Академическая музыка XX века в лицах

Статья №7: Новая сложность академического авангарда. Творчество Брайaна Фёрнихоу

Редакция Concepture любит всяческие сложности, а поэтому представляет вам очередной материал из курса «Академическая музыка XX века в лицах», посвященный английскому композитору Брайану Фёрнихоу: человеку, настолько не приемлющему простые концепции в музыке, что его творчество было названо «Новой Сложностью».
Статья №7: Новая сложность академического авангарда. Творчество Брайaна Фёрнихоу

Брайан Фёрнихоу – вдохновитель или, лучше сказать, отец авангардного направления классической музыки «New Complexity». Смысл буквальный – ответ минимализму и музыке мейнстрима в виде усложненной техники, доводящей неподготовленного исполнителя (а, возможно, и слушателя) до неконтролируемого скрежета зубов и пара из ушей.

И это действительно смелый шаг. Ведь, если сложность мелодическая еще хоть как-то воспринимается массовым слушателем (вспомнить те же направления прогрессивного рока и электроники), то заигрывания исключительно с техникой – редкость. Со стороны подобное может показаться чем-то слишком безумным для того, чтобы быть продуманной музыкой.

То есть, Фёрнихоу не просто заявляет о своем неприятии академического канона, а действительно работает с авангардной формой. Да что уж там, его музыка не укладывается даже в рамки того, что принято помечать тегом avant-garde. Но, несмотря на славу «революционера» Фёрнихоу удалось сделать выдающуюся академическую карьеру: на сегодняшний день Брайан признанный преподаватель музыки, имеющий престижные награды за свою творческую деятельность.

Свой путь молодой композитор начинал в Бирмингемской Школе Музыки, затем обучался в Королевской Академии Музыки Парижа. Там 25-ти летний Фёрнихоу стал обладателем стипендии имени Мендельсона, учреждённой для поддержки молодых музыкантов.  К тому времени уже были написаны первые работы для струнных квартетов: First String Quartet (1963), Sonatas for String Quartet (1967) и еще одна для духового секстета: Prometheus (1967).

После получения стипендии Фёрнихоу иммигрировал в континентальную Европу, где с 1973 по 1986 преподавал композицию в Фрайбургской Высшей школе музыки. С этого периода творческая активность композитора явно возрастает, так же растет и круг инструментов, для которых пишутся пьесы: фортепиано, виолончели с живой электроникой, сольный вокал.

Значимым для Фёрнихоу становится 1974 год, когда на Международном фестивале современного искусства в Руайяне состоялась премьера пьесы для соло-флейты «Cassandra's Dream Song». В скором времени и другие произведения композитора начинают исполняться на «большой сцене». Тогда о нем впервые заговорят как о значимом и, возможно, наиболее противоречивом композиторе современности. 

В этот же период работа Фёрнихоу «Transit» удостаивается премии Кусевицкого, а сам композитор в 1984 становится кавалером Ордена Искусств и Литературы Франции.  Через 11 лет это же достижение повторит и Филипп Гласс.

С 1987 Фёрнихоу ведет активную преподавательскую деятельность, работая в таких образовательных учреждениях как Калифорнийский университет в Сан-Диего, Стэнфордский университет, Гарвардский Университет. В 2007 становится лауреатом Премии Эрнста фон Сименса, аналогом Нобелевской премии от мира музыки; в 2009 – зарубежным членом Шведской королевской музыкальной академии. Кстати, среди членов академии числился Альфред Шнитке. О нем вы могли прочитать в предыдущих статьях курса.

Стиль Фёрнихоу явно противится модернистскому формализму. Его не устраивает сериализм и другие «дегенеративные» подходы, сводящие все к выбору набора известных и работающих ходов в сложившихся системах. Фёрнихоу предпочитает более спонтанный способ отношения к композиции. Также стоит отметить, что обычно различные технические приемы исполнения и артикуляции используются как способ передачи эмоционального окраса произведения.  

Зачастую, это довольно спонтанное использование в рамках небольшой импровизации при игре привычного материала. Вспомните, как во время живого исполнения ваш любимый рок-гитарист применяет подобные технические приемы: слайды и бенды, добавляет искусственные флажолеты или, вообще, переходит на другой способ игры, к примеру, тремоло.

Простейшим примером влияния техники на композицию могут служить акценты, которые, несмотря на то, что они никак не влияют на саму мелодию, как на последовательность нот в тональности, могут значительно менять её характер.

В случае Фёрнихоу все эти способы тонкого влияния на мелодию возводятся в шестую степень и становятся базисом его музыки. Сам же композитор объясняет это проявлением индивидуализма в искусстве и говорит об особенностях своего музыкального творчества следующее:

 «Для меня техника - служанка более высоких идейных соображений, воплощенных в музыке. Я, как хирург во время операции, вскрываю и зашиваю отдельные участки духовного тела нашей цивилизации».

Разумеется, сам композитор намеренно не формировал никакой школы «Новой Сложности». Просто его творчество стало ярким выражением идей будущего движения и возникло оно только благодаря наличию значительного ряда композиторов, симпатизирующих технически-сложной академической музыке.

Напоследок, почему-то хочется сравнить Фёрнихоу с психиатром, который мастерски выявляет причинно-следственные связи в речи шизофреника. Грань, отделяющая работы Фёрнихоу от бреда и хаотических нагромождений, заключается в академизме. В том простом факте, что он излагает свои задумки нотной записью, то есть дает прямой ключ к пониманию композиций. Если этого не хватает, то объясняет исполнителям нюансы игры.

Брайан Фёрнихоу слишком глубоко понимает современную музыкальную парадигму, а потому у него не остается другого выхода, кроме как всеми силами рваться за её пределы. 

Рекомендуем:
  1. Brian Ferneyhough «Cassandra's Dream Song»
  2. Brian Ferneyhough «Bone Alphabet»
  3. Brian Ferneyhough «Shadowtime» (Opera)
  4. Brian Ferneyhough «Etudes Transcendantales»