Основные методы литературоведения

Статья №1: «Биографический метод Сент-Бёва»

Статья №1: «Биографический метод Сент-Бёва»

За весьма продолжительный период существования письменной культуры, человечество успело создать огромное количество литературных текстов. Так что возникла необходимость теоретического осмысления накопленного материала. Наука, профессионально изучающая литературу, называется литературоведение. Concepture публикует серию коротких лекций, посвященных основным методам литературоведческого исследования.

Биографический метод Шарля Огюстена де Сент-Бёва

Согласно французскому критику 19 века Сент-Бёву, основным фактором литературного творчества того или иного писателя является его личная жизнь. Поэтому для полноценного понимания литературного произведения необходимо детально исследовать жизненный путь его автора. Не только его внутренний мир, но и бытовую обстановку, в которой он жил, его мелкие привычки, вкусы, предпочтения. Такой пристальный акцент на биографических подробностях объясняется свойственным всему 19 веку духом позитивизма. Творческим гипотезам, умозрительным домыслам и догадкам отказывают в праве на существование. Вместо этого исследователь опирается на точные факты жизни писателя, как на верифицируемые (достоверные) данные. При этом в контекст биографии изучаемого автора входят не только сведения частной жизни, но и социополитический антураж его эпохи.

Главной работой Сент-Бёва является его трехтомник «Литературных портретов», в котором он подробно рассмотрел классическое наследие французской литературы на примере жизни конкретных писателей. В круг биографических явлений, которые он осветил, входили такие аспекты как: генеалогия, конфессия, образование, внешность, межполовые отношения, финансовое состояние, слабости характера и многие другие. Сопоставляя различные жизнеописания, Сент-Бёв выявил сходные черты у писателей даже далеко отстоящих друг от друга эпох. Дотошность, с которой он произвел свое кропотливое исследование, позволяет опираться на него как на авторитетный источник в деле определения дат и установления названий.

Биографический метод возникает в полемике с догматизмом эстетики XVII века, утверждавшей неизменность канонов искусства. Ограниченному кругу античных образцов Сент-Бёв противопоставляет пестроту исторических явлений, живое разнообразие литературных произведений, обусловленное жизненным многообразием авторов. Поэтому в качестве главной задачи своего исследования Сент-Бёв определяет «воскрешение живого облика автора», раскрытие во всей полноте его своеобразия. Сам Сент-Бев так описывает процесс собственного исследования: «Один за другим возникают все новые штрихи, и каждый из них укладывается в тот облик, который ты стремишься воспроизвести. К тому смутному общему абстрактному облику, который удается охватить первым же взглядом, примешиваются, постепенно сливаясь с ним, неповторимые характерные черты, сугубо индивидуальные, точно найденные, все более отчетливые и дышащие подлинной жизнью; вы чувствуете, как рождается, как возникает у вас на глазах подлинное сходство; а в тот час, в то мгновение, когда вам удается ухватить в нем нечто неповторимое – особую улыбку, какую-нибудь царапину, скорбную морщину на челе, прячущуюся под прядью уже редеющих волос, – анализ уступает место творчеству, портрет начинает дышать и жить, образ найден».

Впоследствии биографический метод Сент-Бёва неоднократно применялся в других направлениях литературоведения, претерпевая различные изменения и модификации. Например, склонные ко все более индивидуализированному пониманию литературы критики XX века, изъяли из него (метода) все «внешние элементы» (идеи эпохи, влияние среды, социальные установки и т. п.). А в марксистском литературоведении биографический метод используется исключительно в вспомогательных целях, поскольку жизнь автора, конечно, составляет известную долю в произведении, однако само произведение куда глубже и шире отдельной биографии, так как является концентрированным выражением общественного сознания.