми»,
Блуд уже давным-давно и не считает постели.
И вроде бы ровно всё, отец, и всё без истерик
Но почему же так пусто и почему давят стены?
Domine, quo vadies?
У меня дома нет, но есть адрес.
Я давно передал то, чему следовал сам,
Так чего же ты сделаешь, старец?
Я так и думал, ты не ударишь и пальцем о палец,
И со мной остался только мой садист и убийца, что меня в один миг растерзает.
Мой Бог – это ад. Мой Бог – это небо, что давит, что слепит и жжет
Мой Бог – это враг, и где бы я не был, меня он уже нашел.
Мой Бог – это тьма, мой Бог – это свет, лекарство, вино, сладкий яд
Мой Бог внутри меня и он там умер,
Что же? Ты еще не понял? Мой Бог – это...
Lord knows
Меня не спасет ни один из святых
Оставьте меня на цепи, принесите на храм моей веры цветы.
Lord knows
Just bless mе on my sins,
И молча смотри, как сжигаю всю жизнь
Свою жизнь, свою чертову жизнь
Справка: Никита Луппов под псевдонимом Niki L – известный в московских рэп-кругах исполнитель. Первое признание получил как участник баттлов на площадке «Slovo» и «RBL». Трек и клип «Lord Knows» вышли летом 2016 года, но не получили большой популярности.
Место в творчестве. Эту композицию можно считать одной из самых выдающихся в репертуаре артиста. Она не соответствует заданным в рэп-сфере трендам, так как разрывает шаблон. Кажется, тут есть небольшая хитрость: Niki L довольно остро высказывается о Боге и о религии в целом, а сегодня с такими текстами можно попасть под статью об оскорблении чувств верующих. Но в ней тоже есть небольшой нюанс – под верующими негласно понимаются православные, то есть приверженцы доминирующей религии. В клипе использована католическая и готическая стилистика, что, возможно, в каком-то смысле уводит рэпера из-под удара, так как католиков в России меньшинство и они не пользуются такой же сильной поддержкой со стороны государства, как РПЦ.
Идея и тема: Несмотря на то, что лейтмотив трека прозрачен и угадывается с первых строк, в тексте поднимается сразу несколько древних как мир, но нетипичных для популярной музыки тем – конфликт творца и творения, проблема взаимоотношения человека с Богом, экзистенциальный вызов и понятие «персонального Бога». Вместе с тем, в «Lord Knows» прослеживаются идеи Ницше.
Начнем с конфликта и творца и творения. На него указывают строчки:
Правда, отец, уж таким ты прими меня,
Но ты молчишь столько времени!
Лирический герой – не атеист. Он признает наличие Отца и против него бунтует. Тут важно то, что такая позиция заранее определяет место и автора, и героя по отношению к этому творцу. Бог становится художественным образом, персонажем, его сакральное значение и функции если не сводятся на нет, то уходят на второй план. Но одна из них, всевидение, остается:
Он слышит, он видит
...
И из-под надзора своего метотрона вряд ли когда-то позволит хоть на минуточку выйти
C этого момента начинается противостояние: выясняется, что Бог и герой – практически антогонисты. Клип и слова песни выстроены в драматургической последовательности: в припеве ставится проблема («От Бога не скрыться, но я уже настолько безнадежен, что могу не бегать»), затем во втором куплете герой признается, что живет как безбожник, что боится размышлять о своей судьбе и духовном кризисе:
Я открываю Хэннеси и убиваю всё, что во мне было,
Чтобы не думать о переживаниях или какой-то неведомой силе
Далее следует признание в том, что грехи – предмет гордости героя, и это является вторым вызовом Богу после фразы «но мне никак в это не верится» (имеется в виду всемогущество). Несмотря на выпады, Бог не отвечает ни на провокацию, ни на отчаянные мольбы:
Правда, отец, уж таким ты прими меня,
Но ты молчишь столько времени!
Это одни из самых важных строчек в тексте, так как они указывают на готовность героя к союзу с Богом. Кажется, будто Бог навстречу не идет, и противостояние продолжается: теперь герой ставит под сомнение дар жизни, который в христианстве считается самым ценным:
Что бы тебе отдать взамен за мне данное право ощущать ветер кожей?
