Статья №7. Жизнь замечательных людей. Некоторые персоналии из мира стрит-арта
Стрит-арт – это прежде всего люди. Те, кто его делает, и те, кто его ценит. Поэтому в качестве бонуса к «курсу-размышлению» я решил добавить текст о некоторых авторах, имеющих отношение к стрит-арту. По большей части это уже хорошо известные имена, о которых слишком часто говорят как-то бегло, не уделяя особого внимания. Мои заметки в силу малого объема эту проблему не компенсируют, но по крайней мере позволяют чуть лучше сориентироваться в том, чем (кроме чудесных картинок) могут заинтересовать создатели стрит-арта.
«Я хочу видеть ваши имена на стенах». Свун
Как уже говорилось в этом курсе, и вопрос об авторстве, и вопрос о месте/времени зарождения стрит-арта – сложны и сильно зависят от интерпретации. Какие-то имена и работы уже безвозвратно утеряны, другие напротив с развитием стрит-арта возникают из прошлого и вновь привлекают к себе внимание. Например, работы французского художника Эрнеста Пиньон-Эрнеста, предвосхитившего стрит-арт в принципе «in situ» («на месте»), который он воплотил в своих уличных плакатах и инсталляциях 1960-80-х годов. Упомянуть стоит и его коллегу – Жерара Злотикамиена. И все-таки эти двое, как и Ричард Хэмблтон, остаются художниками, продуктом школ искусства, пусть и крайне разочарованными в привычных методах.
Поэтому я отсчитываю зарождение стрит-арта от работ Blek le Rat и, собственно, с него и начну свои заметки. Дело в том, что он больше вдохновлялся не искусством (хотя получил художественное образование), а непонятными граффити, которые увидел в Нью-Йорке (и у всех удивленно спрашивал «что это значит?», но никто не мог дать ему ответа). Кроме того, он задал своего рода стандарт, который был наиболее популярным в период превращения стрит-арта в нечто целостное и заметное. Этот стандарт: спрей-краска, трафарет, человекоразмерный рисунок, намеренное послание, вписывание в среду и наконец, использование популярных образов (как из массовой, так и классической культуры). Сегодня стрит-арт, конечно, более многолик.
Обращение к отдельным авторам – это неизбежные обобщения (отсылки к биографии, высказываниям, стилю и темам), которые всегда проблематичны. Они могут заинтересовать, но сами эти сведения никогда не заменят встречи – с одной отдельной работой, которой или удается заговорить с вами, или нет.
Blek le Rat
Настоящее имя этого художника хорошо известно (Ксавье Пру, сейчас ему 67), потому как он никогда не стремился сохранить инкогнито. Свой ник он придумал по аналогии с любимым героем комикса (Blek le Roc), но заменил последнее слово на Rat, так как это анаграмма слова Art. Спустя 10 лет после своей поездки в Нью-Йорк (в 1971 году) он вместе с другом решил нарисовать несколько крыс на стенах города, а в дальнейшем создавал трафареты главным образом человеческих фигур. По его словам, повод начать рисовать ему дали мальчишки, которые на его глазах украли баллоны с краской, чтобы разрисовать стену неподалеку.
Любопытно и то, почему он выбрал именно трафарет. Сперва Ксавье с друзьями пытался копировать «дикий стиль» американских граффити – получалось так себе. Поэтому он предложил использовать трафареты, о которых знал из курсов по шелкографии. Однажды он отметит, что в детстве ездил в Падую, где видел фашистские политические граффити. Непонятные лозунги и лицо Муссолини, сделанные с помощью трафарета, навсегда остались у него в памяти. Так и родился его стиль.
Для него характерна глубокая образность (он почти не пользуется текстом), часто с отсылками к классическим работам из Лувра. В то же время он одним из первых стал делать трафареты, отчетливо привлекающие внимание людей к актуальным проблемам (например, похищение журналистки Флоранс Обенас, проблема бездомных и др.).
Blek le Rat оказал ощутимое влияние на Banksy, Шепарда Фейри и многих местных (парижских) авторов. Однако по поводу первого имени в этом ряду он до сих пор испытывает сложные чувства – то признает интеллект и заслуги в развитии стрит-арта, то обвиняет в краже образов, стиля и издевательском тоне (в переписке).
