Линия Мельеса

«Человек – швейцарский нож»: Труп спешит на помощь

В американском инди-кинематографе редко встречается что-то достойное, но бывают и просто шедевры. В этом году таковым, на взгляд нашей редакции, стал фильм «Человек – швейцарский нож», очень неплохо прокатившийся по различным фестивалям. Concepture публикует подробный анализ картины.
«Человек – швейцарский нож»: Труп спешит на помощь

 

«Человек – швейцарский нож» я захотел посмотреть сразу, как только увидел трейлер. Та феерия, которую он из себя представлял, не могла не подкупить, а еще, конечно же, подкупало лицо некогда милого одиннадцатилетнего мальчика, сыгравшего Гарри Поттера, то есть Дэниела Рэдклиффа. Почему? – спросите вы. Да потому, что здесь Рэдклифф играет труп. Да, ни больше ни меньше – труп. И что еще удивительнее – играет.

В оригинале фильм называется «Swiss Army Man», и надо сказать, содержание фильма полностью соответствует названию (просто посмотрите трейлер, ну или сразу фильм, и поймете). В нашем прокате картина изначально вышла под названием «Перочинный человек», а только потом его изменили на «Человек – швейцарский нож» (наш веселый прокат). Честно говоря, я был просто в восторге после просмотра. И было очень трудно отрефлексировать то, что я увидел, и вычленить во всем этом некое рационально-концептуальное зерно. Но мне удалось, так что давайте в привычном порядке, начиная со смысловой стороны.

«Труп на страже витальности»

Проблемы современной цивилизации мусолят в кинематографе все, кому не лень, и смотреть фильмы про плохих и тупых современных потребителей уже просто невозможно. Но с данной картиной все совсем иначе. Это не пространный рассказ о загнивающих людишках, а полноценное киновысказывание, построенное на проработанных образах.

Первое, с чем нас знакомят по ходу повествования – с персонажем Пола Дано, который находится на грани суицида, но все не решается его совершить. Он пытается повеситься и замечает труп на берегу – персонаж Дэниэла Рэдклиффа (в будущем Мэнни). Заприметив труп, Хэнк (Пол Дано) оступается и срывается с подставки, на которой стоял.

В смысловом плане мы видим следующее: человека, который не осознает, что значит умереть, лишь ощутив близость смерти, которую олицетворяет Мэнни, и поняв всю необратимость такого исхода, обретает новые силы. Развитие этой смысловой линии наблюдается на протяжении всего фильма в отношениях Мэнни и Хэнка (да-да, Мэнни, как нетрудно догадаться, оживает).

Тот факт, что Мэнни выступает своего рода инструментом выживания для Хэнка, лишний раз иллюстрирует то, как сильно близость смерти может повлиять на человека (в данном случае положительно). Вспоминается цитата из Кастанеды: «Смерть – наш вечный попутчик. Она всегда находится слева от нас на расстоянии вытянутой руки, и смерть – единственный мудрый советчик, который всегда есть у воина».

В свете упомянутой цитаты становится понятно, что именно происходит на экране: Хэнк, первоначально гонимый своей смертью, встает перед ее лицом, постепенно признает ее как «вечного попутчика».

Следующий важный аспект, присутствующий в картине заключается в том, как через вещи и артефакты цивилизации режиссеры преподносят идею брошенности и отчужденности человека от человека. Мэнни и Хэнк постоянно сталкиваются с цивилизационным мусором в прямом и переносном смысле, по поводу чего персонаж Рэдклиффа замечает, что Хэнк хочет вернуться в цивилизацию, чтобы кого-то любить, но его там не любят, так как он «сломанный, пустой и грязный», то есть он никому не нужный мусор.

Не обязательно быть невероятно внимательным к деталям, чтобы заметить – весь рассказ о мире цивилизованных людей выстраивается вокруг уже упомянутого «мусора» и «бесполезных вещей» (например, Библии, это не мое мнение, что вижу то и говорю). Этим приемом Дэн Кван и Дэниэл Шайнерт (режиссеры) как бы говорят нам, что по большей части вся наша жизнь состоит из бесполезных вещей. Сцена с попыткой восстановить память Мэнни ярче всего иллюстрирует это. Весь антураж, используемый для того чтобы помочь ему вспомнить свое прошлое, не что иное, как мусор: старые фотографии, обертки от полуфабрикатов, потрепанный парик и т.д.

Связующим элементом двух выше описанных смысловых аспектов является Мэнни, который выступает своего рода зеркалом для главного героя и для всех его проблем. Будучи воплощенной смертью, он постоянно выступает его движущей силой. А движет он Хэнка не к цивилизации, не к возврату в нее, а к осознанию ее бессмысленности, что и происходит в конце.

В одной из последних сцен, в которой Хэнк и Мэнни все-таки добираются до цивилизации, мы видим следующую ситуацию: у Хэнка берут интервью журналисты, и он называется именем Мэнни (не что иное, как попытка стереть свою личную историю), а труп настоящего Мэнни пытаются увезти в морг, но в последний момент Хэнк крадет его, и в итоге Мэнни уплывает в закат при помощи своих «чудо-газов». На первый взгляд, весьма бредовая сцена, причем пафосная. В чем же ее смысл?

