Статья №1: Цивилизация как подъем духовности. Концепция осевого времени по Карлу Ясперсу
Все мы живем в «цивилизованном» мире. Но что такое наша цивилизация? Как она возникает и каковы ее отличительные черты? Concepture начинает публикацию серии статей о различных концепциях происхождения цивилизаций. В этой статье речь пойдет о Ясперсе и его «осевом времени».
Согласно Ясперсу, примерно в V в. до н.э. люди в самых разных точках земного шара вдруг осознают бытие и себя в нем. В Китае жили тогда Конфуций и Лао-цзы, заложившие основы полярных духовных учений. В Индии возникли Упанишады, представляющие собой рефлексию над содержанием Вед и потому выражающие их суть. В это время жил и распространял свои уникальные идеи Будда, чье учение стало одной из трех мировых религии, хотя по существу религией не является. В Греции этого периода возникли и развивались мощные философские школы, в рамках которых были изучены практически все способы постижения действительности: от скептицизма до нигилизма; в Иране Заратустра начал свою проповедь о мире, в котором идёт извечная борьба добра со злом; в Палестине появились Илия, Исайя и Иеремия – пророки, создавшие не только религиозное, но и политическое самосознание евреев. И все эти процессы проходили одновременно в течение немногих столетий независимо друг от друга. Этот период Ясперс именует «осевое время».
Какова причина столь радикальных преобразований в мире мысли? Ведь то, что произошло, в сущности, можно назвать переходом от Мифа к Логосу, хотя явных причин, по которым Миф перестал устраивать человечество, мы, обратившись к истории, едва ли найдем. Несмотря на то, что Ясперс настаивает на необходимости обнаружения эмпирического факта оси мировой истории, когда дело доходит до определения причин наступления осевого времени, он впадает в абстрактные философские обобщения, в которых очень мало эмпирики. Ясперс говорит о внезапности осознания человеком собственной беспомощности, вследствие раскрытия ужаса мира. Это привело к активации рефлексии, в результате чего человек впервые получил возможность выйти за рамки системы мифа, в которую до этого был полностью погружен. Сознание начало осознавать сознание, мышление делало своим объектом мышление.
Возникла грандиозная духовная полемика, в ходе которой люди пытались убедить друг друга, посредством обоснования своих мыслей и своего опыта. Как отмечает Ясперс, «дискуссии, образование различных партий, расщепление духовной сферы, которая и в противоречивости своих частей сохраняла их взаимообусловленность, – всё это породило беспокойство и движение, граничащее с духовным хаосом». Осознание своих границ, толкает человека к постановке вопросов о спасении (освобождении). Духовные учения, которые расцвели в этот период пышным цветом, являются реакцией на этот запрос. Они предлагают различные варианты ответов и все несут утешение.
Согласно Ясперсу именно в это время возникают и формируются общие рамки понимания исторической значимости народов Востока и Запада. Другими словами – их цивилизационная общность. В терминах Ясперса – осуществился переход от культурной локальности к цивилизационной универсальности. Вот что он пишет по этому поводу: «В эту эпоху были разработаны основные категории, которыми мы мыслим по сей день, заложены основы мировых религий, и сегодня определяющих жизнь людей...Возникли предпосылки, позволившие человеку стать таким, каков он есть по сей день». Таким образом, по Ясперсу, основу современной цивилизации составляет комплекс идей и ценностных императивов, принципиально отличающихся от тех, что лежали в основе традиционных культур. В период осевого времени человек впервые пытается найти опору своего существования в самом себе, в своем разуме.
Не в культе, не в роде, не в племени – как это было прежде. Свидетельством этого стало появление философов в Древней Греции, отшельников и странствующих мыслителей в Китае, аскетов в Индии, пророков в Израиле, которые при всем своем отличии были очень близки по сущности, их роднила общая цель духовных поисков – освобождение человека, в терминах Ясперса – «размыкание его экзистенции». В это время традиционные устои жизни оказываются поколеблены. Исчезает уверенность знания свого места в этом мире.