Banksy
Бэнкси стал иконой стрит-арта, возможно, потому, что оказался в нужном месте в нужное время, а может все-таки из-за своего остроумного таланта и довольно дерзких выходок (например, развешивание своих картин в Галерее Тейт, розыгрыш Пэрис Хилтон, акция в Диснейленде). Его называют рок-звездой стрит-арта, сравнивают с Дэмиэном Хёрстом и Энди Уорхолом (сомнительные аналогии ума тех, кто научился только деньги считать).
Собственно, сочетание остроумного троллинга и дерзости создает вокруг Бэнкси специфический ореол, из-за которого никто не может быть уверен, что очередное событие, связанное с его именем – не его провокация (так, например, когда неизвестный продавал на eBay настоящее имя Бэнкси, многие решили, что это он сам и придумал). Кстати, стоит заметить, что Бэнкси отлично и умно пишет в добавок к стенсилам и объектам. Несмотря на это, о бесконечных претензиях от разных чистюль, активистов, политиков и коллег можно говорить очень долго. Только незачем.
В последнее время большинству почему-то интереснее считать заработки Бэнкси или вычислять его с помощью поисковых алгоритмов. Честно говоря, и то, и другое – как-то неспортивно. Особенно второе. Ведь знание о том, что за мужик из Бристоля сделал эти работы, мало что добавит к впечатлению от них. Особенно если это всегда был коллектив, а не один человек. Ну разве что некоторые немного удивятся, если выяснится, что это известный человек (например, Роберт из Massive Attack).
Об этой склонности людей и масс-медиа вестись на очевидные и часто специально подбрасываемые им поводы он сам давно пошутил в своей Лос-анджелесской выставке – в работе «Слон в комнате». Кстати, именно Бэнкси, осознавая неизбежность выставок стрит-арта, одним из первых попытался показать, как они могли бы выглядеть. Его выставки «Existencilism», «Turf War», «Banksy UK Summer Show», парк «Dismaland», отель «The Walled Off Hotel» – это попытка работать с пространством и восприятием вопреки «музейным» ожиданиям зрителя. И в конце концов, если нельзя победить, то разве не стоит возглавить?
Invader
Invader – еще один художник из Франции, закончивший художественную школу в Париже (Ecole des Beaux-Arts). В 1998 году он объявил себя UFA (Unidentified Free Artist) и начал масштабный проект под названием «Space Invader» («Космический захватчик»). Проект существует и по сей день, на его сайте можно увидеть подробную карту «вторжений».
Легко узнаваемой чертой его работ стали керамические мозаики небольшого размера, вдохновленные 8-битными изображениями из компьютерных игр 70-80-х (прежде всего та самая «Space Invaders»). Кроме них он иногда изображает известных людей (актеры, политические деятели) или обложки музыкальных альбомов. Инвейдер работает инкогнито и как-то отметил, что его родители до сих пор уверены, что он работает плиточником в строительной компании. При этом он все же неоднократно попадался полиции, в т. ч. в США (по общим подсчетам за все время он провел уже около месяца в тюремных камерах).
Несколько необычен тот факт, что Инвейдер очень мало говорит о том, чем и главное почему он этим занимается (на все вопросы он отвечает без пояснений – мол, «делаю вторжение» и точка), словно для него это либо совершенно очевидно, либо слишком личное. Как бы то ни было, в значительной степени именно он спровоцировал множество других автор на создание мозаик, инсталляций из Лего и кубиков Рубика, а также других арт-объектов в уличной среде.
Shepard Fairy (он же Obey)
Фрэнк Шепард Фейри – еще один стрит-артист, который довольно скоро избавился от анонимности и стал известным. Причем если в мире он все-таки скорее второй после Бэнкси, то в США на сегодня он – стрит-артист номер один (для масс-медиа и галеристов, само собой). Вопреки, а скорее благодаря множеству скандалов вокруг его имени и творчества.
Шепард подростком разрисовывал скейтборды и футболки друзей, мастерил поделки из разряда «сделай сам». Согласно официальной версии, в 1986 году он сделал два варианта небольших постеров с изображением борца Андре Руссимофа (по прозвищу Гигант), на одном из которых была краткая фраза «Повинуйся» («Obey»). Кстати, она была вдохновлена фильмом Карпентера «Они живут среди нас». Существует и альтернативная версия: проект с Гигантом придумала четверка студентов в качестве экспериментального граффити, Шепард присоединился к ней позже.