Давай, назови цену, Боже
Выплатить сможем или за чертову жизнь я тебе всё же не должен?
Прилагательное «чертова» и последующие слова «Я так давно искал ангела среди шлюх и эгоисток, даже страшно насколько мы с ними стали похожи» отражают мнение героя о мире, в который он попал не по своей воле. Но тут всё еще есть надежда: герой искал на земле что-то хорошее, и всё еще готов принять всё его несовершенство, но Бог опять ничего не объясняет. На подсознательном уроне автор понимает, что ему с творцом не тягаться, однако продолжает бунтовать:
Так почему ты молчишь?
Господи, как ты ничтожен.
(Господи, как я ничтожен)
В следующем куплете выражена проблема персонального понимания Бога:
Мой Бог – это ад. Мой Бог – это небо, что давит, что слепит и жжет
Мой Бог – это трап. Трап прямо вверх, что б я по нему не пошел
Мой Бог – это тьма, мой Бог – это свет, лекарство, вино, сладкий яд
Наблюдается выход из традиционного христианского понимания Бога. Идея Бога как Абсолюта, как единства всего сущего и объединения всех противоположностей есть в индуистских религиях и оккультных практиках, там же встречается концепция персонального восприятия божественного. В эзотерике под этим понимается работа с Высшим Я, именно оно напрямую подчиняется воле Бога и содержит информацию о предыдущих жизнях и миссии. В Библии от лица Иисуса сказано: «Се, стою у двери и стучу» (Откр. 3: 20). Часто эта фраза трактуется как желание Бога иметь персональную связь с человеком и вести с ним диалог, а такие отношения предполагают честность, на которую человек не всегда способен. Кажется, будто у героя Niki L есть личное представление о Боге, но нет самого главного – связи.
Да, милорд. Москва изменилась, а люди те же
И похоже, что этот исход неизбежен.
Кто-то повесится снова рядом с той же самой горой
Предатель, единственный искренне любивший, время снова кого-то подобрать на эту роль
На этом моменте наступает кульминация. Куплет начинается словами, обращенными к Воланду из булгаковского романа. Интерпретация этого приема широка, но можно заключить, что герой перешел на сторону Сатаны и с ним разговаривает. Далее Niki L косвенно упоминает Иуду, сравнивает себя с ним и предлагает заменить предателя собой (а это уже жертва). Микротема с Иудой развивается в следующем куплете: «смотри, у меня есть полный набор грехопадений».
Неоднозначна последняя строчка куплета: «И вроде бы ровно всё, отец, и всё без истерик. Но почему же так пусто и почему давят стены?» Подчеркивается, что герой в своих грехах не уникален и не дотягивает до Иуды, но есть дерзкое обращение «отец», которое в Священном Писании применял только Иисус как сын Бога, подчеркивая свою особую близость с творцом. Сейчас его используют только очень верующие люди, и то с осторожностью.
Бог не спасает, но герой не находит гармонии в предательстве и союзе с темным началом. Niki L (или придуманный им персонаж) остается один на один со своими демонами.
Я так и думал, ты не ударишь и пальцем о палец,
И со мной остался только мой садист и убийца, что меня в один миг растерзает
Экзистенциальный вызов закончился еще большим падением и одиночеством героя, который отказался от рая, но не по своей воле. Бог разочаровал его, и осталась два варианта – либо полностью уйти в себя, либо отдать душу дьяволу в фигуральном смысле слова. Намек на такое развитие событий есть в последних строчках:
Мой Бог внутри меня и он там умер,
Что же? Ты еще не понял? Мой Бог – это...
Основная мысль и её развитие
В этой композиции нет одной основной мысли, есть переплетение философских вопросов. Один из них – где заканчивается воля Бога и начинается свобода человека?
Очевидно, что душа героя находится в пубертатном возрасте и пока еще может решить такие проблемы. И сам герой не видит выхода из того положения, ведет себя как подросток и считает, что Бог ему что-то должен. В этом произведении не ощущается духовной зрелости, но оно выражает общее отношение к вопросу о Боге в современном мире.