Неуверенность порождает беспокойство, беспокойтсво открывает поле новых возможностей самоопределения. Ясперс пишет так: «Человек способен теперь слышать и понимать то, о чём до этого момента никто не спрашивал и что никто не возвещал. Неслыханное становится очевидным. Вместе с ощущением мира и самого себя человек начинает ощущать и бытие». Итогом «осевого времени» и, соответственно, краеугольным камнем современной цивилизации становится способность человека внутренне противопоставить себя всему миру, благодаря открытию внутреннего измерения личности, позволяющему ему возвыситься над миром и над самим собой.
Концепция Ясперса в большей степени является констатацией тех процессов, которые имели место в историческом времени, нежели объяснением причин их возникновения. Этот недостаток, однако, компенсируется философским анализом смысла этих процессов. В конце концов, Ясперс – философ, так что приоритеты его исследования отличаются от приоритетов историков. Именно поэтому Ясперс часто становился объектом критики со стороны последних. Например, довольно разгромной критике подверг концепцию «осевого времени» Лев Гумилев. Он пишет:
«...уж очень широка эта «ось». Шестьсот лет – это срок, куда можно втиснуть многое, да и если сравнить срезы истории по 800 г. до н.э. и по 200 г. до н.э., то видно, что за это время произошли грандиозные изменения с различными результатами для разных стран. Например, Китай объединен династией Хань, а Эллада и Персия завоеваны «неисторичными» варварами: македонянами и парфянами. Что-то тут не то. Дальше читаем внимательно. Ясперс сопоставляет «завершение периода поступательного развития»: империю Цинь в Китае (221-202 гг. до н.э.), царство Маурья в Индии, Римскую империю и эллинистические государства. Но в III в. до н.э. царства диадохов в Египте, Сирии, Македонии, Бактрии были отнюдь не могущественны, а Рим изнемогал во 2-й Пунической войне.
Царство Маурья в Индии распалось после смерти Ашоки в 226 г. до н.э. Не получается! На Западе – развал, а в Китае – интеграция. Если же сопоставить Китай с эпохой Августа, то хронологический допуск достигает 300 лет. Не много ли? Идею «осевого времени» как источника духовной жизни опровергает история древней Америки, а ведь майя, тольтеки и предшественники инков в Андах (культура Тиуанако) ничуть не уступали древним китайцам, индийцам, персам, иудеям и грекам. И уж совсем неверно, что Китай сдерживал натиск монголов-кочевников, скорее наоборот. Можно найти и другие поводы для недоумения, но дело не в этом. Концепция Ясперса - наиболее обоснованная попытка понять историю как благодеяние, оказанное первобытным дикарям теми пятью народами, которые создали «прорыв», или скачок, как бы родились заново.
Это оформление взглядов не только Августина, идеи которого послужили первоисточником всех ересей Средневековья, но даже древних иудейских мыслителей, создавших учение о своей богоизбранности. Исходя из учения об этногенезе как о повсеместно возникающею процессе, согласиться с Ясперсом нельзя, но одного несогласия мало. Попробуем применить доказательство от противного (ad absurdum), но не путём академического разбора мелочей, в которых легко утонет любой спор, а методом наглядного обозрения исторической действительности на протяжении тысячелетия, следовавшего за «осевым временем». Для начала скажем, что отмеченный Ясперсом параллелизм развития нескольких культур древности действительно имел место, но он не был ни единственным, ни столь плодотворным, чтобы выделить китайцев, индусов, иранцев, иудеев и греков в особую категорию людей; и он затух, как и прочие пассионарные взрывы этногенеза».
Рекомендуем прочесть:
1. Л. Февр – «Цивилизация: эволюция слова и группы идей».
2. Л. Мамфорд – «Техника и цивилизация».