«Два Друга»: три цвета и три героя
Когда я начал смотреть этот фильм, я ожидал многого: типичной истории о любовном треугольнике, страшную политизированную бредятину о жизни арабов во Франции – но не дождался. И слава богу! Луи Гаррель меня очень сильно удивил. «Два Друга» оказался трогательным и притягательным фильмом о людях, их проблемах и удачах, одним словом, о жизни. Concepture публикует подробный анализ фильма.
Сюжет
Три истории лежат в основании сюжета. Первая сюжетная линия знакомит нас с Моной – молодой и необычайно очаровательной девушкой, отбывающей условный срок в женской тюрьме. У Моны (Голшифте Фарахани) не простая жизнь: утром ей нужно на работу в закусочную где-то на городском вокзале, а вечером она спешит обратно в исправительное учреждение, чтобы не получить очередной выговор.
Следующая линия вводит в сюжет немолодого, лет сорока, мужчину по имени Клема (Венсан Макен). Он подрабатывает на съемочных площадках в массовке, на что и живет. У них с Моной явно был недолгий роман, закончившийся не совсем хорошо (на это Гаррель намекает с первых минут), но Клема не отчаивается и продолжает свои попытки наладить отношения.
Последняя сюжетная линия раскрывает для нас персонажа Луи Гарреля (Адель) – обычный молодой человек, который живет своими мыслями, работает на заправке, пытается писать, встречается со школьницей – словом, типичный романтик и вертихвост.
Поначалу все три линии не особо связаны друг с другом, и даже не совсем ясна хронология происходящего. Но постепенно они сливаются в единое целое. Ключевым моментом для повествования становится сцена на вокзале, в которой все три персонажа сходятся вместе, а Мона оказывается вынуждена остаться в городе на ночь.
Сюжет не блещет неожиданными поворотами и сложными ситуациями, но наблюдать за происходящим все равно интересно. Луи Гаррель выстраивает повествование вокруг трех, уже перечисленных, персонажей. Любое действие или событие на экране так или иначе касается их. Это правильное решение для такого интимного и глубоко эмоционального фильма, так как любое разнообразие лиц и излишняя оригинальность в сюжете только бы навредили раскрытию смысла.
Техническая сторона: три цвета и три героя
Как я уже сказал, Гаррель снял интимное и эмоциональное кино. Специфика подобных фильмов не подразумевает масштабность, что, собственно, мы и наблюдаем. Отсутствие масштаба и простота антуража дают возможность как можно больше времени уделить диалогам, монологам и эмоциям героев. А диалоги с монологами здесь на высоте, простые и гениальные:
1
«Знаешь, когда я в тебя влюбился? Когда ты разговаривала с покупателем японцем в своей закусочной (Клема). Что ты несешь (Мона)? Я просто хочу сказать, что влюбился в тебя, когда ты обслуживала японца (К). Что за идиотская история (М)? Вовсе не идиотская (К). Погоди, замолчи, нельзя говорить человеку вот так в лицо, что ты в него влюбился (М). Это бред (М)! Правда (К)? Да-а-а, так нельзя, я совершенно не хочу знать о том, что ты влюблен в меня».