Слова «Мой Бог – это рудимент, что мне никак никогда не принять» и «Мой Бог внутри меня и он там умер» заставляют вспомнить Ницше. Согласно наиболее частой интерпретации, идея о мертвом Боге означала отказ человечества от иррациональной веры в беспредельное, и познание мира помогло им осознать, что человечество не является центром Вселенной и Бог его покинул. Остается одно – убить Бога и искать новые смыслы. Трудность в том, что до сих пор нет концепции, которая смогла бы полностью заменить понятие Бога и заполнить дыру, оставшуюся после его исчезновения.
Система образов. Как и в случае с Хаски, чтобы понять трек, нужно изучить клип. Видео бюджетное и не отличается разнообразием, там всего два основных образа: свеча и Библия. В христианстве зажженная свеча имеет довольно много значений: духовная жертва, надежда на единение с Богом и готовность меняться ради этого. В клипе есть кадр, на котором девушка в капюшоне (возможно, символ искушения) задувает свечу, тем самым обнуляя вышеперечисленные принципы. В руках этой же девушки несколько раз показывают Библию, а перед началом предпоследнего куплета книгу переворачивают и камера фокусируется на перевернутом кресте – символе Сатаны. Этот эпизод подкрепляет предположение о том, что герой выбрал «темную сторону».
Эмоциональное воздействие. Возможно, задумка заключалась либо в давлении на болевые точки любого «брошенного» Богом человека, либо в предельной откровенности исполнителя – публичной исповеди. Религиозные мотивы в несколько ином контексте встречаются в американском рэпе, а в русском хип-хопе они практически исключительны. «Lord Knows» призывает скорее к размышлению или сочувствию, нежели к ярким эмоциям.
Особенности формы и подачи. На последних минутах клипа герой падает на колени: это можно понять как жест отчаяния, покорности или даже метафорической смерти. За секунду до этого в кадре появляются часы – тоже очень многогранный образ. Это тот случай, когда два показанных подряд кадра рождают третий смысл. Если несколько сузить, то получается, что как бы мы не бунтовали, мы всё равно подчиняемся желаниям Бога, и именно он решает, в который час мы «упадем».
Нужно ли говорить, что идея о Боге и христианство в целом оказали огромное влияние на западное искусство. Сам факт, что эта тема проникла даже в такую андреграндную культуру, как русский рэп, сам по себе показателен. Он указывает на усложнение направления, новое понимание старых тем, их адаптация под запросы времени – а это именно те свойства рэпа, которые он усиленно противопоставляет попсе.
Пример №4. Кровосток – «Зёма»
Эх, Зёма, Зёма.
Не встать, родной, тебе из чернозема.
Нет, не встать.
Не отряхнутся, и не прийти домой.
Никогда.
Улыбаясь, простреленной головой.
Ты, Зёма, теперь часть природы.
Просто перегной, просто перегной.
Ну вот не люблю я природу.
Природа ведь это х*йня.
Х*йня при любой природе.
Почти при любой – х*йня.
В природе есть что-то жуткое.
Какой-то страшный секрет.
Мяско кроваво-червивое.
Нездоровенький эксперимент.
Когда я смотрю на природу,
Я чувствую себя так,
Будто я принимаю роды.
С похмелья и натощак.
Но тут есть один моментик.
Моментик один тут есть.
Я родов, бл*ть, не принимаю.
Могу лишь принять чью-то смерть.
Любуетесь на колибри.
Зависшую над цветком.
А где то ведь ёб*нные тигры.
Пастушком набивают брюшко.
Природа пригодна только
Для вывоза людей в лес.
И то, постольку поскольку
Этот метод доступен для всех.
Выбор ребят при ресурсах
Это известь, асфальт, кислота.
А природа для бедных и утлых.
Бюджетная, бл*ть, простота.
Ко всем динозаврам и белкам.
Гниющим и сгнившим давно.
Многим парням слово «welcome»
Шепнула природа, закатав их в г*вно.
И там, в темноте под землей.
Тускнеют их цепи с крестами,
И Adidas вокруг плоти гнилой
Вьется своими тремя полосами.
