Статья №5: Мы создаем литературу или литература создает нас? Концепция Пьера Бурдье
В последнее время гуманитарные науки все больше тяготеют к интердисциплинарным исследованиям. Concepture публикует статью о социологии литературы.
Поскольку большинство ученых сходятся во мнении относительно социальности как универсалии человеческого пространства, экстраполяция социологического взгляда на литературу оказывается вполне правомерной. Не вызовет возражений утверждение, согласно которому любой литературный текст так или иначе содержит социальные смыслы и коннотации. В пользу это говорит тот простой факт, что создателем литературного текста является социальный субъект. Автор – это человек, прошедший социализацию, то есть, усвоивший нормы языка и поведения той среды, в которой вырос.
Здесь однако стоит сделать одну существенную оговорку и отметить, что социология литературы – это «обоюдоострая» дисциплина, которая способна изучать как литературу в контексте социальных процессов, так и исследовать социальную реальность, используя литературу в качестве средства. Возникает резонный вопрос: зачем социологам понадобилось задействовать косвенный инструментарий?
Не лучше ли изучать социальные феномены непосредственно? Но все дело в том, что литература представляет собой пространство текстов, в которых социальная проблематика обострена до предела. Многим писателям удавалось ухватывать смысл и сущность своей эпохи куда более тонко и проницательно, чем иным ученым. Достаточно вспомнить имена Солженицына и Платонова. Их произведения – это своего рода скрупулезные исследования оборотной стороны советской действительности; социально-психологический анализ ментальности советского человека. Из современных писателей можно назвать Сорокина и Пелевина, которые, несмотря на постмодернистские перекосы, все же достаточно верно угадывают основные социальные тенденции современной России.
Среди современных концепций социологии литературы лидирующее положение пока что занимает концепция Пьера Бурдье. Он ввел в научный оборот понятие «социального поля». Поле, по Бурдье, – это специфическая система объективных связей между различными позициями, находящимися в альянсе или в конфликте, в конкуренции или в кооперации, определяемыми социально и в большой степени не зависящими от физического существования индивидов, которые эти позиции занимают. Таким образом, «поле» является понятием, которое можно применить к любому социальному пространству: экономическому, интеллектуальному и..литературному. Литературное поле – это модель, функционально аналогичная полю социальному.
Отношения между текстами, писателями, авторами и читателями выстраиваются на основе тех же мотивов, что и отношения между бизнесменами и политиками ( амбиции, корысть, тщеславие). Социальные агенты литературного поля соперничают между собой, образуя сетку устойчивых отношений, своеобразные правила, по которым ведется игра. У каждого имеются свои векторы действий, свои преимущества и достижения, трудности и препятствия. Имеют место ситуативные конфликты и продолжительные позиционные противостояния. Даже игнорирование и отрицание в пределах поля становятся формой социальной связи. Поскольку в литературном поле действуют те же механизмы, что и в поле социальном, литературные тексты обретают новое качество. В качестве произведений искусства они образуют социальный институт, который уже не просто эстетический воздействует на сознание читателя, но и определяет (и даже легитимрует) его ценностные нормативы. Литература не просто отражает социальную ситуацию, но и активно формирует ее, задавая параметры общественного дискурса для всех агентов социального действия.
Рассмотрим теперь, вследствие каких социальных факторов появилась литература в том виде, в каком мы ее знаем, а именно – как активная социальная практика по созданию текстов, их интерпретации, обмену интерпретации, последующей реинтерпретации, включающейся в создание новых текстов, и т. д. Исследователи в качестве основного системообразующего фактора называют социальный процесс модернизации, а точнее – появление фигуры субъекта в парадигме Модерна. Субъект – это не просто биологическая особь человека, равно как и не просто социальная единица; это носитель индивидуальной творческой активности. То есть, субъект – это человек, усвоивший нормы универсальной рациональности Нового Времени и в то же время мыслящий себя как уникальное, ни к чему не сводимое начало.
Субъект Модерна постоянно переосмысляет (нарушает) норму интерпретации, он свободен от какого бы то ни было влияния внешних законов понимания, сам для себя являясь источником смыслов, неиссякаемым творческим началом. Именно этот субъект станет героем романтиков, и далее, подвергаясь различным модификациям, так или иначе будет использоваться в литературе XX века. Правда уже во второй половине XX века с появлением и усилением роли структурализма, понятие «субъекта» будет дезавуировано, а все пространство социальных отношений будет рассматриваться как взаимодействие акторов, исходящих не из собственного творческого импульса, а подчиняющихся анонимным структурам власти. Собственно, социология литературы Бурдье примыкает к тем концепциям, которые постулируют «смерть субъекта». Недаром ключевым концептом Бурдье является «поле», некая безличная конфигурация различных позиций.
Таким образом, можно сделать вывод, что понимание литературы в рамках социологии литературы, определяется главенствующей социальной теорией. Как теоретики понимают общество, так они понимают и литературу. Если общество трактуется как свободный союз самосознательных индивидуумов (субъектов), то и литература расценивается как свободная творческая игра, поле проявления авторской субъективности. Если же общество трактуется как некая система, обладающая принудительной силой в области не только физических, но и ментальных процессов (Фуко «Надзирать и наказывать»), то литература становится всего лишь одним из дискурcов власти, который артикулирует не индивидуальную авторскую мысль, а коллективную актуальную идеологию социума.
Рекомендуем прочесть:
1. Б.Дубин, Л.Гудков, В. Страда – «Литература и общество: введение в социологию литературы».
2. П.Бурдье – «Поле литературы».
3. Терри Иглтон – «Марксизм и литературная критика».