2
«Почему ты все время дуешься (М)? Думаешь ты так выглядишь умнее (М)? Мне сейчас ужасно хочется танцевать, это не к добру(М)»
3
«Ты в бога веришь(М)? Трудно сказать (А). Я-я-я-сно, значит веришь (М). Им достаточно перекреститься. Достаточно преклонить колени или зажечь свечку. А как они просят прощения? Как ты думаешь, они все уверены, что бог рядом, что видит их и любит? Вот та женщина, например, за кого она молится? Возможно за свою дочь, угодившую за решетку. Дочь ее умница-красавица. Может, она надеется понять, отчего все пошло вкривь и вкось? Молится, чтобы она (мать) сумела ее простить(М)»
4
«Погоди! Сейчас тебе нужно уйти(А)! Что(М)? Где был твой свитер(А)? На возьми(А). Шутишь(М)? Поторопись давай, ты должна уйти отсюда(А). Что с тобой такое(М)? Надевай свитер скорее(А). Все предельно просто, надеваешь свитер, вылезаешь из кровати, спускаешься вниз по лестнице(А)! Давай, скорей(А)! Черт, мне же больно, что с тобой(М)?! Мне плевать, возьми свои вещи(А)! Ты совсем рехнулся(М)? Держи, живей(А)! Вот твоя сумка, все, вроде все, давай, сматывай удочки(А)! Ай, мне же больно(М)! К черту, ничего не было, ты сама виновата(А). Все! Хорошего дня [хлопает дверью] (А). Стоп, там же холодно. Вот, возьми пальто, а то замерзнешь(А)»
Самое важное в этих диалогах то, что они сыграны без надрывов. Нет ярких, рвущихся наружу эмоций. Любые действия совершаются тихо, спокойно и незаметно (как, к примеру, попытка самоубийства Клема, а затем поиски Моны). Нужно быть действительно внимательным, чтобы понимать внутреннее состояние персонажей. В этом плане Гаррель на дает расслабиться. Все второстепенные или эпизодические персонажи сведены к минимуму.
Так как кино эмоционально-диалогическое, снято оно без использования общих планов в принципе. Только средние, крупные и детальные. Диалоги подаются классическим образом: с позиции слушающего, чтобы не создавать нарочито глубокой связи с говорящим персонажем. Нас специально держат на дистанции и стараются не вызывать чересчур бурных эмоций, которые не уместны как в фильме, так и при его интерпретации.
Цветовая гамма – это главная фишка всего фильма. Я не зря назвал раздел «три цвета и три героя». Главные смыслы и значения в фильме (любого рода, будь то отношения между героями, или важность места для повествования) обозначаются тремя цветами: красный, синий, черный. В каждом кадре, элементе одежды, декорации или предмете есть все три цвета. При помощи триколора режиссер определенным образом кодирует созданную им историю, но об этом подробнее в следующем разделе.
Теперь нужно сказать пару слов о музыке. Она очень ненавязчивая, спокойная, ритмичная, минималистичная – полностью соответствует духу картины. Резкие перемены в музыкальных композициях в плане экспрессивности происходят только в кульминационные моменты (сцена на съемочной площадке, сцена в баре, сцена в церкви и заключительная сцена в отеле).
В техническом отношении все выполнено на «отлично». Я, конечно, считаю, что юмор должен быть чуть менее тонким и более доступным зрителю, но это только мои придирки.
Смысловая сторона: три цвета, три смысла и один образ
Как уже было сказано, в фильме три персонажа и три цвета, которые им соответствуют. Фильм «Два Друга» нельзя назвать трагикомедией, а все потому, что отсутствуют какие-либо волнообразные переходы от комедии к трагедии, повествование всегда равномерно спокойное и тихое. На экране мы наблюдаем саму жизнь и три ее цветовых проявления. Давайте теперь подробнее разберемся в их значениях и в том, к какому же выводу подводит нас Луи Гаррель в конце.
Сразу оговорюсь, я не считаю, что режиссер использовал значения цветов сознательно, скорее интуитивно. Но несмотря на это, применил он их точно. Теперь о самих цветах.
Красный цвет, если верить Люшеру, обозначает активность и жизнь, ее деятельностные проявления (спорт, секс). Но также красный еще и цвет покоряющей любви, желания и аппетита, ответа на вызов судьбы. Важно рассмотреть некоторые элементы фильма в этом ключе.
Если вы обратите внимание, то, например, первая ключевая сцена (съемки фильма), в которой Клема признается в любви Моне, выполнена в красных тонах. Данную сцену можно интерпретировать как вызов судьбы, принятый Клема. Далее сцена развертывается в попытку самоубийства, и можно заметить, что окружающая обстановка приобретает уже иные – черные оттенки. А в другой сцене, в церкви, красный подкрепляет роль интимного и сильного чувства, которое возникает между персонажами Аделя и Моны. Еще один характерный эпизод в клубе тоже снят в красных тонах, тут цвет способствует более тонкому восприятию нарочитой жизнерадостности персонажей.