Расклейка этих постеров со временем дала эффект: они стали узнаваемыми. Значительный импульс его популярности придал фильм Хелен Стиклер «Andre The Giant Has a Posse» (фильм был хорошо принят на Санденс 1997). Позже Фейри перейдет к графически более сложным работам, однако плакатный стиль (2-4 цвета, лаконичность) останется его визитной карточкой. Его часто обвиняют в плагиате и меркантильности, однако он сам себя до сих пор считает панком. Как бы то ни было, его вклад в массовую культуру вполне ощутим: слоган и постер Obey является одним из чемпионов по количеству обыгрываний в стрит-арте и массовой культуре (кстати, Шепард появляется и в одной из серий «The Simpsons»)
Mear One
Кален Окерман aka Mear One – один из ярких выходцев из граффити-среды западного побережья США. Получил большую известность благодаря своим огромным граффити-фрескам, очень часто с политическим подтекстом. Это не просто большие, но очень детализированные и технически сложные полотна, наполненные яркими, причудливыми или совершенно фантастичными образами. В силу вышесказанного этот автор делает относительно немного работ, так как не любит повторяться и каждый раз тщательно продумывает композицию будущего произведения. За свои произведения Mear One получил прозвище «Микеланджело граффити».
Многие ассоциируют его работы с сюрреализмом, однако он скорее вдохновляется произведениями художника-визионера Алекса Грея и поп-сюрреалиста Роберта Уильямса (хотя среди любимых авторов называет также Босха, Дали, да Винчи, Эшера). Красной нитью через его творчество проходит идея о необходимости изменить свое сознание (в духе идей Нью-Эйдж), чему мешают манипуляции извне. Поэтому наиболее частые темы его работ – власть корпораций, оболванивание масс с помощью религии и денег, экология и права бедных, фантастические образы спиритуальных путешествий.
Собственно, больше всего он похож именно на иллюстрации к эзотерической литературе. В какой-то степени это объясняет и весьма удачный никнейм – «более, чем один». Не обошли его и конфликты: некоторые его работы обвиняют в антисемитизме (из-за критики религии). Впрочем, в последнее время он часто выступает скорее как дизайнер, создающий графику для одежды (например, он создатель бренда «Reform») и обложек альбомов музыкальных групп.
Miss Tic
Художница родом из Франции, начала рисовать трафареты и снимать кино, когда переехала в Калифорнию в 80-х. Затем в 1985 году вернулась в Париж, где продолжила рисовать, преимущественно на Монмартре и в округе Бют-о-Кай. Ее много раз арестовывали и штрафовали, так что, по ее собственным словам, с 1998 года она спрашивает разрешение у владельцев стен.
В этот период и возник ее узнаваемый, довольно поэтический стиль – это почти всегда изображение темноволосой женщины или пары и надпись, содержащая игру слов. Кстати свой псевдоним она тоже взяла из комиксов (Miss Tic – злодейка из комикса «Утиные истории»). Сейчас ей за 60, но она все так же полна идей: рисует, делает выставки, сотрудничает с модными домами, выпускает сборники стихов и переделанных поговорок.
К сожалению, из-за сложностей перевода (игра слов на французском не многим понятна в англоговорящем мире) она не стала очень популярной, хотя вполне могла бы. Ее фразы весьма интересны для обдумывания, например, такая: «этика – это эстетика изнутри».
Swoon
Свун (англ. «обморок», «замирание») или Каледония Дэнс Карри – стрит-райтер из США. Стала рисовать на улице в 1999 году, чтобы как-то справиться с ощущением разочарования от учебы в институте Пратта и стресса от переезда в Нью-Йорк из маленького городка во Флориде. Во время обучения она обнаружила, что современное искусство скорее похоже на дорогостоящие бизнес-проекты, чем на что-то живое и значащее. Улица показала ей альтернативу.
По ее признанию, стрит-арт – это способ сделать «мир больше». Подобно фотографу Брассаю, открывшему граффити парижских стен, в своих первых опытах с небольшими стикерами она обнаружила, что в момент неожиданной встречи взгляда и картинки происходит расширение пространства, некоторое событие, словно другой человек тебе подмигнул через небольшое окошко, вставленное в стену. Когда ее спросили о том, чем же стрит-арт в итоге отличается от остального искусства, Каледония ответила, что в нем важен момент решимости – пытаться сделать мир другим сейчас, не дожидаясь разрешения, денег и всего необходимого.
