Статья №3: Цивилизация как творческая энергия этносов. Теория Льва Гумилева

Статья №3: Цивилизация как творческая энергия этносов. Теория Льва Гумилева

Идеи Льва Гумилева, получившие сегодня относительное признание, по-прежнему остаются маргинальными в академической среде. Причиной этого по всей видимости являются постулаты его теории, далекие от материалистического дискурса, господствующего в современной научной парадигме. Concepture публикует статью, посвященную пассионарной теории этногенеза Гумилева.

Примечательно, что свою теорию Гумилев начал разрабатывать в тюремной камере. В отсутствии книг, единственным способом спасти мозг от разрушающего воздействия монотонной действительности было чистое мышление. Проблемный вопрос, на который Гумилев взялся ответить, формулировался следующим образом: «Почему в истории нет ни одной народности, которая в чистом виде, в своей корневой родовой основе дожила бы до наших дней?». Пытаясь построить исчерпывающий ответ, Гумилев пришел к следующим выводам:

Любой народ есть органическое явление, представляющее собой группу людей, объединенных не только территорией и кровью, но и общностью исторической судьбы, теми уникальными жизненными обстоятельствами, которые формируют их самобытность. Определяя структуру народа, Гумилев выделяет три категории людей: пассионариев, гармоничных индивидов и субпассионариев.

Если говорить просто, пассионарии (от лат «passio» – страсть) – это люди с избыточной энергетикой. Для того, чтобы ответить на резонный вопрос «откуда берется этот избыток?», Гумилев обращается к идеям Вернадского об энергии живого вещества. И хотя данный эффект описан, пока что он не исследован подробно. В общем и целом картина выглядит так: Земля получает из космоса больше энергии, чем необходимо для поддержания равновесия биосферы, что и приводит к избытку, пассионарным толчкам.

В этом нет никакой личной заслуги человека, так как пассионарность – это  врожденная способность организма поглощать энергию внешней среды и преобразовывать ее в активную творческую деятельность. Именно этим теория Гумилева отличается от теории «героя и толпы». По Гумилеву, пассионарность по своей природе заразительна. Это значит, что оказавшись в  непосредственной близости от пассионариев, люди начинают вести себя так, как если  бы они были пассионарны.

Поэтому, например, победа той или иной армии в вооруженном столкновении, обеспечивается не выдающимся руководством одного полководца (героя), а наличием среди солдат тех, кто ценит победу больше жизни (пассионариев), и заражает своим устремлением всех остальных. Важно понять, что пассионарность не ограничивается какой-либо областью деятельности. Пассионарий может быть солдатом, но также политиком, директором фирмы, поэтом, даже террористом. Суть в том, что он будет творчески инициировать ту или иную деятельность и достигать определенного результата. Ученый-пассионарий создаст собственную научную школу, и, зараженные его пассионарностью, вокруг него объединятся его ученики. Террорист-пассионарий создаст собственное движение, и вокруг него точно также соберутся преданные ему последователи.

Вот эти самые «последователи», те, кого пассионарии заряжают и вдохновляют, образую вторую категорию людей по Гумилеву – гармоничных индивидов. Это люди, у которых творческая энергия (пассионарность) сбалансирована с биологическими инстинктами (у пассионариев энергия довлеет над инстинктами). Гармоничный индивид – это нормальный во всех отношениях человек. При наличии соответствующих внешних условий его среднестатистические способности могут развиться в высокий профессионализм. Но, в отличие от пассионария, гармоничный индивид работает только там, где платят. Выбирая между «теплым местечком» и «муками творчества», он предпочтет первое. Поэтому такие люди не способны создать что-то поистине великое, принести себя в жертву во имя воплощения высокого замысла.

Наконец, третья категория людей – субпассионарии. У них животное начало довлеет над творческим. В социальном плане субпассионарии практически бесполезны. Типичными представителями этой категории являются бомжи, проститутки, наркоманы и пьяницы.

Любой народ, включающий в свой состав все 3 категории, в своем существовании претерпевает универсальные жизненные фазы, такие как: подьем, акматическая фаза, надлом, инерционная фаза, обскурация, фаза регенерации и реликтовая фаза. В фазе подъема пассионарность растет, в фазе акматики она достигает высшего накала. Далее неизбежно следует состояние надлома (резкого снижения пассионарности). В инерционной фазе снижение пассионарности затормаживается и этнос живет накопленными богатствами и традициями. Обскурация – это новое резкое понижение пассионарности, которое потом уравновешивается фазой регенерации, когда происходит кратковременное восстановление пассионарности этнической системы за счет немногочисленных сохранившихся пассионариев. Наконец, в реликтовой фазе завершается существование этноса (народа), наступает эпоха прозябания, исключающая какую бы то ни было перспективу изменения.

Нетрудно догадаться, что наступление той или иной фазы напрямую зависит от доминации одной из трех категорий людей. Подъем и акматика – это период, когда в обществе преобладают пассионарии и решающее влияние принадлежит именно им. Надлом и инерция – это время господства гармоничных индивидов, пользующихся предыдущими достижениями пассионариев. Обскурация – это фаза засилья субпассионариев, этап, который характеризуется нравственной и интеллектуальной деградацией общества.

Таким образом, ответ на вопрос, который поставил себе Гумилев в самом начале своих размышлений, звучит так: этногенез (возникновение народности) обусловлен появлением группы (консорции) высокопассионарных людей, объединённых общей судьбой (общей деятельностью). К такой группе примыкают другие пассионарии, а также гармоничные индивиды, постепенно образуя новый народ. Объективируя свой творческий потенциал, пассионарные народности создают культурные материальные ценности, образующие цивилизацию. Причиной же исчезновения (гибели) той или иной народности (а со временем и всей цивилизации) является снижение общего уровня пассионарности и возрастающее вследствие этого влияние субпассионариев.

Теория Гумилева по своему характеру является дескриптивной, а не проективной. Другими словами, описывая такое движение как «этногенез», Гумилев исходил из модели «как это бывает», а не «как этим можно управлять».

Рекомендуем прочесть:

1. В. Демин – «Лев Гумилев».

2. В. Абросимова – «Л.Н. Гумилев - А.А. Ахматовой. Письма, не дошедшие до адресата».

Автор: Алибек Шарипов
616