Статья №4: Через культуру к цивилизации. Циклическая теория Освальда Шпенглера

Статья №4: Через культуру к цивилизации. Циклическая теория Освальда Шпенглера

Сегодня общим местом стала тема европейского кризиса. Однако еще почти за век до этого выдающийся немецкий мыслитель Освальд Шпенглер предрекал упадок и закат всей западной цивилизации. Concepture публикует статью об идеях культурогенеза известного историософа.

Широкой аудитории Освальд Шпенглер известен своими работами «Закат Европы» (хотя правильней на русский перевести название как «Упадок западного мира») и «Человек и техника». Прожил этот выдающийся философ сравнительно недолго – 56 лет (1880-1936гг.). Его работа «Упадок западного мира» имела сенсационный успех на тот период (1920), так как в ней критикуется уже укоренившийся к концу 19 века механистический взгляд на культуру.

В представлении большинства рядовых философов и ученых того времени культура развивалась по восходящей траектории от «примитивных» древних культур к современной «развитой» культуре европейского типа. Конечно, во многом такой взгляд на культуру был обусловлен господствующей тогда ньютоновской моделью физического мира с его законами механики и так называемой «стрелой времени» (исключением был, наверное, только Ницше с идеей вечного возвращения).

Господин Шпенглер на страницах своего монументального труда последовательно дезавуирует во многом не состоятельные культурологические взгляды своего времени. Сам он считал, что вся мировая культура состоит из нескольких замкнутых культур, развивающихся самостоятельно. Их он выделяет 8: Вавилонская, Арабо-византийская, Египетская, Индийская, Китайская, Майанская (Мексиканская), Греко-римская (Античная), Западноевропейская, Русско-сибирская (Зарождающаяся культура).

Поэтому поводу Шпенглер писал: «Никаким органическим единством группа высоких культур не является. То, что они возникли именно в таком числе, в этих местах и в это время, представляется на взгляд человека случайностью без глубинного смысла. Напротив того, членение самих отдельных культур бросается в глаза с такой выпуклостью, что в китайской, арабской и западной исторической науке…оказался отчеканенным столь внушительный список понятий, что его уже никак не улучшишь»

Следующий важный момент: ученый полагал, что к историческому процессу невозможно применять основной гносеологический принцип – принцип каузальности (причинности) и вообще любой абстрактно-аналитический принцип. Поэтому главными способами изучения культур для него были интуитивный и морфологический методы (последний философ позаимствовал у не менее известного соотечественника И.В.Гете). Шпенглер уподоблял исторические процессы жизненным. Это означало, что культуры проходят одинаковые, свойственные всем живым системам стадии: зарождение, развитие и смерть.

По Шпенглеру каждая культура обладает своей «формой», состоящей из совокупности всех явлений конкретной культуры и формирующих ее индивидуальную душу. Изучение индивидуальной души культуры позволяло:

1.Понять морфологию конкретной культуры

2.Экстраполировать сделанные выводы на остальные культуры

Цикл развития каждой отдельно взятой культуры, согласно теории Шпенглера, составляет приблизительно 1500 лет.  Стадии культуры предшествует глубокая древность (у европейцев она началась примерно с 500 г., ознаменованного падением Рима и началом эпохи Меровингов). Затем следует собственно стадия культуры, она длится около 1000 лет. И, наконец, наступает стадия цивилизации продолжительностью в 200-300 лет. Чередование трех этапов развития Шпенглер описывает как смену времен года: весна, лето, зима.

Шпенглер о разнице между культурой и цивилизацией: «Все живые формы (цивилизацию О. Шпенглер считал мертвой формой – Авт.), в которых она выражается, все искусства, доктрины, обычаи, все метафизические и математические миры форм, каждый орнамент, каждая колонна, каждый стих, каждая идея в глубине глубин религиозны и должны быть таковыми. Сущность всякой культуры – религия; следовательно, сущность всякой цивилизации – иррелигиозность…»

Этап весны характеризуется как «ландшафтно-интуитивная стихия». Лето как «созревающая сознательность, первые ростки гражданско-городского и критического суждения», зима как «угасание душевной творческой силы».  Понятие культура в рамках теории покойного немца имеет три основных атрибута: «психическая центрированность», зависимость от возрастных ступеней, неизбежность перехода в стадию «цивилизации».

Объектом философии истории (сам Шпенглер называл ее «сравнительной морфологией мировой истории») по взглядам мыслителя было сравнение различных культур, а не простое их описание. Путем сравнения культур он пытался выявить структурную соответственность между ними. Можно сказать, что он выстраивал своего рода гомологический ряд. При помощи данного метода Шпенглер вводит два понятия: «современники» и «одновременности».

Гете увлекся изучением растений в Веймаре, среди: «высокообразованного по тому времени веймарского круга, где вкус и знание, наука и поэзия стремились действовать сообща, где серьезные основательные исследования и радостная живая деятельность непрестанно состязались между собой».

«Одновременными» являются два исторических факта, каждый из которых в своей культуре возникает в относительно одинаковых условиях и обладает соответствующим значением. «Современники» же – это исторические индивиды, которые являются членами одной и той же возрастной ступени в различных культурах. Так, по Шпенглеру, Карл Мартелл и Иоанн Грозный, Карл Великий и Петр Великий являются «современниками».

На основе данной циклической теории развития культуры, а именно так она и называется, Шпенглер пытался выяснить судьбу западной культуры. Для сравнения он использовал уже умершую греко-римскую (античную) культуру. И пришел к неутешительному выводу, что, как и любая другая живая система, западная культура необратимо движется к своему концу и ни при каких условиях невозможно ее возрождение или резкий, неожиданный подъем.

Рекомендуем прочесть:

1. О.Шпенглер – «Закат Европы».

2. О.Шпенглер – «Человек и техника».

Автор: Ефрем Таскин
1218