Теории происхождения цивилизации

Статья №2: История как «Вызов-и-Ответ». Концепция локальных цивилизаций А. Дж. Тойнби

Статья №2: История как «Вызов-и-Ответ». Концепция локальных цивилизаций А. Дж. Тойнби

Поиски тех движущих сил исторического развития, под воздействием которых начали развиваться примитивные общества, привели английского историка и социолога А. Дж. Тойнби к созданию оригинальной цивилизационной концепции. Concepture публикует статью о теории пульсирующей силы общественного развития.  

Историко-философские воззрения Тойнби во многом складывались под влиянием той ситуации, в которой оказалась Европа во второй половине XX века: европейские народы уничтожали друг друга в двух мировых войнах, будто знаменуя предсказанный Шпенглером «Закат Европы». Однако, Европа не «закатилась», а стала продвигать идею европоцентризма, согласно которой человечество должно объединиться под эгидой европейских ценностей, таких как индустриализм и демократия. По мнению Тойнби, такой путь развития мирового сообщества невозможен, поскольку не учитывает характерных особенностей конкретных цивилизаций и разнонаправленности общественного развития.

Согласно теории Тойнби, любое общество – это сложно устроенное образование, которое прошло свой, особенный путь развития и продолжает постоянно развиваться. Поэтому по-настоящему изучать историю значит изучать «жизнь общества, взятую как во внутренних, так и во внешних аспектах». Тойнби так определяет эти стороны: «Внутренняя сторона есть выражение жизни любого данного общества в последовательности глав его истории, в совокупности всех составляющих его общин. Внешний  аспект – это отношения между отдельными обществами, развернутые во времени и пространстве».

Суть концепции Тойнби, которую часто называют «концепцией вызова и ответа», заключается в том, что происхождение и развитие цивилизации возможно только при условии воздействия на общество различных факторов (вызов), которые требуют от этого общества адекватного ответа на этот вызов. Только вызов, брошенный обществу окружающей средой в виде экономических, политических и других проблем, может высвободить те творческие силы, с помощью которых общество решит наличную проблему. Если на вызов дан соответствующий ответ, то это создает благоприятные условия для перехода общества на более высокий уровень и для появления нового вызова. Если же общество не справляется с вызовом, оно останавливается в развитии и постепенно приближается к упадку и гибели. При этом вызов должен быть средним по силе, что даст возможность его успешно выдержать. В случае же слишком мягкого или слишком жесткого вызова общество либо останется в первоначальном состоянии, либо «перенапряжется» и будет не способно давать ответ на последующие вызовы.        

В теории Тойнби отразилось его неприятие циклической модели развития обществ, согласно которой всякому обществу отведен примерно одинаковый срок, после чего оно непременно погибнет. «Догматически твердить вслед за Шпенглером, – пишет Тойнби, – что каждому обществу предопределен срок существования, столь же глупо, как и требовать, чтобы каждая пьеса состояла из одинакового числа актов». Для Тойнби как для верующего христианина возможности человека не ограничены, и история не что иное, как череда творческих ответов людей на вызовы вселенной. При этом каждый новый ответ имеет смысл, поскольку превращает человека в творца, выходящего за рамки своего наличного состояния, приближающегося к совершенству. Тойнби называет это «жизненным порывом», который обеспечивает социальный рост.

Таким образом, в рамках концепции Тойнби жизнеспособность всей цивилизации зависит от способности или неспособности членов общества вовремя и правильно отреагировать на стимул к изменению. Поэтому главную роль в судьбе цивилизации Тойнби отводит творческим личностям, которые обладают такими качествами, как духовность, самодостаточность, сознательность, имеют силы и знания, чтобы действовать с целью преобразования действительности. Эту идею Тойнби позаимствовал из работ Анри Бергсона («Творческая эволюция», «Два источника морали и религии»).

Деятельность по преобразованию действительности не может осуществляться всеми членами общества, поскольку достижение высокого уровня самосознания является «актом индивидуальной души, действующей независимо». Лучшими представителями общества становятся в результате большой внутренней работы, поэтому их всегда мало, но они образуют творческое меньшинство, усилием которых проводятся необходимые изменения, позволяющие вывести общество на новый уровень развития. При этом творческое меньшинство, как правило, конфликтует с инертным большинством, не желающим расставаться с привычным образом мира. «Для того чтобы побудить инертное большинство следовать за активным меньшинством, – пишет Тойнби, – недостаточно силы духа творческой личности. Освоение высоких духовно-нравственных ценностей предполагает способность к восприятию «культурной радиации», свободный мимесис как подражание духовно-нравственному порыву избранных носителей нового».

Со временем результаты внутренней работы творческого меньшинства переносятся в сферу социокультурных отношений, что является признаком роста цивилизации. Нетворческая масса постепенно переходит на сторону просвещенного меньшинства, усваивает их идеалы, и уже сообща они справляются с вызовом. Однако, как правило, творческая энергия меньшинства иссякает, и тогда оно теряет общепризнанное лидерство,  превращается в режим, сохраняющий свою власть путем применения силы. На смену творческому меньшинству приходит правящее меньшинство, и это уже первый признак того, что цивилизация погибает.   

По мнению Тойнби, развитие цивилизации обусловлено не географической экспансией, развитием высоких технологий и т.п., а единственно появлением угрозы, которая выводит общество из состояния покоя до возвращения в состояние равновесия. История общества ритмически организована, то есть представляет собой бесконечную смену состояний. Чем больше таких состояний переживает общество, тем сложнее, многограннее и самобытней оно становится. При этом цивилизации, утверждает Тойнби, не пытаются замкнуться в своих границах, а готовы к свободному диалогу с другими цивилизациями, более того межкультурное общение – это один из факторов успешного развития обществ по принципу «вызов-ответ». В связи с этим Тойнби писал: «Человеческие существа нуждаются во взаимном общении, чтобы реально осознавать общую им человечность и, следовательно, быть способными жить вместе как члены одной семьи».    

Рекомендуем прочесть:

1. О.Шпенглер – «Закат Европы».

2. Ж.А.Гобино – «Опыт о неравенстве человеческих рас».

3. Н.А.Васильев – «Вопрос о падении Западной Римской империи и античной культуры в историографической литературе и в истории философии в связи с теорий истощения народов и человечества».