Эти ощущения и сформировали ее интерес к портретам: в большинстве случаев она изображает своих знакомых или просто где-то встреченных людей, схваченных в какой-то важный момент (раздумья, объятья, ответный взгляд и т. д.). При этом Свун использует множество техник, часто совмещая их: аппликации, линогравюры и гравюры на плотно сложенных газетах, шелкографию и ксилографию, а также рисование. А еще она участвует в сообществе художников «Justseeds», известном своими лодками-инсталляциями («Армада Мисс Рокуэй, «Плавучие города Извилистого моря», «Плавучие города Серениссимы»).
Паша 183 (он же P183)
Павел Пухов – один из наиболее самобытных отечественных стрит-райтеров. Он очень активно работал с начала 2000-х и вплоть до своей неожиданной смерти в 2013 году. Журналисты прозвали его «русский Бэнкси», но это сравнение практически ничего о нем не скажет, кроме того, что он действительно мог бы стать очень известным (в ответ его друзья в шутку стали называть Бэнкси – «английским Пашей»).
Паша 183, по его собственным словам, выработал свой узнаваемый черно-белый стиль с очень живо прорисованными глазами и лицами (местами сродни иконе) из-за нехватки денег. Использовал множество других техник: уличные инсталляции, постеры, проектор, успел снять свой фильм («Сказка про Аленку 2005») и поработать декоратором (зонг-опера «Todd»). Вообще, Павел сменил множество профессий, но главным его занятием с 2005 года стал «социальный стрит-арт».
Его творческая злость породила множество необычных решений, которые, думаю, еще долго будут вдохновлять современных авторов. И мне кажется, что ему порой не хватало ни слов, ни образов, чтобы выразить то, что он ощущал (может поэтому он часто прибегал к цитатам, особенно из русского рока). При этом его отличала нетипичная для нашего стрит-арта ориентация на отечественную культуру. Он был уверен, что если начать что-то делать, начать с себя, то однажды слово «Родина» перестанет звучать смущающе (это было сказано в 2013 году). Для тех, кто любит стрит-арт, в России Паша остается своего рода пророком и покровителем – тем, кто несет свет, камеру и болторез.
Тимофей Радя
Молодой стрит-артист (около 30 лет) родом из Екатеринбурга, уже довольно известный благодаря своим запоминающимся социальным и политическим высказываниям. Кстати, Тимофей – философ по образованию, что хорошо заметно в его высказываниях. Например, очень проницательным и сильным вышел текст проекта «Всё, что я знаю об уличном искусстве».
Большинство его работ вдумчивы, позволяют обыграть несколько идей, в т. ч. благодаря контексту. Лично мне очень нравятся «Твой ход», «После войны», «Стабильность», «Что-то всегда скрыто» и инсталляции, посвященные Бродскому и Маяковскому. Не боится он и экспериментировать с формами и техниками (например, работы с огнем, необычные материалы для объектов), и очень хорошо использует текст. Однако излишняя политизация всегда угрожает упрощением, чего, будем надеяться, не случится с ним (впрочем, часть его «политических» высказываний 2012-14 уже выглядят как обращение не ко всем, а лишь к отдельным группам).
В то же время очень важно, что Тим Радя активно выступает, рассказывает о стрит-арте, помогает понять и заинтересоваться другим. В России и пост-СНГ подобная просветительская деятельность все еще очень важна, даже несмотря на развитие интернета.
Марк Дженкинс и Брэд Дауни
Дженкинс и Дауни – пожалуй, два наиболее ярких представителя уличной скульптуры, оба родом из США. Впрочем, первый начал создавать свои работы в Рио-де-Жанейро, а второй главным образом работает в Берлине и Лондоне. Дженкинс – типичный уличный самоучка, Дауни – скорее результат соединения уличной граффити-сцены и современного искусства (окончил институт Пратта, а затем школу искусств Слейд). Оба также экспериментируют с видео: Дженкинс обожает снимать реакцию людей, а Дауни создал свой фильм о стрит-арте.
Марк Дженкинс известен своими скульптурами из скотча. Это главным образом человеческие фигуры, которые порой сбивают и запутывают. В каком-то смысле он наследует традиции абсурда, в то же время реалистичность фигур часто вызывает живые чувства у прохожих (например, желание помочь человеку в затруднении). Именно ради этого психологического эффекта он и работает: возникающие словно из ниоткуда фигуры провоцируют воображение, на секунду открывая что-то вроде альтернативы серым будням горожан. К тому же его техника предельно проста и многих подталкивает к тому, чтобы попробовать сделать что-то самому.