Несмотря на внешнюю натянутость и некоторую нелогичность, финал имеет важнейшее значение для всего фильма. Давайте вспомним цитату из Кастанеды: «Она [смерть] всегда находится слева от нас на расстоянии вытянутой руки», и если рассматривать сцену под таким углом, то она при помощи образов иллюстрирует то, как Хэнк наконец осознает – смерть всегда рядом, и что все существа, выражаясь словами Дона Хуана, «стремятся к смерти…» и «…это – истина, в которой воин не может не отдавать себе отчета. Осознание же останавливает смерть».

Другими словами, осознав, что все это время он стремился к смерти и что «она здесь, хотя ее нет здесь вообще», для Хэнка перестают иметь значение любовь, счастье, благополучие или иные обывательские ценности. Как итог – он становится на путь воина. Давайте перейдем к технической стороне.

«Собери свою жизнь из мусора»

«Человек – швейцарский нож» – настоящее постмодернистское кино, так как жанрово его определить весьма и весьма трудно. В начале фильм кажется слегка романтичной комедией, к середине перетекает в мюзикл, а к концу вообще в глубоко личную драму. И несмотря на такую мешанину, среди всех присутствующих в фильме жанрово-технических аспектов два выделяются ярче всего: музыка и декорации.

Да, наверное, точнее всего будет сказать, что это мюзикл в странных декорациях из мусора и природных пейзажей. И музыка здесь ключевой аспект. Первое и самое важное – все звучащие в фильме песни исполняются а капелла. Их авторами стали Энди Халл из группы «Manchester Orchestra» и Роберт Макдауэлл. Почему а капелла? Все просто – она позволяет в нужные моменты резко увеличить или снизить темп повествования и поддерживать его эмоциональную значимость.

Музыка начинает играть в те моменты, когда в фильме по тем или иным причинам происходит резкое эмоциональное изменение в повествовании. Например, когда Мэнни резко осознает, что он не мусор, а многофункциональный и полезный инструмент, то темп повествования увеличивается, задаваемый именно высокоритмичным а капелла.

Второй, но не менее важный аспект – декорации. Они тут просто шикарные, художники поработали на славу. Создать такое из подручных средств надо уметь, я вам скажу. Главная задача, которую они выполняют, весьма проста и одновременно сложна – декорации призваны создать ощущение некоего праздника, граничащего с безумием и идиотизмом повседневности.

Главной темой фильма, как уже понятно, является бессмысленность повседневной жизни, но у фильма не очень-то серьезный тон и даже слегка юмористически возвышенный, а основную мысль нужно же чем-то ненавязчиво подкрепить. И режиссеры совместно с декораторами и художниками (видимо, я так предполагаю, вообще все, что тут написано предположения) нашли весьма гениальное решение, которое очень хорошо вписалось в само повествование, да еще и передало основную идею картины – декорации, созданные из подручных средств и мусора.

Ну и что мы имеем в техническом плане? Чудесное а капелла, классный монтаж и сногсшибательные декорации. Все это в целом создает уникальную атмосферу праздника жизни, которую фильму удается поддерживать до самого конца.

«Труп трупу рознь»

Касаясь вопроса актерской игры, обязательно нужно похвалить Дэниэла Рэдклиффа. Он гениален. Во-первых, на протяжении всего фильма я ни разу не вспомнил, что он Гарри Поттер, и не искал шрам на лбу. Я вообще забыл о его старых 8 ролях во франшизе об очкастом волшебнике. Мэнни, несомненно, лучшая его роль в карьере, так убедительно сыграть наивный труп не каждый сможет. А мимика и почти вечная улыбка просто незабываемы, да и голос тоже. В общем, Рэдклифф не прогадал, согласившись на эту роль.

Пол Дано, конечно, тоже хорош, но он тут вторая скрипка, хотя сценарно куда более важный персонаж. Он в принципе неплохой актер, один из лучших молодых американских актеров. С ролью Хэнка он справился на ура, хотя особых восторгов и не вызвал. Наверное, это связано с тем, что внешне Пол очень напоминает стеснительного и закомплексованного мальчика, которого и сыграл. То есть, играть-то и не пришлось, выезжал почти на одной внешности.

Ну а больше отметить-то и некого, разве что медведя или медведицу, тут уж кому как приятнее. Все остальные актеры в фильме отсутствуют, а люди так вообще появляются только в конце в рамках одного эпизода.

Общее впечатление

Если вы дочитали до этого момента, то выше уже много бреда услышали (зачем я сюда Кастанеду приплел? Сам не знаю). Поэтому без лишнего анализа скажу так: я полностью доволен тем, что посмотрел (и это учитывая мою любовь к жестким реалистичным картинам): весело, оригинально и непринужденно, а где-то еще и эмоционально. Если вам нравятся странные картины, с искромётным юмором и простыми, но смешными диалогами и трогательным финалом, то смотреть обязательно. В любом другом случае, решайте сами.

Коротко о фильме: Искромётно и с глубоким смыслом

Рекомендуем:
  1. Роберт Земекис – «Изгой» (2000).
  2. Терри Гиллиам – «Страна Приливов» (2005).