Таким образом, красный цвет помогает точнее передать эмоции и переживания. Гаррель использует его, как триггер, усиливающий восприятие персонажей. Глубина аскетично выражаемых, а порой вообще не выражаемых эмоций ощущается так ярко именно благодаря заигрыванию с красными тонами.
Синий цвет имеет своим значением умиротворение. Он дарует глубокое чувство расслабленности и спокойствия. Гармония и упорядоченность, защищенность и единение с миром – одни из тех значений, которые соответствуют ему. Для нас важно значение умиротворения. Находясь в этом состоянии, человек бессознательно раскрывается для окружающего мира, улавливая более тонкие воздействия извне. В нем просыпается глубокое эстетическое восприятие действительности.
Луи Гаррель применяет данный цвет в эпизоде в баре, где Мона посредством танца раскрывается для более тонкого восприятия мира, что получает свою полную выраженность в следующей, уже раннее упомянутой, сцене в церкви. Мона произносит длинный философский монолог о боге (я привел его пример выше). Еще одно характерное место – это больница, в которую попадает Клема после попытки самоубийства, там он обретает покой и защищенность, что и выражено при помощи синего.
Черный. Догадаться не трудно: все самое негативное связано с этим цветом. Злость, гнев, жестокость. Но если раскрывать более тонкие смыслы, то можно сказать следующее: черный противоположность всему позитивному, абсолютное отрицание, безоговорочное «нет». Проявляется также как воля к уничтожению существующего, оппозиция, авторитарное давление по отношению к любому другому мнению и образу жизни. Нас интересует значение оппозиции и абсолютного отрицания. Первый смысловой оттенок черного раскрывается в сцене, в которой Адель и Мона ссорятся, его присутствие усиливает ощущение конфликта и оппозиции Аделя по отношению к самому себе (он ведь очень быстро сменяет гнев на милость). Черный, как абсолютное отрицание, присутствует во всех сценах фильма, оттеняя общую романтическую атмосферу.
Теперь об общем смысле. «Два Друга» – фильм о тотальной неопределённости и внутренней пустоте. Нас целенаправленно и неприкрыто ведут к концу, который ничего не решает в отношениях двух друзей, более того – ставит их в тупик. Лично я добавил бы в название знак вопроса: «Два Друга?». Остается неясным, друзья ли Адель и Клема, или же они поддерживали общение только лишь из страха забвения и одиночества?
Гаррель рисует картину уходящего мира теплых и душевных отношений между людьми. Он задается вопросом: что может нас спасти? Почему все вокруг так серо и безжизненно? И сам же отвечает – любовь и дружба. «Нужно держаться вместе, Клема, иначе нам конец», – произносит персонаж Луи. Двух друзей от мрака их быта пробуждает природное женское начало, но тут же исчезает, оставляя их наедине с нерешенными проблемами.
Не случайно выбрана тема блуждания, случайных мест и событий. Персонажи сами не знают, чего хотят и куда движутся. Страшное и незавидное настоящее целого поколения – не знать в свои тридцать ничего о самом себе и мире вокруг, а узнав – испугаться. Вывод прост и банален – все боятся одиночества, а потому сбиваются в кучки, непонятно для чего и зачем. Живут и умирают, так ничего и не поняв, упустив все шансы стать счастливыми и не сделав абсолютно ничего. Гаррель констатирует точку невозврата для своих персонажей: ничего не изменится… апофеоз инфантильности и неопределённости.
P.S. Я ничего не написал про игру актеров, поскольку это будет излишне. Она и так на высоте. Особенно я в восторге от Голшифте Фарахани: удивительная актриса, давно я не видел такой убедительной чувственности и женственности.
Коротко о фильме: трогательное кино о человеческих проблемах.
Советуем Посмотреть:
1. Братья Коэны – «Серьезный Человек» (2009);
2. Такеши Китано – «Хана-Би» (1997);
3. Томми Ли Джонс – «Сансет Лимитед» (2011).