Брэд Дауни работает с объектами уличной среды – разметкой, дорожной плиткой, дорожными знаками, камерами наблюдения, статуями, узкими переходами, городским транспортом. Нарушая пропорции и отношения, создавая странные гибриды и композиции, он стремится привлечь внимание зрителя к изменчивости города. Город – это не нечто навсегда ставшее, с чем нужно мириться, скорее, это перманентная стройплощадка, где можно и нужно что-то менять под себя. Его ирония также призвана пробудить социальную активность жителей, чтобы противопоставить ее излишнему бюрократизму властей.
Zevs
Зевс, начинавший как теггер, трейнрайтер и даже пранкер, считается одним из создателей французской стрит-арт сцены (наряду с Инвейдером и Андре). В отличие от своих коллег, Зевс регулярно менял свой подход и к технике, и к сообщению. В конце 90-х он обрисовывал тени уличных предметов (проект «Electric Shadows»), а после того, как по указанию мэра их стерли, некоторое время создавал так называемые «собственно граффити» или «реверсивные граффити» (водой под давлением по грязным стенам). В этот период он также экспериментировал с краской, видимой только в ультрафиолете.
В дальнейшем Зевс переключился на работу с рекламой. Здесь были проект с похищением модели с билборда («Visual Kidnapping»), рисование красных точек на лбу у рекламных моделей («Visual Attacks») и серия работ «Liquidated Logos». Провокация с вырезанным изображением оказалась весьма удачной, чего я лично не могу сказать о последующих.
Уже в серии «Ликвидация» отчетливо заметны две вещи: во-первых, ориентация Зевса строго на выставки и галереи, а во-вторых, неспособность понять, что подобная акция лишь поддерживает силу брендов, а не вредит им (разглагольствования насчет айкидо в отношении образов не так убедительны, как тот факт, что при необходимости владельцы брендов запросто его засудят, вот только почему-то этого не делают).
Ludo
Еще один стрит-артист из Парижа, который любит компьютерный дизайн и клеить постеры. Ludo отучился на социологическом факультете, после чего осознал свои таланты в графическом дизайне. Получая художественное образование в Милане, он заинтересовался стрит-артом.
Работы Людо сложно спутать с чьими-то еще: он делает постеры с очень сложными черно-белыми изображениями, в которых необычно пересекаются живые существа с современными предметами быта, а единственная краска, которую он использует –зеленая (особый оттенок, который он хочет, чтобы назвали в его честь).
С чьей-то легкой руки его проект также получил название «Nature’s Revenge» («Месть природы»). И сам автор признает, что соединение растений, насекомых и животных с человеческими технологиями – это его «стремление к модернизму», посредством которого он хочет рассказать о том, что окружает нас, влияет на нас и призывает к определенного рода смирению.
Dolk и Pøbel
Два наиболее известных стрит-артиста из Норвегии. Их прозвища обозначают на норвежском «кинжал» и «хулиган». Первый вдохновился стенсилами Бэнкси и в 2003 году начал делать свои, второй – чуть раньше (в 2000-2001).
Pøbel еще подростком увлекся трафаретами: он рассказывает, что, глядя на футболку друга с Че Геварой, он поражался тому, что можно сделать узнаваемое изображение только из черной и белой краски. Пытаясь повторить этот эффект, он вскоре пришел к мысли, что можно рисовать не только дома, но и на улице. Однако оба автора вскоре обнаружили, что в Норвегии почти нет улиц, поэтому часть их работ создавалась на заброшенных и разрушенных домах или на других объектах на отшибе.
Оба работают в схожей технике – это средние и большие работы, обычно черные трафареты людей, иногда с использованием других цветов. В смысловом содержании они тоже схожи (их часто путают как друг с другом, так и с Бэнкси): им характерна едкая ирония, часто обыгрываются остросоциальные или политические темы. Нередко высмеивают они сугубо норвежские нравы и проблемы.
Они почти не пользуются текстом (за несколькими исключениями – например, работа «Friendship» на остове старого ржавого корабля), вместе с этим образы Dolk очень часто содержат юмор и сексуальный подтекст, а у Pøbel более ощутимы темы мрачных сторон жизни и надежды.
Zoo Project
Настоящее имя – Билал Берени, француз тунисского происхождения. Этот стрит-райтер запомнился большими работами в черно-белом стиле, наиболее узнаваемая черта которых – зооморфные существа, отсылающие к образам сюрреализма. Zoo Project – довольно активно работал приблизительно с 2005 года, сделал несколько запоминающихся работ во Франции, Тунисе, пост-советском пространстве (например, рисунки в районе высохшего Аральского моря).