Природа их просто съела.
Природа, бл*ть, жрет людей.
Эта старая с*ка, в конец ох*ела.
Придет время, сквитаемся с ней.
Я бы вызвал природу на стрелку.
Предъявил бы по понятиям ей.
Но она недоступна, как целка.
Не приходят друзья, говорят – забей.
Короче, мать природа – них*я нам не мать.
А сплошной могильник без надписей.
Её не защищать, а в рот ей насрать.
За все её кровавые бл*дские пакости.
Эх, Зёма, Зёма.
Не встать, родной, тебе из чернозема.
Не отряхнутся, и не прийти домой,
Улыбаясь простреленной головой (ужас).
Ты, Зёма, теперь часть природы.
Просто перегной, просто перегной.
Эх Зёма, Зёма.
Не встать, родной, тебе из чернозема.
Нет, не встать.
Не отряхнутся, и не прийти домой,
Улыбаясь простреленной головой (ужас).
Ты, Зёма, теперь часть природы.
Просто перегной, просто перегной.
Справка: Рэп-группа «Кровосток» выделяется среди других андерграундных исполнителей особой самобытностью. Она выражается в манере читать текст, битах, стиле и наборе тем. Чтобы проникнуть в творчество «Кровостока», нужно учитывать все эти особенности, тогда станет понятно, что многие песни взаимосвязаны и в поэзии этих исполнителей действуют одни и те же герои. «Кровосток» основан в 2003 году: группа пережила уже две волны русского рэпа, но благодаря своей уникальности всё еще востребована и находится вне влияния трендов.
Идея и тема. Скорее всего, стилистика и основные смыслы обусловлены жизненным опытом участников «Кровососа»: их молодость пришлась на «бандитские» 90-е: в песнях они воссоздают образы и настроения тех лет. Почему это до сих пор находит отклик у молодой аудитории? Большинство песен «Кровостока» сделаны в формате сторитейллинга: они рассказывают эпизоды из жизни низших слоев – преступников, «братков» и наркоманов. Подача монотонная, нет давления на эмоции слушателя ни через музыку, ни через лексику – за всё говорят факты. Так выстроены, например, «Биография», «В баре» или «Цветы в вазе». Исключение составляет трек «Зёма».
Основная мысль и её развитие. В «Зёме» звучат ноты сожаления о судьбах людей, погибших в криминальных разборках.
Эх, Зёма, Зёма.
Не встать, родной, тебе из чернозема.
Нет, не встать.
Не отряхнутся, и не прийти домой.
Никогда.
Улыбаясь, простреленной головой.
Ты, Зёма, теперь часть природы.
Просто перегной, просто перегной.
Авторы создали собирательный образ жертвы, человека, который погиб ни за что ни про что. Песен про таких «героев того времени» у «Кровостока» не счесть, рэперы показывают их жизнь как от первого лица, так и со стороны – так же обстоит и с «Зёмой». Но в этой композиции есть еще один лейтмотив: подчеркнуто материалистическое понимание жизни и смерти. До конца не ясно, высмеивают ли музыканты такой подход или просто констатируют факт, но принято считать, что люди, о которых повествует «Кровосток», редко размышляют вне рамок материалистической парадигмы.
Следующий аспект – выделение разных ролей природы, которые она играет в жизни человека на протяжении его существования. Сначала описывается субъективное отношение к природе как к объекту эстетики:
Ну вот не люблю я природу.
Природа ведь это х*йня.
Х*йня при любой природе.
Почти при любой – х*йня.
В природе есть что-то жуткое.
Какой-то страшный секрет.
Мяско кроваво-червивое.
Нездоровенький эксперимент.
Тут «Кровосток» идет вопреки традиции восхищаться природой. Потом становится ясно, что такое мнение вызвано осмыслением её чудовищных свойств.
Когда я смотрю на природу,
Я чувствую себя так,
Будто я принимаю роды.
С похмелья и натощак.
Но тут есть один моментик.
Моментик один тут есть.
Я родов, бл*ть, не принимаю.
Могу лишь принять чью-то смерть.
