Статья №10: Сергей Сергеевич Прокофьев. Солнечный гений суровой эпохи
В погоне за корифеями
Сергей Сергеевич Прокофьев – композитор, к которому в последние десятилетия обращаются все чаще. Он по праву принадлежит к когорте «великих русских композиторов», равно как и к ярчайшим именам в академической музыке ХХ века. Вместе с Дмитрием Шостаковичем он составляет пару самых талантливых отечественных наследников классической традиции.
При этом если первый во многом ориентировался на симфоническую линию Венской школы (Бетховен-Брукнер-Малер), то Прокофьев – в гораздо большей степени был связан с национальной композиторской традицией. По выражению Шостаковича, Прокофьев:
«Гениальный композитор, он развил творческое наследие, оставленное нам великими корифеями русской музыкальной классики – Глинкой, Мусоргским, Чайковским, Бородиным, Римским-Корсаковым и Рахманиновым».
Наряду с этим новаторство в области музыкального языка и ритма, ставит его в один ряд с современниками-экспериментаторами. И хотя он не получил широкого признания в Европе [как и Стравинский – прим.авт.] при жизни, сегодня это один из самых часто исполняемых и без сомнения интернациональных сочинителей.
В его музыке нашли себе продолжение прежде всего динамичность и энергия предшественников из «Русской пятерки», но с совершенно новым акцентом, который привнесла эпоха «ревущих двадцатых». Даже стиль его фортепианных работ часто называли «моторным». Огромный вклад он внес и в развитие музыкального театра. Стиль мышления Прокофьева оказался созвучен задачам оперы, балета, театра и кино: в нем легко узнаются многоплановость образов и важность интриги, присутствие комического начала и подчеркнутость динамики событий.
Собственно, по этим вещам – «Золушка», «Петя и волк», «Любовь к трем апельсинам», «Ромео и Джульетта» и др. – большинство знает его музыку. Что, впрочем, никак не принижает его заслуг в других областях творчества.
Оставляя за порогом
Прокофьев был незаурядным человеком: трудолюбивым и педантичным, но в то же время наивным и элегантным. Он мог одновременно работать над несколькими произведениями, в свободные часы отдаваясь шахматам, чтению и письму. Оставленные им дневники и автобиография свидетельствуют о том, что даже на фоне тяжелых событий, Сергей Сергеевич оставался оптимистом с хорошим чувством юмора.
После учебы в Петербургской консерватории [в общей сложности он учился в ней около 13 лет – прим.авт.], в 1918 году Прокофьев уезжает заграницу, где путешествует с концертами по миру. Однако его новаторский стиль воспринимается довольно сложно. В рекламных целях в США он выступает как «музыкальный большевик». Однако американская публика не оценила его творчество, возможно, потому что у нее уже был свой русский кумир – Сергей Рахманинов.
По возвращении в СССР в 1936 году события складываются часто не в его пользу. Часть его друзей и знакомых попадают под репрессии 30-ых годов, его самого критикуют в связи с «борьбой против формализма в музыке». Скандалы, запреты, отмены постановок преследуют его, даже несмотря на то, что он никогда не отказывался выполнять государственный заказ.
Даже сегодня многие такие работы Прокофьева вызывают ненужную дискуссию, особенно его кантата к двадцатилетию Октября. Увы, эта монументальная вещь у выдрессированной интеллигенции порождает лишь разговоры о преступлениях режима, для которого она написана.
Однако стоит помнить, что, во-первых, музыкальный текст не обязан соответствовать или служить только смысловой части (поводу, названию, тексту). Что часто и происходило с музыкой Прокофьева и других советских авторов. А во-вторых, нелишне было бы знать, что по своему характеру Сергей Сергеевич Прокофьев был совершенно аполитичен, для него идеология были явлением внешними и неинтересным, вряд ли она могла влиять на его творчество.
«Для него его творческая мастерская была как бы храмом, и, вступая в этот храм, начиная работать, он все, что его беспокоило, огорчало или даже мучило в житейской сфере, в успехах и славе, в связи с политическими проблемами, – все это он оставлял за порогом» замечания внука Сергея Олеговича Прокофьева
От невзгод его берегла поразительная наивность: он даже не задумывался о том, что у других людей могут быть какие-то задние мысли или скрытые планы на его счет. С этой его чертой связано и обращение Сергея Прокофьева к религии. В 1924 году он и его жена, поверив рассказам о чудесных исцелениях, заинтересуются учением протестантской секты «Христианская наука».
Как свидетельствует дневник композитора методы «Христианской науки» помогали ему от болей головы и сердца, а также избавляли от страха перед выступлениями. Прокофьев никогда не афишировал свою религиозность, и поэтому его подлинное отношение к Богу и другим темам остается загадкой [по крайней мере до открытия всех его архивов в 2053 году – прим.авт.].
В целом творчество Прокофьева – это яркий пример соединения национальной традиции с требованиями эпохи. Как автор он одновременно и модернист, и новый классик. Ранний Прокофьев это прежде всего динамика и напор, порывающие с целыми рядом канонов [например, с романтической мелодикой – прим.авт.], в поздний же период своего творчества он возвращается к эпической композиции и более мягкой мелодичности. Вместе с Шостаковичем они составляют пару авторов, по-своему выразивших отечественную и мировую историю в своей музыке.
- Дитя Солнца
- С 1916 по 1921 год Прокофьев собирал альбом автографов своих друзей, которые отвечали на вопрос: «Что вы думаете о солнце?». В последствии он получит название «Деревянная книга». Среди ответивших – К. Петров-Водкин, А. Достоевская, Ф. Шаляпин, А. Рубинштейн, В. Бурлюк, В. Маяковский, К. Бальмонт. Творчество Прокофьева часто называют солнечным, оптимистичным, жизнерадостным. Даже место его рождения (село Сонцовка) он сам называл на малороссийский манер – Со(л)нцевкой.
- Любимчик властей
- В 30-е власти СССР зовут его домой и обещают статус «первого композитора», лучшие условия, при том, что в целом к репатриантам относятся довольно плохо (называя их «перебежчиками»). Ему предоставили огромную квартиру в доме на Земляном валу, 14, где проживали летчик В. Чкалов, поэт С. Маршак и др. Ему позволили привезти синий «Форд» и обзавестись личным водителем. После войны Прокофьев в основном жил на даче в подмосковном поселке Николина гора (купленную на сталинскую премию).
- Музыкальный вундеркинд
- Любовь к музыке маленькому Сергею привила его мать Мария Григорьевна, которая была хорошей пианисткой. В пять лет он сочинит свое первое произведение – пьесу «Индийский галоп». К десяти годам он уже напишет оперу «Великан» и первый акт второй оперы «На пустынных островах».
- Три поколения Прокофьевых
- Потомки Сергея Прокофьева оказались тоже весьма талантливы. Один из его сыновей - Олег Прокофьев был скульптором и художником, писал стихи. А внук Габриэль стал известным композитором и музыкальным продюссером, он также основатель лейбла Nonclassical.
- С.Прокофьев – Op. 16. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром соль минор (1913/1923).
- С.Прокофьев – Op. 64. «Ромео и Джульетта» балет в 3 актах 9 картинах с прологом и эпилогом (1936).
- С.Прокофьев – Op. 74. Кантата к двадцатилетию Октября для симфонического оркестра, военного оркестра, оркестра аккордеонов, оркестра ударных инструментов и двух хоров (1937).
- С.Прокофьев – Op. 78. Кантата «Александр Невский» (1939).