Статья №5: Обманывая ожидание зрителя. Концепция киноязыка Юрия Лотмана
Завершить цикл статей про семиотику кино нам бы хотелось рассмотрением идей отечественного ученого Юрия Михайловича Лотмана. Concepture публикует статью о его взглядах на устройство киноязыка.
По Лотману, киноязык представляет собой своеобразную систему сходств и различий. Каждое изображение на экране является знаком, то есть имеет значение, несет информацию. Однако значение это может иметь двоякий характер. С одной стороны, образы на экране воспроизводят какие-то предметы реального мира. С другой стороны, образы на экране могут наполняться некоторыми добавочными, порой совершенно неожиданными, значениями: символическими, метафорическими, метонимическими. Это происходит засчет таких чисто кинематографических специфических явлений как освещение, монтаж, игра планами, изменение скорости показа изображений и др.
Носителем значений первого порядка (предметов реального мира) является кадр. В этом отношении функционально он аналогичен фотографии, выступая в качестве статичного, фиксирующего предметные референты реальности изображения. Носителем же значений второго порядка (добавочных значений) может служить только последовательная цепочка кадров, поскольку непременным условием раскрытия содержания этих значений является возможность сравнения. Только в ряду сменяющих друг друга кадров раскрывается механизм различий и сочетаний.
Лотман полагал, что в киноязыке присутствуют две тенденции. Первая, основываясь на бытовом или художественном опыте зрителей, задает некоторую систему ожиданий. Вторая, наоборот, предполагает некоторое нарушение ожидания, приводящее к деформации привычных последовательностей, фактов или облика вещей. Эти тенденции могут диалектическим образом менять свое содержание.
Например, когда зритель имеет уже определенный опыт получения киноинформации, он сопоставляет видимое на экране не только с жизнью, но и со штампами уже известных ему фильмов. В таком случае нарушение ожидания становится привычным (феномен искушенного зрителя) и теряет свою информативность. В этих условиях возвращение к однозначному изображению, очищенному от ассоциаций, то есть принципиальный отказ от нарушения ожидания становится неожиданным. Таким образом, в зависимости от уровня подготовленности зрителя, степени включенности его в культурный кинематографический контекст, основу второй тенденции (нарушения ожидания) могут выполнять именно банальности.
Лотман приводит следующую таблицу, в которой элементы левой колонки выражают первую тенденцию (оправдание ожидания), а элементы правой – вторую (нарушение ожидания). Речь здесь идет о рецепции киноязыка неискушенным зрителем, чье восприятие основано исключительно на бытовом опыте.
1. Естественная последовательность событий. Кадры следуют в порядке съемки |
1. События следуют друг за другом в последовательности, предусмотренной режиссером. Кадры переклеиваются |
2. Последовательные эпизоды механически соседствуют | 2. Последовательные эпизоды монтируются в смысловое целое |
3. Общий план (нейтральная степень приближения) | 3. Очень крупный план. Крупный план. Далекий план |
4. Нейтральный ракурс (ось зрения параллельна уровню земли и перпендикулярна экрану) |
4. Выраженные ракурсы (различные виды смещения оси зрения по вертикали и горизонтали) |
5 Нейтральный темп движения | 5. Убыстренный темп. Замедленный темп. Остановка |
6. Горизонт кадра параллелен естественному горизонту | 6. Различные виды наклона. Перевернутый кадр |
7. Съемка неподвижной камерой | 7. Панорамная съемка (вертикальная и горизонтальная) |
8. Естественное движение кадров | 8. Обратное движение кадров |
9. Недеформированная съемка кадра. |
9. Применение деформирующих объективов и других способов сдвига пропорций |
10. Некомбинированная съемка | 10. Комбинированные съемки |
11. Звук синхронизидован относительно изображения и не искажен |
11. Звук сдвинут или трансформирован, монтируется с изображением, а не автоматически им определяется |
12. Изображение нейтральное по отчетливости | 12. Размытое изображение |
13. Черно-белый кадр | 13. Цветной кадр |
14. Позитивный кадр | 14. Негативный кадр |
Функционирование киноязыка, по Лотману, обеспечивается взаимоотношением и взаимодействием маркированных и немаркированных элементов вышеприведенной таблицы. Другими словами, единицей киноязыка является элемент (зрительно-образный, графический или звуковой), который всегда имеет альтернативу, хотя бы в виде неупотребления его самого. На игре, оппозиции, чередовании, перекличке, отражении и прочих видах отношений этих элементов строится система киноповествования.
Самый факт существования элементов маркированного ряда (хотя бы потенциально, в сознании зрителей) делает немаркированные элементы художественно активными. В кинематографе создается своеобразная, в семиотическом отношении, ситуация, которую можно наблюдать и в классическом определении языка: система должна обладать замкнутым количеством повторяющихся знаков, которые на каждом уровне могут быть представлены как пучки еще более ограниченного числа дифференциальных признаков.
Рекомендуем прочесть:
1. Ю. Лотман – «Семиотика кино и проблемы киноэстетики».
2. Ю. Лотман – «Диалог с экраном».