В возрасте 23 лет Берени был убит в Детройте. Его тело нашли в заброшенном здании. Судя по всему, он был застрелен ради ограбления. Только через год его идентифицировали. По его делу были обвинены и осуждены трое молодых людей (17-20 лет), признавшихся в попытке ограбления.
В своем творчестве вдохновлялся как современниками (художник-ситуационист Эрнст Пиньон), так и классиками (Энгр, Курбе). Его изображения довольно концептуальны – это почти всегда иллюстрация хорошо читаемой идеи, при этом они используют язык простых образов, доступных каждому.
VHILS
Алехандре Фарто, известный как Вилс – относительно новое имя в стрит-арте, но уже прочно с ним ассоциирующееся. Возможно, потому, что работы этого автора из Португалии впечатляют своей фактурой и техникой: Вилс создает портреты людей (реже – другие образы и надписи) с помощью разрушения штукатурки стен. Помимо этого, он экспериментирует и с другими формами: скретчинг, контролируемый взрыв, комбинирование разных поверхностей.
Фарто начинал как граффити-райтер, он делал теги, разрисовывал вагоны. По его признаниям, атмосфера в Португалии была чрезвычайно терпима к граффити, поэтому популяризация стрит-арта в 2003 году породила буквально взрыв самых разных творческих групп и событий. Однако Вилс именно в эти годы отходит от граффити и начинает искать собственный метод, в т. ч. благодаря вдохновению от Бэнкси. Кстати, именно он пригласит Вилса в Лондон в 2008 году принять участие в выставке, после чего и начнется международная слава.
Его техника – это по сути обратный трафарет, создаваемый абразивными инструментами. Как он сам поясняет – это «экстремальная сторона граффити, когда ты не пишешь свое имя, а вырезаешь его на поверхности стены. Большинство людей думают о краске, когда речь заходит о граффити, но для райтера важно все, что помогает оставить свое имя в городе, будь то процарапывание, работа с кислотой, тормозной жидкостью, ацетоном и т. д.». При этом часть работы Вилс всегда оставляет незаконченной, т. к. считает, что распад и изменения, возникающие благодаря воздействию окружающей среды, – это важная часть его работы. Стрит-арт, который со временем меняется, но в то же время довольно устойчив – это и в самом деле удачная творческая находка.
«Злые»
Арт-группа «Злые» – группа стрит-артистов из Екатеринбурга, которая существует с середины 2000-х. И как несложно понять из названия, они довольно часто обращаются к «болевым точкам» общества, жестко критикуя или мрачно констатируя те вещи, которые обходят в своей речи официальные источники и СМИ.
Работы «Злых» очень часто являются живым откликом на происходящее в информационном поле. К сожалению, именно поэтому многие работы живут крайне недолго, и увидеть из можно только на фотографии. Их высказывания задевают, хотя я, например, со многими не согласен (порой кажется, что шок-контент перевешивает способность поделиться мыслью, которую можно хоть куда-то развить), однако меня всегда вдохновляет то, насколько свободны они в поиске и выборе техник. На моей памяти этот коллектив работал в самых разных техниках, смело смешивая их и дополняя.
Вместо заключения
В окончании этого текста можно лишь посетовать на то, что обо всех интересных стрит-райтерах невозможно рассказать. Увы, нет возможности и написать большой и подробный текст об отечественной стрит-арт сцене. И на мой взгляд, в 2010-х на пост-СНГ-пространстве возникает и развивается одна из самых интересных стрит-арт сцен. Где-то еще подражательная, но во многом уже довольно самобытная. Например, в России появляются и пост-граффити, и муралс, и оригинальный стрит-арт. Это Дмитрий Аске, Никита Pst., Никита Номерз, Слава ptrk, Андрей Оленев, SY, Марат Морик, Максим Реванш, Миша Most, группа Такнадо и многие-многие другие.
Будущее стрит-арта неопределенно, но если он окажется устойчив к искушениям продаться или встать в идеологическую позу, то мы увидим еще много новых высказываний.
- Шелкография
- техника трафаретной печати на бумаге, ткани или схожих материалах, в которой для изготовления печатной формы используются специальные полиэфирные, нейлоновые или металлические сетки малой толщины с высокой частотой расположения нитей.
- Скретчинг
- техника рисунка, близкая к гравюре. Создается с помощью царапин на любой удобной поверхности.