В этих куплетах лирический герой дает понять, что он призван не создавать, а разрушать. Он относится к той же категории людей, которые лишили жизни Зёму.
Любуетесь на колибри,
Зависшую над цветком.
А где-то ведь ёб*нные тигры.
Пастушком набивают брюшко.
Отсылка на вечный круговорот природы: она безразлична к ужасному и прекрасному, не зависит от чувств и контроля со стороны человека. Люди могут ворошить судьбы друг друга, но они не в силах изменить законы природы: читая между строк, можно догадаться, что лирический герой сожалеет об этом. Далее начинается новая тема:
Природа пригодна только
Для вывоза людей в лес.
И то, постольку поскольку
Этот метод доступен для всех.
Богатых, бедных, представителей любого социального положения – всех рано или поздно зароют в землю. Разница только в способе, но и он ни на что не влияет и никак не исправит ситуацию. Ироничное отношение авторов к похоронному обряду прослеживается в этих строках:
Выбор ребят при ресурсах
Это известь, асфальт, кислота.
А природа для бедных и утлых.
Бюджетная, бл*ть, простота.
Далее опять встречается тема, которую можно трактовать как дань памяти погибшим в 90-х «за дело» или случайно. На их бандитское прошлое указывает атрибутика – цепи с крестами и спортивные костюмы.
Ко всем динозаврам и белкам,
Гниющим и сгнившим давно,
Многим парням слово «welcome»
Шепнула природа, закатав их в г*вно.
И там, в темноте под землей,
Тускнеют их цепи с крестами.
И Adidas вокруг плоти гнилой
Вьется своими тремя полосами.
За этими куплетами следует самая неоднозначная часть композиции. С одной стороны, здесь есть указание на безжалостность природы – она якобы по собственному желанию «жрет» людей, и её прихоть не подчиняется формальной логике. Но, зная контекст песни, мы понимаем, что герои умерли не своей смертью – их убили другие люди. Получается нечто похожее на сознательное перекладывание ответственности, что, возможно, является художественным приемом.
Посмотрим на это противоречие иначе. Люди – тоже часть природы. Авторы осознанно приравнивают homo sapiens к монстрам, которые бездумно уничтожают друг друга, руководствуясь только инстинктами – ведь такова человеческая природа.
Природа их просто съела.
Природа, бл*ть, жрет людей.
Эта старая сука в конец ох*ела.
Придет время, сквитаемся с ней.
Наиболее эмоционально насыщенный куплет снова говорит о непостижимости природы, а если брать шире – мира. Лирический герой пытается применить к ней «человеческие» категории, но автор дает понять, что это ни к чему не приведет. Бандиты и прочие неблагополучные члены общества живут в постоянном страхе и из-за этого пытаются подчинить себе окружающий мир. У них отсутствует согласие с внутренним миром, поэтому они всю энергию направляют вовне. Сложность и неподвластность реальности выводит их из равновесия.
Я бы вызвал природу на стрелку.
Предъявил бы по понятиям ей.
Но она недоступна, как целка.
Не приходят друзья, говорят – забей.
Короче, мать природа – них*я нам не мать.
А сплошной могильник без надписей.
Её не защищать, а в рот ей насрать.
За все её кровавые бл*дские пакости.
Текст выстроен по принципу кольцевой композиции: он начинается и заканчивается припевом с упоминанием Зёмы. В нем сосредоточены все глобальные переживания по поводу поднятых в треке проблем.
Итак, почему криминальная, «подзаборная» стилистика сохраняет актуальность? Возможно, тут срабатывает эффект зоопарка и щекотки нервов: моральное и психологическое уродство вызывает интерес у обывателя, но взаимодействовать с ними напрямую он не желает. Ситуации и мотивы, описываемые этой группой, гиперболизировано зеркалят российские реалии, которые знакомы многим, особенно средним и низшим группам населения. Тексты «Кровостока» по строю и содержанию не имеют аналогов – лексика и игра слов настолько оригинальны, что их даже завуалировано нельзя заимствовать. Аудитория предпочитает воспринимать неблагополучие метафорически и наблюдать за ним со стороны – «Кровосток» дает ей такую возможность.